Важны не цифры - важен результат

18 октября 2006

Прошел почти год с того момента, как Президент России Владимир Путин объявил одним из приоритетных национальных проектов качественное образование. На сегодняшний день Законодательным Собранием и правительством Кировской области подготовлено и принято пять областных законов, связанных с его реализацией, выделены деньги из областного бюджета. Восемь с лишним тысяч классных руководителей получили из федерального бюджета надбавку за свой важный труд. 28 лучших школ получат по миллиону рублей на развитие.

Миллион - большая ответственность

Одно из учебных заведений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, - Вятский технический лицей.

- Мы - инновационное учебное заведение, и нам нельзя стоять на месте. Мы постоянно строим планы на год, на два, натри, смотрим, какими мы станем, - рассказала директор Вятского технического лицея Елена Левина. - Мы мечтатели, поэтому наша программа была, может быть, немножко нереальная. Для ее реализации в той мере, в какой мы ее планировали, нам нужны очень большие средства.

Миллион от президента стал хорошим подспорьем для успешного старта программы. Интерактивные доски, самые совершенные компьютеры, мультимедийные средства обучения - это все позволяет вести образовательный процесс на очень высоком уровне. Ну и, естественно, часть средств гранта будет использована на повышение квалификации педагогов.

Цифры и факты

Хотя с того момента, когда было объявлено об осуществлении национального проекта в сфере образования, прошло всего девять месяцев, уже и в Кировской области можно воочию проследить ход этой работы. Депутаты областного Законодательного Собрания на сентябрьском пленарном заседании заслушали полную информацию о том, как проект воплощается на местах.

Сделано это было, с одной стороны, в рамках контрольных функций Законодательного Собрания, а с другой - чтобы выявить его сильные и слабые стороны. Вот какие цифры привел депутатам заместитель главы департамента образования Кировской области Александр Измайлов:

28 млн. рублей выделено 28 школам области на внедрение инновационных образовательных программ;

20 млн. рублей получили около 400 школ области на информатизацию образования, подключение к Интернету;

по 100 тысяч рублей получили от Президента РФ 94 лучших учителя области;

от 30 до 60 тысяч рублей президентской премии получат 60 победителей всероссийских и региональных олимпиад и конкурсов;

более 74 млн. рублей выделено на ежемесячное денежное вознаграждение педагогам за классное руководство;

85 комплектов учебно-наглядного оборудования и 22 школьных автобуса поступят в область в рамках национального проекта;

один миллион рублей был выделен из областного бюджета для поддержки сельских школ;

1,5 миллиона рублей область выделила на поощрение лучших учителей;

более 16 миллионов рублей выделил областной бюджет на приобретение учебно-наглядного оборудования для общеобразовательных школ;

16 лучших учащихся области получили персональные стипендии правительства области в размере 1000 рублей.

Остановиться, оглянуться...

Депутат Сергей Смирнов («Единая Россия»), генеральный директор кировского завода «Маяк»:

- Это все хорошо звучит, цифры хорошие. Но лично я не могу понять, много это или мало. И какие вообще должны быть цифры? Вообще, мне кажется, все сводить к деньгам нельзя. На мой взгляд, нет глубокого осмысления многих направлений этого нацпроекта. Сейчас надо бы уже нацелиться не на декларирование, а остановиться и посмотреть, проанализировать, правильно ли сделали, туда ли деньги пошли.

Сергей Алексеевич выразил серьезную озабоченность судьбой школьных автобусов. По его мнению, «хромает» обслуживание этой дорогостоящей техники: «Автобусы выпускают такие, что они очень быстро ломаются. У меня нет уверенности, что через два года школьные автобусы не встанут на прикол, - ведь мы не решили, где взять деньги на запчасти, ремонт и обслуживание».

Кому - все, кому - ничего

Депутат Альсина Шумилова (Аграрная партия России), заведующая клинико-диагностической лабораторией Кильмезской центральной районной больницы:

- Учитывая низкий уровень дорожного обеспечения и ремонта дорог, нельзя утверждать, что программа «Школьный автобус» решает все проблемы. К тому же, отрывая ребенка от семьи, от родного места и закрывая малокомплектные сельские школы, мы разрушаем маленькие культурные центры в сельской местности.

Это подтверждено горьким опытом многих населенных пунктов области. Школа на селе - это центр, это кадры, это культура, это перспектива. Если не остается сельхозпредприятия, то люди не всегда спешат покинуть село, а как только перестала работать школа, то любой родитель сразу задумается о том, чтобы уехать. Ведь дети - это будущее, и им хочется дать больше тепла, заботы, знаний, устроить в жизни.

Пошел процесс... Расслоения?

