История вятского парламентаризма

22 апреля 2014

Появление в Кировской области законодательного (представительного) органа власти - итог длительного и противоречивого исторического развития института народного представительства

Первая городская дума была выбрана в Вятке в 1793 году. В думе заседали представители трех сословий: гильдейских купцов, цеховых ремесленников и посадских людей. Председателем был городской голова.

Дума ведала вопросами городского хозяйства: благоустройством, продовольственным делом, развитием торговли и промыслов, защитой сословных прав. Она не обладала принудительной властью и находилась под контролем губернатора, который мог наложить вето на любое постановление. Гласные думы (депутаты) избирались на четыре года и выбирали из своего состава членов городской управы, которая была исполнительным органом. В 1892 году городской голова и члены управы были объявлены состоящими на государственной службе.

В ведении думы находились капиталы и имущество города. Ее гласные руководили торговлей, городским кредитом, просвещением, медициной, благотворительным делом. В ведении Вятской городской думы, к примеру, находились городской водопровод, скотобойня, кирпичный и гончарный заводы, а также электрическая и телефонная станции, ассенизационный обоз, городские весы, общественный банк.

Последние выборы городской думы прошли в Вятской губернии в соответствии с законом Временного правительства от 15 февраля 1917 года. Но просуществовала эта дума недолго. А затем была более чем 70-летняя история Советов.

ПРЕДТЕЧА ОЗС

Самостоятельную страницу в историю вятской представительной власти вписал областной Совет народных депутатов 21-го созыва, приступивший к своей деятельности 10 апреля 1990 года.

Впервые его председатель и заместители работали на постоянной основе. При большом Совете в межсессионный период действовал малый Совет.

Орган власти получил право набирать свой штат.

Председателем Совета и его заместителем были избраны депутаты Николай Киселев и Александр Костин. Большинство депутатов этого созыва ответственно отнеслись к общественной работе, внесли немало деловых предложений. По их инициативе началась разработка Устава (Основного Закона) и Закона «О Гербе Кировской области», других нормативных актов, была учреждена газета «Вятский край».

В конце 1991 года произошла реорганизация местных исполнительных органов. Вместо исполкома областного Совета была образована администрация области. 9 октября 1993 года вышел Указ Президента РФ «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации». Деятельность районных органов власти в городах, городских в районах, поселковых и сельских Советов народных депутатов была прекращена. Областной Совет лишался каких-либо исполнительно-распорядительных полномочий. Обсудив сложившуюся ситуацию на своей специальной сессии 14 октября, депутаты решили распустить областной Совет.

ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года. Первые выборы Кировской областной думы состоялись 20 марта 1994 года.

Выборы проводились по мажоритарной избирательной системе (один округ - один мандат). Границы избирательного округа совпадали с административными границами районов и городов областного подчинения. По численности округа были очень неравнозначными, и депутаты, бывало, спорили между собой, кто «всенароднее», за кем стоит больше электората.

Законотворчество было новым для депутатов делом. Звонили коллегам из соседних регионов, ездили перенимать опыт, доехали даже до Чечни. Кроили более чем скромный областной бюджет по принципу «всем сестрам по серьгам» и думали, как грамотно дать льготу какому-либо предприятию, чтобы через некоторое время получить от него оптимальную отдачу.

Законом была предусмотрена возможность для десяти депутатов работать на профессиональной основе. Однако народные избранники решили, что в период финансовой нестабильности это непозволительная роскошь, и ввели только две освобожденные должности - председателя и его заместителя. Первым председателем стал Михаил Михеев. Его заместителем избрали Валерия Кайсина.

В отличие от Конституции Российской Федерации, которая установила в стране президентскую республику, глава вятского региона хоть и имел право наложить вето на нормативные правовые акты, принятые думой, но не мог распустить законодательный орган власти. Его вето было легко преодолимо двумя третями депутатских голосов.

Первая дума проработала два года и подготовила закон, в соответствии с которым состоялись первые в истории вятского края прямые, всенародные и на альтернативной основе выборы губернатора Кировской области.

