Третий созыв: на волне реформ

15 ноября 2013

9 апреля 2001 года состоялось первое заседание депутатов третьего созыва. А 4 июля 2002 года Кировская областная дума была переименована в Законодательное собрание Кировской области.

Для этого были две веских причины. Во-первых, в названии было решено закрепить законодательную функцию регионального парламента, отделив его в сознании людей от городских и районных дум, которые были представительными органами местного самоуправления. Собственно, это уже сделала Конституция Российской Федерации, провозгласив властью только два уровня - федеральный и региональный, а органам местного самоуправления оставив отдельную нишу.

А во-вторых, депутатам хотелось поднять имидж своего органа власти как единственного и исключительного носителя права принимать региональные законы.

Поправки, связанные с переименованием, были внесены в Устав (основной закон) и во все остальные законы Кировской области.

Годы работы третьего созыва - а он был избран на пять лет - пришлись на время реформ. Были приняты новые кодексы - земельный, лесной, ЖКХ и т.д., - которые принципиально меняли прежнюю систему отношений. Все они были направлены на то, чтобы закрепить рыночные правила игры в самых разных хозяйственных сферах, четко распределив роли собственников, арендаторов, пользователей, контролеров.

Никогда больше в Кировской области не принималось так много базовых законов в сфере земельных отношений, как в 2002 году. Воздух был буквально наэлектризован, когда обсуждались такие законы, как «О максимальных размерах бесплатно предоставляемых в собственность граждан земельных участков» и «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность». Оно и понятно - собственность на землю во все времена была в основе общественных отношений.

Земельная реформа стала первой в числе реформ, касающихся распределения природных богатств. Впрочем, несколькими годами позже не меньшую полемику вызвали законы, связанные с распределением других естественных ресурсов - недр, лесов и вод. Особенно досталось «лесным» законопроектам: прения по ним начались, по сути, еще тогда, когда на федеральном уровне принимался Лесной кодекс, три альтернативных проекта которого регионам предложили обсудить заблаговременно.

Именно этому созыву довелось взять на себя удар социальных реформ. Все мы помним печально знаменитый Федеральный закон №122, который перевел льготы с натуральной формы на денежную и существенно пересмотрел систему социальной поддержки в целом.

На областной и местные бюджеты было возложено свыше 80 льгот более чем 30 категориям граждан. В итоге город не платил транспортным предприятиям выпадающие доходы за муниципальный заказ, и транспортники отказывались бесплатно возить льготников. Аптеки не могли предложить даже аналоги льготных лекарств, при том, что очереди к терапевтам состояли преимущественно из тех, кто дожидался выписки льготных рецептов. В больницах не было капельниц, бинтов - даже постельное белье предлагали приносить свое. Зрела социальная напряженность, где-то прорываясь в митинги и пикеты, а где-то - в стихийные драки пассажиров с водителями и кондукторами.

122-ФЗ выполнил две главных задачи. Он четко разграничил льготы на федеральные и региональные, взяв на финансирование федерального бюджета только государственные обязательства. Многие категории граждан, которые раньше имели право на льготы, оказались за бортом - их пришлось обеспечивать за счет областного бюджета. Например, участников боевых действий на территориях, не вошедших в федеральный перечень. Или пожилые люди, имевшие большой стаж, высокие показатели в работе, но не имевшие знака «Ветеран труда РФ». Депутаты Законодательного собрания третьего созыва разработали региональные законы, возложив обеспечение этих категорий на региональный бюджет.

Второй задачей была монетизация льгот. То есть вместо набора услуг предлагалась определенная ежемесячная сумма. С одной стороны, это сняло социальную напряженность. С другой - потребовался довольно длительный переходный период для «утряски» всех поставок и процедур.

Депутатам Заксобрания третьего созыва пришлось принимать несколько десятков областных законов, а областному правительству - подзаконных актов, чтобы обеспечить на территории Кировской области действие федерального закона. Все это сопровождалось еще более длинными очередями в поликлиниках, обидами и жалобами людей во все инстанции, включая депутатскую.

«Вести. Киров», № 100 от 15.11.2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 19.11.2013 11:31:44