Загнали в угол

6 июня 2013

«ПОБЕДИЛОВО» СОБИРАЕТСЯ ЖИТЬ В КРЕДИТ ГОДАМИ

На аэропорт «Победилово» областной бюджет уже потратил такую сумму, что, если ее разделить на количество человек, проживающих в регионе, то получится, что каждый житель области один раз слетал до Москвы и обратно. В мае 2012 года депутаты ОЗС побывали на выездном заседании в «Победилово». После этого у них возник вопрос: насколько эффективно тратятся бюджетные средства и что делается, чтобы аэропорт перестал клянчить деньги из регионального бюджета?

В декабре 2012 года планировалось, что на очередном заседании комитета ОЗС зампредседателя правительства Сергей Щерчков и директор аэропорта Александр Андрейчук должны были представить информацию по экономическим показателям деятельности ОАО «Кировавиа» за 2010‑2012 годы. Но встреча не состоялась под предлогом того, что первый заместитель губернатора ушел в отпуск. 24 января совет директоров ОАО «Победилово» собрал внеочередное заседание и освободил Александра Андрейчука от занимаемой должности. Новым главой аэропорта был назначен Андрей Жданов, он заявил в феврале, что кредитная задолженность «Победилово» 219 млн. рублей и без господдержки предприятию не выжить. Взамен руководство аэропорта пообещало создать план финансового оздоровления аэропорта. Его‑то и заслушали депутаты на майском комитете ОЗС.

Из кредита в кредит

Андрей Жданов еще раз попросил депутатов одобрить выделение аэропорту 250 млн. рублей. По его словам, 110 млн. пойдет на оперативную деятельность (оплата топлива, зарплата сотрудников, налоги), 80 млн. рублей – инвестиции (реконструкция аэровокзала, ремонт кровли, перевод на газовое отопление и т.д.) и 60 млн. – расходы на финансовую деятельность (из них 38 млн. – оплата процентов по кредиту, 12 млн. – по лизинговым платежам). Для того чтобы предприятие вышло на самоокупаемость, необходимо, чтобы пассажиропоток достиг 190 тысяч человек в год.

Что интересно, оказывается, аэропорт для того, чтобы расплатиться по долгам 2012 года и бесперебойно работать в следующем, взял в начале 2013‑го кредит в «Вятка-банке» как раз на эту сумму под 16,8% годовых (почти 40 млн. рублей – только проценты! Для сравнения: чуть больше требуется средств, чтобы принять областной закон об инвалидах. – Прим. ред.). Так что 250 млн. рублей, которые было предложено парламентариям выделить из бюджета, пойдут на выплату кредита, крайний срок погашения которого 15 июля 2013 года. Далее руководство предприятия вновь планирует обратиться в банк и взять новый кредит, но под менее высокий процент и с рассрочкой – в идеале – на пять лет. То есть на сегодняшний день реальная потребность предприятия в средствах – это 460‑470 млн. рублей. По словам Андрея Жданова, к концу 2013 года кредитный портфель предприятия составит 213 млн. рублей.

Повинную голову меч не сечет?

Выйти же на самоокупаемость предприятие планирует к 2020 году. Конечно, депутаты возмутились: почему раньше никто не озвучил эти цифры? Ведь кредит‑то брали в декабре-январе, а депутатов перед фактом поставили в мае.

«Мы не так давно принимали бюджет на 2013 год в плановом порядке, – заметил депутат Валерий Крепостнов. – Мы могли и должны были говорить о субсидировании деятельности «Победилово». Могли и должны были говорить о суммах, необходимы для аэропорта. Могли и должны были предполагать, что 40 млн. рублей процентного сопровождения по кредитам – это неэффективное отношение к бюджетным деньгам. Почему мы сегодня узнаем, что через месяц нам необходимо закрыть 250 млн. Более того, уже принято решение, что аэропорт пять лет подряд будет кредитоваться в банках и как минимум миллион долларов тратить на проценты. При том, что мы все равно будем субсидировать эту деятельность. Это непонятно».

«Здесь организационно-политическая ошибка, на мой взгляд, во взаимоотношениях между правительством и Законодательным собранием, когда мы не обладаем оперативной информацией о состоянии дел, – сказал депутат Валерий Туруло. – Если бы это было поднято еще в прошлом году, мы тогда бы стали принимать определенные решения и не было бы сейчас такого скандала. Но нас‑то уверяли, что все идет замечательно, все по плану. Конечно, решение надо принимать».

На пленарном заседании заместитель губернатора Сергей Щерчков взял вину за случившееся на себя, при этом добавил: «Повинную голову меч не сечет». Что вызвало волну возмущения. «После таких вещей порядочные люди подают в отставку», – заметил один из депутатов.

Из убыточного – в доходное

Сейчас же получается, что законотворцев загнали в угол. Потому что всем понятно: «Победилово» региону нужно. И не только потому, что наличие аэропорта повышает инвестиционную привлекательность области.

В Кировской области на сегодняшний день строятся два предприятия (завод по производству препаратов крови и филиал №2 ОАО «Концерна ПВО «Алмаз-Антей»), которые будут остро нуждаться в услугах «Победилово». Если первый на сегодняшний день законсервирован, и непонятно, будет ли этот, по сути, федеральный проект реализован на кировской земле, то второй – строится. В российский «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» на сегодняшний день входят предприятия, разрабатывающие и выпускающие вооружение (ПВО и ПРО). В будущем кировский филиал этого концерна может обеспечить «Победилово» регулярными заказами – так что в перспективе аэропорт из убыточного может превратиться в доходное, стратегически важное госпредприятие. На сегодняшний же день практически все имущество «Победилово» находится в залоге, и если предприятие будет постоянно кредитоваться в коммерческих банках, может возникнуть опасность увода предприятия из госсобственности. Для этого кредитору достаточно подать в суд. Впрочем, и на комитете, и на майском заседании ОЗС некоторые парламентарии предлагали правительству выставить акции этого госпредприятия на продажу. Сергей Щерчков сообщил депутатам, что такой вариант прорабатывался, но «от этой идеи быстро отказались, потому что предприятие убыточное и его акции востребованы не будут».

В конечном счете на пленарном заседании парламентарии проголосовали за выделение 250 млн. предприятию. В свою очередь Андрей Жданов пообещал, что отныне вся финансовая деятельность «Победилово» будет максимально прозрачна и доступна для депутатского контроля.

Ирина РОГОЖИНА

«Новый вариант», № 22 от 06.06.2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 07.06.2013 10:36:34

Последнее изменение: 07.06.2013 10:36:45