Ориентир на народ

11 апреля 2014

Выборы в Законодательное собрание пятого созыва прошли, как и в предыдущем созыве, по смешанной системе: половину мандатов получили одномандатники, половину - кандидаты, вошедшие в списки партий, переступивших на выборах шестипроцентный барьер.

Хотя по части технологий были некоторые отличия. Так, в политическом словаре кировчан появилось новое слово - «праймериз». Это была как бы предварительная репетиция «больших» выборов: лидеров списка определял партийный актив. На политической арене разыгралась нешуточная борьба: итоги голосований, проходивших в закрытых помещениях и проводимых узким кругом лиц, выплескивались на страницы газет, обсуждались в блогах и социальных сетях.

Народ заранее ощутил: выборы начались. И 13 марта 2011 года, в день голосования, отреагировал на это достаточно высокой явкой - 47,7 % (в предыдущем созыве на выборы пришло 43,9 % избирателей). Выборы не состоялись только в Слободском избирательном округе, где число зарегистрированных кандидатов оказалось равным количеству депутатских мандатов (позже, на довыборах, победил Николай Дубравин из ЛДПР).

Партийное представительство в Законодательном собрании тоже осталось прежним. Было сформировано четыре фракции. 27 человек (половина списочного состава) вошли во фракцию «Единая Россия», девять составили фракцию «Справедливая Россия», восемь - КПРФ и шесть - ЛДПР. Два человека остались независимыми депутатами.

В настоящее время партийный «расклад» в ОЗС несколько другой: «ЕР» - 27 человек, КПРФ - 7, «СР» - 8, ЛДПР - 6. Шесть депутатов не входят ни в какие фракции и считают себя независимыми.

Так называемого «квалифицированного большинства», то есть количества, достаточного для голосования по внесению изменений в Устав Кировской области (а это две трети от списочного состава, или 36 голосов) ни у одной партии не было и в прошлом созыве. Но в этом созыве ни у одной из партий не было и «простого большинства» (50% + 1 голос). Таким образом, голосование по любым, а особенно жизненно важным, вопросам оказалось под угрозой срыва.

И было сорвано - впервые за всю историю Законодательного собрания Кировской области - 16 февраля 2012 года, после того как Валерий Туруло, тогда еще входивший во фракцию КПРФ (сейчас он независимый депутат), озвучил предложение территориальным избирательным комиссиям сложить полномочия в полном составе. Основанием для этого он назвал попытку давления на кандидатов в депутаты Кировской городской думы (как раз тогда шла выборная кампания в гордуму). При этом Туруло требовал рассмотреть этот вопрос первым, пока не разошлись журналисты, а не в конце повестки, в «разном», как ему было предложено. Оппозиция покинула зал заседаний, и было сорвано голосование по важнейшим вопросам, касающимся детских пособий, школ, поддержки сельскохозяйственных предприятий. Заседание перенесли на 6 марта - на «после выборов».

Впрочем, о том, что в пятом созыве будет «горячо», стало понятно намного раньше, когда вместо двух, по традиции, заместителей председателя ОЗС депутаты выбрали четырех - по заместителю от каждой фракции. Ими стали Николай Бусыгин («ЕР»), Михаил Курашин («СР»), Владислав Гукасов (ЛДПР) и Сергей Мамаев (КПРФ). Вскоре Мамаев был избран в Государственную думу, и на его место пришла Марина Созонтова.

- В начале нашей работы, когда решался вопрос о четырех заместителях, - вспоминает председатель Законодательного собрания Алексей Ивонин, - все фракции подписали пакетное соглашение: решать самые болевые вопросы за «круглым столом».

Было принято еще одно важное кадровое решение: дать возможность председателям комитетов работать на профессиональной (освобожденной) основе. Это не замедлило сказаться на работе Законодательного собрания. Улучшилось качество принимаемых законов: поскольку сферы законодательства четко распределены между депутатами, они имеют возможность работать над нормативными актами более глубоко.

Выросло и количество законодательных инициатив от депутатов. Если раньше принятие законодательных актов в основном инициировалось исполнительной властью, то в пятом созыве более половины законопроектов в повестках каждого пленарного заседания - от депутатов. Они не только отслеживают федеральное законодательство, вовремя внося соответствующие коррективы в областные законы, но зачастую выступают инициаторами принципиально новых инициатив в самых различных сферах жизни - от общественного транспорта и благоустройства улиц до социальных выплат и льгот.

Впервые в пятом созыве по инициативе депутатов был принят Закон «О контрольной деятельности депутатов Законодательного собрания Кировской области», который позволил им взять под контроль и деятельность исполнительной власти, и работу органов местного самоуправления. И в первую очередь - в жизненно важных направлениях, где задействованы бюджетные деньги. В частности, весь 2013 год заместитель председателя Михаил Курашин провел в рабочих поездках по районам Кировской области, проверяя состояние поликлиник и больниц. Как расходуются деньги, выделенные по программе модернизации здравоохранения? Что на них построено, какое оборудование завезено?

Такой же ревизии подвергаются школы, детские сады, центры дополнительного образования и другие объекты социальной сферы. И не только социальной.

Получив от местных жителей сигнал о неблагоприятной ситуации с рабочими местами в Вятских Полянах, депутаты решили проверить, как ведется строительство промышленной площадки, на которое выделены деньги по федеральной программе. Организовали выездное заседание комитета, пригласили губернатора. Впечатление от увиденного на месте оказалось сильным даже для него: вместо шести производственных корпусов, которые должны были работать уже с 1 января 2014 года, обнаружилась только голая изрытая дождями земля. Это был уже конец ноября.

Примеры, когда депутатский контроль заставил чиновников делать свою работу как должно, а не абы как, не единичны. Конечно же, выявить такие ситуации помогает постоянная связь депутатов со своими избирателями. В каждом райцентре Кировской области у депутатов есть общественные приемные, где работают их добровольные помощники.

Впервые опробована такая форма работы, как «Дни района в Законодательном собрании Кировской области». Смысл ее заключается в том, чтобы выявить «болевые точки» района, подсказать, как действовать в той или иной ситуации, как найти выход из трудного положения, а возможно, работая над бюджетом, и пролоббировать интересы территории.

Реализуя принцип «народности», депутаты пятого созыва ориентируются не только на своих непосредственных избирателей, но и на общественные организации, которых в Кировской области насчитывается более двух тысяч. Со многими из них подписаны соглашения о сотрудничестве в законодательном процессе. Депутаты приглашают на заседания рабочих групп и комитетов всех заинтересованных в конкретном законе лиц.

Законопроекты размещаются на сайте Законодательного собрания, который несколько лет подряд занимал призовые места в российском рейтинге открытости, составляемом Фондом свободы информации (г. Санкт- Петербург). А в этом году он получил «за открытость» первое место. На сайте имеется самая исчерпывающая информация о том, что происходит в Законодательном собрании Кировской области, а также поделиться своими замечаниями по поводу законопроектов.

В будущее депутаты смотрят с оптимизмом. Они готовы принять любые формы работы, если они будут во благо жителей Кировской области.

«Вести. Киров» , № 30 от 11.04.2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 15.04.2014 09:32:33

Последнее изменение: 15.04.2014 09:33:34