Деньги - в расход! Но не в распыл...

1 октября 2006

На пути нецелевого расходования бюджетных средств, как скала, встала КСП.

КСП - это не клуб самодеятельной песни. Совсем наоборот - никакой самодеятельности, все в рамках закона. Контрольно-счетная палата (КСП) Кировской области создана недавно, но фраза «К нам едет КСП» уже бросает проверяемых в трепет. Один из них, побывав «на ковре» у экспертов палаты, долго и мрачно удивлялся: «И откуда взялись на нашу голову эти контролеры-законники?!» Насчет определения он был абсолютно прав. «Контроль» в переводе с французского - надзор, проверка чего-либо, в том числе законов. Финансовый контроль, в первую очередь за правильным использованием бюджетных средств и областной собственности, - главная задача новой региональной структуры. Ее возглавил Алексей Помаскин, бывший начфин области при трех ее руководителях. Многие тогда ощущали на себе его принципиальность, жесткость и неуступчивость в вопросах расходования казенных средств. Помню давнее заседание экономического совета при губернаторе. Бурно обсуждалось одно заманчивое деловое предложение, которое, несмотря на некоторую авантюрность, вроде бы сулило радужные перспективы дополнительного притока финансов в скудный областной бюджет. В самый разгар прений кто-то подал реплику: «Помаскин это не пропустит!» Споры сразу стихли. Все знали: если Алексей Михайлович углядит сомнительность, а тем паче незаконность предлагаемого решения, то начальника финансового управления с его твердой позиции уже никто не сдвинет. Как скалу. Потому в должности председателя Контрольно-счетной палаты он (на снимке), несомненно, на своем месте. В чем наглядно убедили и результаты работы КСП за первое полугодие 2006 года, подведенные на первом заседании коллегии палаты в конце августа.

Заместитель председателя палаты Татьяна Яговкина, доложившая об итогах проведенных проверок, оперировала точными цифрами, которые были красноречивее любых призывов о «необходимости соблюдения финансовой дисциплины».

В общем, свою зарплату сотрудники палаты с лихвой окупили. А если кто-то думает, мол «контора пишет», то ошибается: по материалам КСП привлечено к дисциплинарной ответственности 42 должностных лица, по вине которых были допущены вскрытые нарушения. Для сведения тех, кто еще не попал «под колпак» экспертов: заключено соглашение о взаимодействии Контрольно-счетной палаты с прокуратурой области. Хотя сотрудники областной палаты выезжают довольно часто в районы (в первом полугодии - 18 выездов), задачу по созданию контрольно-счетных органов в муниципальных образованиях они ставят во главу угла. Да, «местные филиалы» КСП уже появились во всех муниципальных районах и городских округах: в Кирове - с образованием юридического лица, в девяти районах - без, но со штатными сотрудниками.

Палатой проведены проверки реализации национальных проектов «Образование» и «Здоровье». На вопрос участвовавшего в заседании коллегии заместителя председателя ОЗС Николая Ефремова, будут ли проверки двух других нацпроектов и постоянный мониторинг всех их, Алексей Помаскин ответил так: «Создана рабочая группа КСП по контролю за национальными проектами. Мониторинг будет постоянным, ведь и сами проекты рассчитаны не на один год. Нынче пройдет еще одна большая проверка по проекту «Здоровье», а вот по «Доступному жилью» и АПК нам работать несколько сложнее. Мы, конечно же, будем этим заниматься, но без поддержки и помощи ОЗС нам не обойтись». Тут же, за «почти круглым» столом, и договорились о взаимодействии: с ОЗС (председатель Законодательного собрания Владимир Васильев: «Мы просим вас ускорить работу по экспертным оценкам поправок к бюджету текущего года и проекту бюджета на 2007 год»), с местным отделением Федерального казначейства. А с департаментом финансов, похоже, еще предстоит установить более тесные деловые связи (и.о. главы департамента финансов Елена Ковалева: «Прошу нас своевременно информировать, посылать копии актов ваших проверок, а то о некоторых нарушениях я слышу здесь в первый раз»). Договорились и об этом, и о многом другом, в том числе о необходимости «улучшить совместную работу с УВД, которая пока не совсем отлажена». Из планов на II полугодие (проверки деятельности департамента социальной защиты населения, поступления средств от предпринимательской деятельности и платных услуг) обратило внимание присутствующих намерение «дать оценку эффективности управления государственным имуществом в области». Решено «проверить досконально в качестве примера для других еще один район» (какой? - пока секрет).

А первым из представителей районов оказался «на ковре» глава администрации Белохолуницкого района Николай Коньков. Не хотелось бы употреблять грубоватое выражение «показательная порка», но позавидовать доле Николая Петровича было трудно. Хотя чисто по-человечески он, а вернее, некая безысходность его положения как руководителя не могли не вызвать и сочувствия: «Сельхозпредприятия де-юре есть, а де-факто их нет. Никаких документов о самоликвидации не оформлено, а народ разбежался кто куда, рассосался. Как с них налоги собирать?!» Район «глубоко дотационный» (этакая вежливая замена определения «депрессивный»): идет постоянное снижение собственных доходов - за год с 21% до 17%. Притом очевидны факты некачественного (опять же - мягко говоря) планирования доходов бюджетов района за счет сдачи в аренду муниципального имущества (недоимка за год увеличилась на 61%) и земельных участков (недоимка на начало года - 390,1 тыс. рублей). Подробно перечислять многочисленные нарушения, вскрытые в ходе
комплексной проверки (официально это называлось «контрольное мероприятие») - лишний раз «сыпать соль на рану», тем более что таких «ран» на карте области полно и помимо Белой Холуницы. Но если глава администрации района пытался перед членами коллегии объяснить, «ПОЧЕМУ все так плохо», то члены коллегии стремились втолковать ему, ЧТО надо делать, чтоб стало лучше. Общий язык находили не всегда. Коньков: «Белохолуницкий металлургический завод встал на ноги, работает в полторы смены. Налоги платит». - Помаскин: «Да мы про другое: а деньги где?» - Коньков молча, но печально разводит руками.

