Крестьяне как всегда без вины виноватые

15 августа 2006

29 июня в «Кировской правде» были опубликованы департаментом финансов области результаты оценки эффективности региональных налоговых льгот за 2005 год. В соответствии с ними был сделан вывод о низкой эффективности предоставленных льгот по транспортному налогу и налогу на имущество для «организаций по производству и переработке сельскохозяйственной продукции». Приведены конкретные отрицательные цифровые данные, вызвавшие серьёзный резонанс среди сельхозтоваропроизводителей области.

Эти материалы легли на стол губернатору, ушли в соответствующие федеральные министерства и ведомства. Они, по сути, дискредитировали вятское село, в очередной раз подтвердив его несостоятельность. Вновь крестьянство - это «чёрная дыра»: сколько ему ни помогай, всё равно работает с убытком. Посмотрите сами, заключают областные финансисты, на фоне роста прибыли от реализации сельхозпродукции по сравнению с 2004 годом более чем в два раза и увеличения государственной поддержки сельхозпредприятиям на 21 процент поступления налоговых платежей от них в областной бюджет сократились на 32 процента! Все было бы правильно, если бы не было так не профессионально, если не сказать, лукаво изложено.

Опубликованные данные были обсуждены на рабочем заседании комитета по аграрным вопросам, переработке и развитию сельских территорий Законодательного Собрания области. Депутаты пригласили на него специалистов из департаментов сельского хозяйства и финансов.

Суть наших возражений заключалась в следующем: нельзя вводить читателя в заблуждение неграмотными расчетами, это чревато крайне негативными последствиями. Надо понимать, что сегодня на селе имеют место две формы налогообложения. Новая - это единый сельскохозяйственный налог (на него перешли хозяйства, которые не имеют возможностей для интенсивного развития), и старая, когда хозяйства платят в бюджеты по различным видам налогов. Именно они и пользуются предоставленными льготами. Это достаточно крупные и развитые сельхозпредприятия -таких у нас десятки (например, агрофирма «Дороничи», агрокомбинат «Красногорский», племзавод «Соколовка», СХП «Искра», «Красный Октябрь» и другие), которые вкладывают средства в техническое перевооружение, наращивают объёмы производства, другими словами, работают на перспективу. Они уже по своему определению не могут хозяйствовать неэффективно.

Мы прекрасно понимаем, что бюджетные деньги должны работать эффективно. В свою очередь и финансисты должны понимать, что эффект от вложенных в село средств не может быть мгновенным. Одно это не позволяет определять бюджетную эффективность как разницу между ежегодной финансовой эффективностью и суммой предоставленных налоговых льгот. Вместе с тем также нужно учитывать, что каждый год с внесением поправок и дополнений в законодательство правила игры на «налоговом поле» меняются. Главным образом это касается изменения «бюджетных адресов». То есть сегодня мы платим столько-то и в такой бюджет, а завтра - столько-то и в другой (львиная доля налогов сегодня уходит в Москву). В этом и состоит основная причина сокращения налоговых выплат, в частности, в областной бюджет.

Депутаты-аграрии, большинство из которых являются руководителями крупнейших сельхозпредприятий области, сделали свои расчеты. Из них видно, как и на какие нужды расходовались финансовые средства, в том числе от предоставленных налоговых льгот. Эти расчёты позволяют сделать совершенно обратный вывод - о высокой налоговой эффективности, так как на подавляющем большинстве предприятий выплаты в бюджеты различных уровней выросли по сравнению с 2004 годом. Впервые за последние годы. Это в какой-то степени свидетельствует о стабилизации положения дел в аграрном секторе области.

Для общей наглядности приведу конкретный пример. В 2005 году налоговые льготы в агрокомбинате племзавода «Красногорский» составили 4,5 миллиона рублей. А объем инвестиций в развитие производства по сравнению с предыдущим вырос с 8,6 млн рублей почти до 60 млн рублей, в том числе за счет собственных средств с 4 до 28 млн. рублей. В то же время почти в два раза увеличились платежи в бюджеты, но в областной... сократились на 6 тысяч рублей. Опять же по одной простой причине изменения сумм налоговых отчислений и «адресов». И такая картина характерна для указанной областными финансистами категории налогоплательщиков.

Кроме того, средства от налоговых льгот на селе, вложенные в основные фонды, значительно увеличивают залоговую базу, что привлекает новые кредитные ресурсы, положительно влияет на рост объемов кредитования.

Таким образом, не существует единой математической формулы для определения бюджетной эффективности. Каждый год необходимо обновлять и продумывать сами подходы к финансовым расчётам. Более того, для аграриев показатель бюджетной эффективности не является первостепенным, он имеет значение для финансистов, но совершенно не отражает положения дел в аграрном секторе. Для нас важен каждый рубль, вложенный в развитие производства, в его будущее. Этот рубль не пропал в «чёрной дыре», он не «проеден» крестьянами, а находится в работе - на него куплена новая техника, построены новые фермы, увеличены объемы производства и реализации сельхозпродукции.

По мнению депутатов-аграриев, обнародованный отчет областного департамента финансов не только искажает результаты оценки эффективности региональных налоговых льгот. Как официальный документ, на чей бы стол он ни попал - губернатора или министра, он свидетельствует отнюдь не в пользу вятского крестьянства, даёт право усомниться в его работоспособности и рачительности. Вот к чему приводит такое непродуманное, непрофессиональное отношение к подготовке подобных материалов.

Н.КИСЕЛЕВ, первый заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам, переработке и развитию сельских территорий Законодательного Собрания области, председатель областного отделения Аграрной партии России.

«Кировская правда», № 97 от 15.08.2006

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 15.08.2006 10:40:20

Последнее изменение: 24.04.2007 10:59:46