«Резерв» для областной казны

10 апреля 2014

КСП по поручению депутатов Заксобрания Кировской области проанализировала эффективность расходования бюджетных средств

У Контрольно-счетной палаты Кировской области работы все прибавляется. Депутаты Законодательного Собрания Кировской области в течение прошлого года дали ряд поручений КСП – в основном они касались проверки эффективности и целевого расходования бюджетных средств. 27 марта на пленарном заседании Заксобрания председатель Контрольно-счетной палаты Кировской области Юрий Лаптев озвучил результаты деятельности подведомственного ему учреждения в 2013 году. Как оказалось, депутаты не зря просили обратить внимание на отдельные отрасли…

КСП дала заключение на проект областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. Работа над главным финансовым документом области всегда идет напряженно, в прошлом же году ситуацию осложнял не самый благоприятный экономический прогноз. В таких условиях крайне важно, чтобы экономическая база не сокращалась. В своем заключении КСП обратила внимание на наличие «резерва», за счет которого можно наполнить региональную казну.

Во-первых, необходимо работать по сокращению задолженности по налоговым и неналоговым платежам. Между тем работа районных межведомственных комиссий по взысканию платежей

в бюджет не приносит положительных результатов. Рост недоимки по налогам в 2013 году произошел в 5 из 8 проверенных муниципальных образований: Опаринском, Вятскополянском, Немском, Орловском и Подосиновском районах.

Слабо ведется работа по эффективному использованию имущества. В Арбажском районе не используется 92 % недвижимых объектов казны, в Опаринском и Подосиновском – 43 %, в Немском и Орловском – более 30 %. – Результаты аудита показывают, что преобладающая часть земель, находящихся в областной и муниципальной собственности, а также земель, госсобственность на которые не разграничена, не используется (73 %), – подчеркнул Юрий Николаевич. –

На снижение объема неналоговых поступлений влияет нецелевая эксплуатация: земли сельхозназначения используются в промышленных целях, земельные участки предоставляются коммерческим организациям без юридического оформления правоотношений и др.

Не используются в полной мере имеющиеся резервы большинства неналоговых доходов, считает КСП.

Увеличивается задолженность по платежам за аренду земли и имущества. За 2012 год она выросла в Немском районе в 5 раз, в Вятскополянском – в 2,6 раза, в Арбажском районе – в 1,8 раза.

Отсутствует должный контроль за целевым и эффективным использованием муниципального имущества и деятельностью муниципальных унитарных предприятий. Нарушения в ходе немногочисленных проверок собственника выявляются только в 6 % случаев

Штрафы на 89 млн рублей

Во-вторых, пополнить областной бюджет могут взыскания штрафных санкций по государственным контрактам с недобросовестных контрагентов.

В ходе проверок КСП установила, что, если бы претензионная работа велась как следует, то только за 9 месяцев 2013 года эта сумма составила бы 89 млн. рублей. КСП предлагает также оптимизировать существующую систему льгот и преференций. В прошлом году депутаты Законодательного Собрания не раз обращались в КСП с просьбой оценить эффективность льгот, предоставляемых частным инвесторам.

– Результаты аудита свидетельствуют: такие «поблажки» нельзя однозначно назвать эффективными с точки зрения бюджета и развития экономики, – подчеркивает Юрий Лаптев. –

В 2012 году 10 из 30 предприятий, получивших эту льготу, снизили объемы налоговых поступлений, сократили выпуск продукции и численность работающих, 9 организаций сработали в убыток. В связи с этим КСП рекомендовала скорректировать региональное законодательство.

– Частично наши пожелания уже были учтены при работе над рядом законопроектов, – отметил Юрий Николаевич.

– Однако до сих пор не решен вопрос предоставления льгот частным инвесторам, не обеспечивающим бюджетную эффективность, нет механизмов проверки достоверности предоставляемой предпринимателями информации и расчета срока окупаемости инвестпроектов.