А вот на вопрос о том, как выполняется в районе приоритетный национальный проект «Здоровье», и в частности по поставкам медоборудования, глава администрации все же ответил: «Медоборудование поступило - у меня 59 ящиков лежат. На то, чтобы его поставить, подвести проводку, подключить воду, не дано ни копейки. А у нас нет ни специалистов, ни денег. Вот в такие мы попали щемила». Впрочем, и в этом Белая Холуница не одинока. По нацпроектам часто вопросов больше, чем ответов. Да и нарушений - соответственно. Чем не материал для журналистского расследования: ходят упорные слухи, что предназначенное для Кировской области новое медоборудование идет в привилегированные больницы привилегированных регионов, а нам гонят оттуда срочно демонтированный «секонд хэнд». Как было подчеркнуто в ходе одной из проверок КСП, «лечебные учреждения не всегда подписывают акты приема-передачи оборудования, вследствие чего установить фактическую дату поступления и комплектность затруднительно». Свои заморочки с проектом «Образование»: от общих, в основном по доплате учителям (в Малмыжском районе остаток средств субвенций областного бюджета для выплат вознаграждений за классное руководство находился не на целевом счете управления образования, а на едином счете районного бюджета) к частным и почти анекдотичным (в Кстининской школе Кирово-Чепецкого района классным руководителем числился... библиотекарь, не являющийся педагогическим работником). Отдельная и почти детективная история с областной целевой программой «Школьный автобус», завершение которой, можно сказать, сорвано. О ней просто забыли - не включили ее финансирование в бюджет-2006, пока не вмешалась Контрольно-счетная палата. Которая заодно помогла вернуть в бюджет 91 тысячу рублей, «накрученных» поставщиком за счет повышения цен в нарушение условий конкурса.

Решение коллегии КСП было направлено губернатору области и в ОЗС. Мне кажется, что следовало бы послать в каждый район и «Отчет о результатах проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета в Белохолуницком районе», страницы которого буквально пестрят фактами вскрытых нарушений и недоработок (навскидку: «Денежные средства не приходовались по кассе, принимались без оформления бланков строгой отчетности. В случае выписки приходных кассовых ордеров в кассовой книге они не регистрировались. В отдельных случаях вместо квитанций и приходных кассовых ордеров оформлялись расписки о получении материальной помощи»; «В стоимость работ наряду со сметной прибылью необоснованно включена рентабельность 5% в общей сумме 29740 рублей»; «Отделом по управлению муниципальной собственностью и земельными ресурсами договоры с арендаторами, не уплачивающими или уплачивающими арендную плату не полностью, досрочно не расторгались, пени на суммы задолженности не начислялись», и т.д. и т.п.). Каждое из подобных нарушений - прямо-таки манящая возможность для различных махинаций, злоупотреблений, а то и преступлений. Пусть над печальным уроком одного района задумаются и главы других. Ведь на чужих ошибках, даже притом, что и своих хватает, учиться все же полезнее, а главное - экономнее.
Опытный финансист Алексей Помаскин понимает сложность ситуации (хотя бы в связи с недавней значительной сменой руководящих кадров) на местах. Не понимает он другого: «Почему районы теряют собственные доходы год от года, почему никаких конкретных планов у их руководителей нет, а все плывет по течению - выплывет район или нет, они сами не знают». Впрочем, говорил председатель палаты и о резервах, «которые есть в каждом районе, да не всем видны». КСП и должна помочь нерадивым руководителям «открыть глаза». Работа Контрольно-счетной палаты Кировской области была признана удовлетворительной. Владимир Васильев даже поделился информацией: «Пензенская область уже собирается изучить опыт Кировской КСП». А ее председатель подчеркнул: «Для нас главное не в том, чтобы вскрыть как можно больше недостатков, а в том, чтобы благодаря нашей профилактической работе их не было». На этом оптимистическом пожелании можно было бы и закончить. Но лучше вспомнить старую, но не устаревшую русскую поговорку (которую, при большом желании, вполне можно было бы вывесить в виде лозунга на двери зала заседаний коллегии палаты): на то и щука в море, чтоб карась не дремал. Судя по тому, как КСП взялась за дело, «дремать», а уж тем более тратить казенные денежки, как свои, в нашем «финансовом море» станет рискованно.

Валерий ФОКИН
«Деловая Вятка»
№ 6-7 октябрь 2006 г.

Итоги работы КСП в I полугодии 2006 года

Проведено - 5 контрольных мероприятий.
Проверено - 42 объекта с объемом средств бюджета 14,3 млрд. рублей.
Выявлено - 147 нарушений на общую сумму 202,1 млн. рублей, в том числе неэффективное использование бюджетных средств и областной собственности на 9442.3 тыс. рубля; нецелевое расходование средств на 2306.4 тыс. рублей.
Проведено 15 экспертно-аналитических мероприятий с охватом средств бюджета 42,9 млрд. рублей.
Выявлено - 1019 нарушений на общую сумму 890,5 млн. рублей.
Подготовлено - 11 экспертных заключений.
Внесено - 7 представлений, из которых реализовано 6.
Финансовая оценка предложений КСП, реализованных органами исполнительной власти, составила 121,9 млн. рублей.
Предъявлено к восстановлению в бюджеты 2293,4 тыс. рублей, восстановлено на 1 июля 1802,8 тыс. рублей.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 25.10.2006 11:03:03