АНТИКРИЗИСНЫЙ СОЗЫВ

Система выборов депутатов Кировской областной думы второго созыва осталась мажоритарной. Но изменился подход к делению региона на избирательные округа. Число избирателей в них стало примерно равным.

Второй созыв оказался, пожалуй, наиболее сплоченным за всю историю законодательного органа власти. Депутаты еще не были разбиты на фракции, не находились в оппозиции друг к другу. Работа шла исключительно на результат. Именно в это время закладывались основы будущего экономического развития, разрабатывались законы на перспективу.

Некоторый экономический рост, наблюдавшийся в 1997-м - первой половине 1998 года, был прерван финансовым кризисом. В августе 1998 года страна объявила дефолт. Именно второму созыву пришлось реагировать на новый вызов, разрабатывать экстренные антикризисные меры, что в полной мере отразилось в бюджете 1999 года, который был преимущественно социальным, и в законах, принятых в конце 1998-го и в 1999 году.

Ставка была сделана на предпринимательство и малый бизнес как более мобильный, способный адекватно реагировать на общественные запросы. Принимаются законы «О развитии малого предпринимательства...», «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности...», «Об упрощенной системе налогообложения...». Из предложенных федеральными законодателями налоговых схем депутаты выбрали наиболее оптимальную, создав для предпринимателей режим наибольшего благоприятствования.

Позитивным последствием кризиса стало повышение конкурентоспособности российской экономики. Оздоровилась и государственная политика, финансовый кризис заставил более ответственно относиться к бюджетному планированию. Впервые в Кировской области был принят Закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе», который обобщил федеральные нормы с региональной практикой и сделал правила игры на бюджетном поле прозрачными и понятными.

За четыре года, отведенных для работы второму созыву, было принято немало базовых законов, регулирующих правоотношения в самых разнообразных сферах.

Некоторые из них действуют и по сей день.

НА ВОЛНЕ РЕФОРМ

Именно в этом созыве, 4 июля 2002 года, Кировская областная дума была переименована в Законодательное собрание Кировской области. В названии депутаты решили закрепить свое исключительное право принимать региональные законы.

Годы работы третьего созыва пришлись на время реформ. Были приняты новые кодексы, которые принципиально ломали старую систему отношений. Все они были направлены на то, чтобы закрепить рыночные правила игры в самых разных хозяйственных сферах, четко распределив роли собственников, арендаторов, пользователей, контролеров.

Воздух был буквально наэлектризован, когда обсуждались законы, связанные с распределением недр, земель, лесов и вод, ведь право собственности на них является определяющим в общественных отношениях.

Именно этому созыву довелось взять на себя и удар социальных реформ. 122-й ФЗ перевел льготы с натуральной формы на денежную и существенно пересмотрел систему социальной поддержки. На областной и местные бюджеты было возложено свыше 80 льгот более чем 30 категориям граждан. Многие категории льготников пришлось обеспечивать за счет областного бюджета. Депутаты Законодательного собрания третьего созыва разработали региональные законы в поддержку этих людей.

Еще одной серьезной задачей была реформа местного самоуправления. Кировская область едва ли не первой в России создала законы, установившие новый принцип деления муниципальных образований. Вместо 45 (39 районов и 6 городов) у нас стало более пятисот (!) муниципальных образований.

И, конечно же, перед депутатами, среди которых было немало промышленников, стояли вопросы: как помочь реальному сектору экономики, привлечь инвестиции, заставить область развиваться? Были разработаны законы «О промышленной политике...», «О регулировании инвестиционной деятельности...», «О залоговом фонде...», «О региональной научно-технической политике» и т.д.

Именно третий созыв воплотил мечту предыдущего - создал контрольно-счетную палату, которая перед тем как стать самостоятельным и независимым органом, работала в структуре Законодательного собрания.