Здравоохранение и образование

КСП проверила также законность и результативность использования бюджетных средств, направленных на программу модернизации здравоохранения, и ОЦП «Развитие образования в

Кировской области». На финансирование этих двух сфер из бюджетов всех уровней в прошлые годы выделялись крупные суммы, однако население продолжало обращаться к депутатам с жалобами на качество и доступность услуг.

Предыдущая проверка КСП по программе модернизации здравоохранения 2011-2012 годов выявила ряд недочетов.

Юрий Лаптев сообщил парламентариям, что сегодня все они устранены.

По состоянию на 1 января 2013 года остаток неиспользованных средств по программе модернизации составил 392,7 млн рублей – было принято решение продолжить работу в этом направлении.

«Контрольные мероприятия, проведенные в 2013 году, показали, что имели место срывы договоров подряда по капитальному ремонту объектов здравоохранения, факты невыполнения условий поставок медоборудования, – говорится в докладе КСП. – Так, например на начало 2014 года не закончен ремонт в Котельничской ЦРБ, Кировском онкодиспансере, Куменской ЦРБ и горбольнице № 8. Остаток неиспользованных средств составил 20,2 млн. рублей, которые были возвращены в федеральный бюджет.

Проверка использования средств на ОЦП «Развитие образования Кировской области» также выявила ряд недочетов в ходе капремонтов и реконструкций детских садов и школ были допущены нарушения по составлению проектносметной документации, соблюдению условий договоров в части своевременного и качественного выполнения работ и др. В 40 учебных заведениях области специалистами КСП были выявлены факты неиспользования медицинского, столового и спортивного оборудования общей стоимостью 33,2 млн рублей, простаивали 5 квартир, купленных за счет областных средств для детей-сирот, и т.д.

Где списки виновных?

Парламентарии поблагодарили Юрия Лаптева и сотрудников КСП за проделанную работу. «Благодаря нашему тесному сотрудничеству с Контрольно- счетной палатой области у депутатов есть возможность глубже вникать в суть вопросов, а значит, принимать более взвешенные и правильные решения»,

– отметил председатель социального комитета Сергей Гущин. Прямо на пленарном заседании Контрольно-счетная палата области получила новое задание от депутатов: проверить обоснованность тарифов на тепло в Котельниче.

«В городе введена в эксплуатацию новая котельная, на которую было потрачено 150 млн бюджетных рублей, – сообщил депутат Валерий Крепостнов. – При этом отопление двухкомнатной квартиры в этом населенном пункте стоит 4600 рублей в месяц. Мы выделяли деньги на строительство новой котельной на местном топливе с целью снизить тарифы для населения, однако этого не произошло. Мы хотим услышать, почему…»

Еще одно пожелание парламентариев: более детально и подробно информировать их не только о выявленных нарушениях, но и о наказании ответственных лиц. «Выявлено недоработок на миллионы рублей, – отметил Валерий Туруло. – Мы хотим знать, кто виноват, вплоть до составления списков с фамилиями и принятыми мерами»

Мнение:

Депутат ОЗС Константин Мошуренко:

– К сожалению, сегодня у нас огромная пропасть между выявляемыми нарушениями и ответственностью. Громкие заявления КСП потом ни к чему не приводят. Могу привести конкретный пример: Контрольно-счетная палата в 2011 году проверяла в Кирово-Чепецке земельные отношения – отчуждение, распределение. В одном из муниципальных актов КСП выявила признаки коррупционной составляющей. Однако этот факт не был доведен до общественности и депутатов Кирово-Чепецкой городской Думы. Никто за это никакой ответственности не понес. Сегодня мы выявляем огромное количество нарушений, а чиновники говорят нам: все, проехали. Так что мы должны требовать, должны следить, чтобы ни один подобный случай не оставался безнаказанным. Иначе как мы будем выглядеть в глазах населения?

Ирина РОГОЖИНА

«Новый вариант» , № 14 от 10.04.2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 14.04.2014 14:33:59