Четвертый созыв: партийная юность

28 февраля 2014

О том, насколько важны для общества экономические реформы, проходящие в стране, свидетельствуют и результаты выборов в Законодательное собрание, которые состоялись 23 марта 2006 года. Кроме того, эти выборы показали, что в стране полным ходом идут демократические реформы, в том числе - усиление роли политических партий.

Впервые в Кировской области половина мандатов была отдана партиям, победившим на выборах, то есть набравшим более 5% голосов. Таковых оказалось пять: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, Российская партия пенсионеров, Аграрная партия России. В таблице профессиональной принадлежности вновь избранных депутатов впервые появилась графа «Многопрофильный бизнес», то есть депутат возглавлял ряд производственных и коммерческих предприятий, предприятий сферы услуг, а кроме того, входил в правление банка.

В первых строках партийных списков были не только представители бизнес-элиты, но и профессиональные политики, лидеры общественных организаций.

Для политических партий годы, пришедшиеся на четвертый созыв, были «пубертатным периодом». В Законодательном собрании он сопровождался взрывами, потрясениями, шумными заявлениями и попытками сорвать кворум - в ход шли все классические инструменты, привнесенные из большой политики.

Фракция ОЗС «Российская партия пенсионеров» сменила свое название в июне 2007 года, став фракцией «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь». А в 2009 году она и вовсе прекратила свое существование. Трое выходцев из нее организовались во фракцию «Справедливая Россия», двое стали независимыми депутатами. Примерно то же самое произошло с фракцией «Аграрная партия России», которая объявила о роспуске уже через полгода после выборов, 27 сентября 2006 года. С той лишь разницей, что большинство ее представителей вошли в «Единую Россию», и только Альсина Шумилова примкнула к независимым. В конце концов, независимых депутатов оказалось пятеро - столько же, сколько было в ЛДПР и КПРФ (во фракцию партии власти вошли тридцать человек). Понятно, что в возможностях обозначить свои позиции «одиночки» сильно уступали фракциям, поэтому им пришлось организовать свою группу «Независимые депутаты». Как тут не вспомнить Маяковского: «Горе одному, один не воин, каждый дюжий ему господин и даже слабые, если двое».

Все эти пертурбации и ротации проходили довольно болезненно и, естественно, имиджа партиям не добавляли. Избирателям было непонятно, почему в Законодательном собрании больше нет партий, за которые они отдали свои голоса, а люди, представлявшие эти партии, теперь работают совсем в других фракциях.

О том, что депутатам четвертого созыва предстоит долгий период «притирок», прежде чем они научатся находить компромиссы, стало понятно с самого начала работы Заксобрания. И если на первом пленарном заседании тайным голосованием с первого раза были избраны председатель (Владимир Васильев) и два его заместителя (Николай Ефремов и Владимир Агалаков) (все «единороссы»), то голосование «по портфелям» (то есть по председателям комитетов) чуть не сорвалось: оппозиция покинула зал заседаний. Через некоторое время решения по председателям комитетов приняли «в закрытом режиме». Оппозиция возглавила два комитета из восьми.

Все пять лет работы четвертого созыва прошли «в режиме партийности», и это вносило на площадку Заксобрания атмосферу дискуссионности и динамичности. Был сформирован совет, куда, помимо высшего руководства ОЗС и председателей комитетов, вошли лидеры всех фракций. На совете пытались найти компромиссы по наиболее значимым и спорным вопросам, а непосредственно перед пленарными заседаниями руководители фракций обсуждали те же вопросы в своих коллективах, где и принимались решения по голосованию. Голосовать, как решила фракция, было вопросом партийной дисциплины.

Контролю за однопартийцами способствовала система электронного голосования, которой оборудовали зал заседаний вскоре после начала работы четвертого созыва. Она не только выдавала точный документальный результат, но и значительно экономила время законодателей. Теперь уже сложно представить без нее процедуру голосования. Как сложно представить себе пленарное заседание без прямой трансляции в интернете, начало которой было положено тоже в четвертом созыве.

31 июля 2006 года начал работу интернет-сайт Законодательного собрания Кировской области, и уже осенью того же года он был назван лучшим среди сайтов органов государственной власти по России и ПФО, а позже неоднократно подтверждал эту оценку. Технологический уровень оснащения рос, а вместе с ним рос уровень открытости и доступности Заксобрания.

Депутаты также занимали активную позицию во всех сферах жизни Кировской области, понимая свою задачу шире законотворчества. Обычной практикой стал правительственный час, на котором руководители департаментов отчитывались перед депутатами за свою работу. С докладами на пленарных заседаниях выступали федеральные ведомства, правоохранительные и контрольные органы. Проводились депутатские слушания по проблемным вопросам.

Так, уже в мае 2006 года на площадке ВТПП прошли слушания по проблемам законодательного регулирования развития малого и среднего бизнеса. В июле на выездном заседании были рассмотрены вопросы выполнения программы по уничтожению химического оружия, в том же месяце комитет по экологической безопасности, природопользованию и лесному комплексу изучил обстановку на Кирово-Чепецком химкомбинате. В сентябре депутаты организовали рабочую поездку в Верхнекамский район, где ознакомились с ситуацией с котельными. Депутатские слушания проводились и по проектам областного бюджета на каждый финансовый год, и по стратегии развития АПК, и по жилищному строительству, по дорогам, лесному комплексу, здравоохранению, по многим другим темам. Кажется, не было в области по-настоящему проблемных ситуаций, прошедших мимо депутатов.

«Вести. Киров» , № 16 от 28.02.2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 03.03.2014 16:28:50