Третий созыв запомнился как интеллектуально мощный, монолитный и работоспособный. Главным преподанным им уроком стала истина: плох тот депутат, который борется за свои «местечковые» интересы. Хорош тот, кто создает условия для жизни всего населения и для развития всего региона.

В РЕЖИМЕ ПАРТИЙНОСТИ

Законодательная власть в Кировской области прошла свое становление. Ее дальнейшее развитие шло в том числе через усиление роли политических партий.

Впервые в Кировской области половина депутатских мандатов была отдана партиям, победившим на выборах. Впервые во власть пришли профессиональные политики. Впервые в таблице профессиональной принадлежности появилась графа «многопрофильный бизнес».

Все пять лет работы четвертого созыва прошли «в режиме партийности», и это вносило на площадку Заксобрания атмосферу дискуссионности и динамичности. Был сформирован совет, куда, помимо высшего руководства ОЗС и председателей комитетов, вошли лидеры всех фракций. На совете пытались найти компромиссы по наиболее значимым и спорным вопросам.

Контролю за партийной дисциплиной способствовала система электронного голосования, которой оборудовали зал заседаний вскоре после начала работы четвертого созыва. 31 июля 2006 года начал работу интернет-сайт Законодательного собрания Кировской области. Технологический уровень оснащения рос, а вместе с ним рос уровень открытости и доступности Заксобрания.

Четвертый созыв пришелся на период некоторого экономического подъема. Стало возможным планировать бюджет на три года вперед. Президент объявил четыре масштабных национальных проекта. Законами области утверждались все наиболее значимые областные целевые программы.

Росли и крепли «горизонтальные» связи. Депутаты Кировской области встречались со своими коллегами из других регионов не только на официальных, но и на спортивных площадках. Четвертый созыв был вообще на редкость спортивным и немало сил приложил, чтобы развивать в регионе массовый и детский спорт.

И, конечно же, пришлось заниматься выборным законодательством. Главным образом в связи с отменой прямых губернаторских выборов и усилением роли законодательных органов в вопросах назначения на должность главы региона. В конце 2008 года на пленарном заседании полномочиями губернатора Кировской области депутаты наделили Никиту Белых.

НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЕ

Число руководителей Законодательного собрания в пятом созыве увеличилось до пяти. Вице-спикерами стали представители всех четырех фракций политических партий, победивших на выборах.

Было принято еще одно важное кадровое решение: дать возможность председателям комитетов работать на профессиональной основе.

Это не замедлило сказаться на работе Законодательного собрания. Улучшилось качество принимаемых законов. Выросло количество законодательных инициатив от депутатов. Если раньше принятие законодательных актов в основном инициировалось исполнительной властью, то в пятом созыве более половины законопроектов в повестках каждого пленарного заседания - от депутатов.

Впервые в пятом созыве по инициативе депутатов был принят Закон «О контрольной деятельности депутатов Законодательного Собрания Кировской области», который позволил им усилить контроль и за деятельностью исполнительной власти, и за работой органов местного самоуправления.

Примеры, когда депутатский контроль заставил чиновников делать свою работу как должно, а не абы как, не единичны. Конечно же, выявить такие ситуации помогает постоянная связь депутатов со своими избирателями. В каждом райцентре у депутатов есть общественные приемные.

Впервые опробована такая форма работы, как «Дни района в Законодательном собрании Кировской области». Смысл ее заключается в том, чтобы выявить «болевые точки» района, подсказать, как действовать в той или иной ситуации, как найти выход из трудного положения, а возможно, работая над бюджетом, и пролоббировать интересы территории.

Реализуя принцип народности, депутаты пятого созыва ориентируются не только на своих непосредственных избирателей, но и на общественные организации, которых в Кировской области насчитывается более двух тысяч. Со многими из них подписаны соглашения о сотрудничестве в законотворческом процессе.

В будущее депутаты смотрят с оптимизмом. Они готовы принять любые формы работы, если они будут на благо жителей Кировской области. «Вести. Киров» , № 33 от 22.04.2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 23.04.2014 11:36:04