Реализация национального проекта «Образование» стала предметом особого разговора на заседании комитета по социальным вопросам.

Заместитель председателя Законодательного Собрания Владимир Агалаков, в прошлом - главный врач Кировской областной клинической больницы, рассказал о расслоении, которое произошло в среде медработников, когда одной категории резко повысили зарплату, а вторую «оставили за бортом». Владимир Иванович опасается, что подобный процесс может начаться и в педколлективах, когда только отдельные учителя получат по 100 тысяч рублей.

Добрый старт - половина победы

Впрочем, депутаты отметили не только недостатки, но и несомненные плюсы национального проекта. Их, разумеется, намного больше.

Разве это плохо, когда хотя бы некоторые школы оснащены по последнему слову техники? Когда классный руководитель, наконец, работает не на голом энтузиазме, а приносит домой, своим детям честно заработанную тысячу рублей. Не огромные деньги, но все же вознаграждение за ответственный труд - воспитывать, наставлять, ориентировать в выборе жизненного пути.

Как показали депутатские слушания, работы в этом направлении еще предстоит немало. Нерешенных проблем в современном образовании не счесть. И все-таки самое главное - на образование наконец-то обратили внимание, начало переменам в общеобразовательной школе положено, в ее техническое переоснащение государство готово вкладывать деньги. Ждать от школы быстрой отдачи не стоит. Но те семена, что попадут сегодня на благодатную почву, через пять - десять лет дадут хорошие всходы.

Олег ПРОХОРЕНКО
«Вятский край» № 193, 18 октября 2006 г.

Школьный автобус

В Кировской области с 2004 года действует программа «Школьный автобус». Программа преследует две цели. Во-первых, предоставить детям возможность получить качественное и конкурентоспособное образование в полноценных школах, где работают квалифицированные педагоги. Во-вторых, сэкономить деньги, сняв с содержания бюджета малокомплектные и неперспективные школы с низким уровнем преподавания.

Как повысить качество школьного образования?

Депутат Михаил Сандалов («Единая Россия»), директор Кировского филиала ОАО «ТГК-5»:

- Я считаю, что ключевой момент в решении проблемы низкого качества школьного образования - это размер зарплаты педагогов. Те деньги, за которые они сегодня работают, определяют их социальный статус как недостойный их роли в жизни страны. Многие из них вынуждены подрабатывать дополнительными уроками, репетиторством. Уверен, что если поднять зарплаты педагогам, также, как это сделали для медицинских работников, то уровень образования в наших школах станет выше. И школьникам не придется обращаться к репетиторам.

Депутат Дмитрий Русских (КПРФ), генеральный директор ООО «Вятка-СУЭК»:

- Надо, наверное, в первую очередь на образование обратить более пристальное внимание. А не рубить с плеча, как мы сейчас пытаемся сделать, сокращая сельские школы. И надо обратить внимание не только на повышение зарплаты учителям, но и на материально-техническую базу учебных заведений. Потому что сегодня денег на модернизацию школ не хватает, особенно тех, что находятся в сельской местности, в райцентрах. Ни для кого не секрет, что сегодня у нас не в каждой школе есть компьютерные классы. Что уж говорить об оснащении тех же спортивных залов: нет лыж, мячей - элементарного. Надо пересмотреть и даже полностью изменить стратегию развития школы - городской и сельской. Если мы не будем видеть, какой цели хотим достичь, я думаю, что из этого ничего хорошего не выйдет. Надо определиться, чего мы хотим добиться от школы, от учителей, учеников - от всех. Если школа стремится подготовить хорошо образованных выпускников - значит, надо к этому стремиться, а если здоровых и воспитанных детей - это совсем другой вопрос.

Депутат Андрей Бусыгин (ЛДПР), исполнительный директор регионального общественного благотворительного фонда «Детям Вятской земли»:

- Не буду касаться материально-технической базы, об этом и так говорят все. Хотелось бы остановиться на качестве преподавания и учения. Необходимо увеличить дотации на приобретение методической литературы с контролем целевого использования - для повышения квалификации педагогов. Чтобы учителя тратили эти средства по своему усмотрению - либо на методическую литературу, либо на платные курсы. Кроме того, учитывая демографическую ситуацию, государство могло бы уменьшить наполняемость классов с 25 до 15 человек. Надо ответственнее подходить к содержанию учебников. Качество учения повышается через четко поставленную перед учеником цель и осознание им ясной перспективы дальнейшего пути. Надо снижать стоимость учебников, наполнять школьные библиотеки и вводить в штат логопедов, дефектологов, психологов, чтобы они уже на ранней стадии выявляли детские заболевания. И проводить как минимум по три урока физкультуры в неделю.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 20.10.2006 10:55:04