Далеко ли уедем?

11 июля 2013

Депутаты вновь поставили вопрос об изменении подхода к пассажирским перевозкам

С нашими пассажирскими перевозками все время что-то не так: пассажиры недовольны высокой стоимостью проезда и непредсказуемостью расписания, перевозчики – низкой рентабельностью бизнеса и завышенными требованиями, правительство – слишком большими затратами на субсидирование выпадающих доходов.

Все понимают, что надо что‑то менять, но только доходит до обсуждения конкретных моментов, сразу получается как в басне Крылова про рака, лебедя и щуку. Не стал исключением и прошедший 5 июля круглый стол, на участие в котором пригласили глав муниципальных образований, представителей заинтересованных департаментов, депутатов областного Заксобрания и, конечно, самих перевозчиков.

Мнения два. И ни одного верного?

Первым взял слово глава департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области Альберт Запольских. «В целом на территории Российской Федерации существуют два подхода к транспортному обслуживанию населения. Первый является, по сути, рудиментом советского периода. Согласно этому подходу обслуживание населения и компенсация выпадающих доходов перевозчиков ложится на плечи бюджетов. Вторая система, которая является, на мой взгляд, более современной, когда перевозка пассажиров является рыночной услугой, и государство берет на себя только полномочия по компенсации перевозки льготных категорий граждан», – сообщил Альберт Владимирович.

За конкурсный отбор перевозчиков выступила и администрация города Кирова. «Мы поддерживаем идею, что должен быть конкурс. Позиция города такова: перевозки не должны быть услугой, когда кто хочет, тот и ездит. Мы принципиально за то, чтобы с перевозчиком заключался договор, где прописываются все права и обязанности и согласно которому с него потом можно спросить. Чтобы не было ситуаций, когда, скажем, с 1 по 10 января перевозчик отказывается выходить на маршрут, потому что ему это невыгодно (а такое было). Второй принципиальный момент – быть ли вообще коммерческим перевозкам. Мы говорим о том, что каждый пятый житель города имеет льготу. Де-факто это значит, что, когда автобус подходит к остановке и льготник видит надпись «коммерческие перевозки», он не может воспользоваться этой услугой», – обосновал свою позицию Олег Чичибабин, начальник отдела транспорта администрации Кирова.

Но это позиция властей, которая, кстати, уже была озвучена осенью прошлого года, когда правительство области вышло с инициативой и предложило народным избранникам свой вариант закона о пассажирских перевозках. Но тогда депутаты инициативу не поддержали и решили разработать собственный вариант закона.

Работа велась довольно долго. По словам Виктора Женихова, председателя комитета по энергетике, ЖКХ, строительству, транспорту и связи областного Заксобрания, проект рассматривался на рабочей группе около 5 раз.

Принципиальная разница депутатского подхода в отличие от правительственного состояла в том, чтобы ликвидировать обязательную на сегодняшний момент конкурсную процедуру отбора перевозчиков. Аргументация народных избранников такова: в любом случае в настоящие время многие выставляемые лоты либо изначально «затачиваются» под конкретного перевозчика, либо остаются невостребованными. К примеру, в 2012 году из выставленного на конкурс 61 лота на 8 – заявок не было вообще (чаще всего это так называемые «социальные» маршруты, прибыльность которых изначально находится под вопросом), 1 – отменен. К тому же отмена конкурсного отбора (а значит, во многом и упрощение требований, предъявляемых к перевозчикам) должна, по мнению депутатов, помочь выйти из «тени» так называемым «нелегалам», которые сегодня изрядно портят кровь официальным перевозчикам.

То ли такси, то ли заказной

Причем к «нелегалам» собственники автобусов и пазиков причисляют не только тех, кто работает на таких же машинах, но (и даже в первую очередь) тех, кто замаскировал свой бизнес под такси. Факт того, что в Кировской области с начала действия закона о такси регистрируется все больше автобусов категории В (чаще всего восьмиместные газели и микроавтобусы Ford), подтверждают и представители УГИБДД. «В Белой Холунице на межрайонных маршрутах ездят такси, которые подъезжают минут за 20 до отправления рейсового автобуса, собирают пассажиров и уезжают, а легальный перевозчик, по сути, остается без прибыли», – жалуются предприниматели.

Еще один вариант незаконного увода прибыли – использование так называемых «заказных» автобусов. Хотя, говорят предприниматели, везде четко прописано, что заказной автобус ездит не по расписанию, а прибывает в строго оговоренный заказчиком промежуток времени, да и плата за проезд не может собираться с каждого отдельного пассажира.

Не видели, но согласны…

Сомнения собравшихся на круглом столе вызывал и вопрос о том, как будет обеспечиваться безопасность пассажиров при коммерческих перевозках. Огромные опасения вызывает то, что частные перевозчики, борясь за рентабельность своего бизнеса, могут «забросить» низкоприбыльные социальные маршруты и переключить внимание лишь на сулящие большую выгоду направления. А высокая конкуренция, которая при этом создастся, «размажет» прибыль между большим количеством перевозчиков. Таким образом, обслуживание на социальных маршрутах может стать нерегулярным, а прибыльные направления со временем превратятся в низкодоходные.

В общем, вопросов в ходе работы круглого стола, пожалуй, стало еще больше, чем было раньше. Усугубилась ситуация и тем, что люди, которые могли бы внести действительно существенные предложения в вариант «депутатского закона», до сих пор его не видели. Виктор Женихов немного смутился при упоминании этого момента, но пояснил, что основанием для такой «скрытности» стали предписания юридического отдела Заксобрания. «Но если мы не примем решение сегодня о том, чтобы вынести законопроект на обсуждение в первом чтении заксобрания, о нем можно будет забыть», – сообщил Виктор Николаевич. Несмотря на такую постановку вопроса и то, что ситуация в сфере пассажирских перевозок как внутримуниципальных, так и межмуниципальных и межрайонных, требует корректировки, собравшиеся решили не спешить. Депутатам предложили еще поработать над законопроектом, исправленный вариант которого должен быть представлен в августе.

Только цифры

- В 2012 году на субсидирование выпадающих доходов перевозчикам из областного бюджета было выделено более 165 млн рублей.

- В Кировской области официально зарегистрировано 16 категорий граждан, имеющих право на льготный проезд, – это порядка 255 тысяч человек (из них 97 тысяч – в городе Кирове). В том числе 139 тысяч – федеральные льготники.

Ольга Салтыкова

«Новый вариант», № 27 от 11.07.2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 12.07.2013 10:16:44