Законодательному Собранию – 20 лет

17 апреля 2014

История работы вятского парламента с дня его основания

В этом году Законодательному Собранию исполняется 20 лет. В преддверии этой знаменательной даты «АН. Вятка» предлагает вспомнить, историю вятского парламентаризма: как развивалась и видоизменялась законодательная ветвь власти в Кировской области.

12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации. А уже 30 декабря, через две с половиной недели, вышло постановление администрации области, которым было утверждено положение о выборах в Кировскую областную Думу первого созыва. Занимало оно 19 печатных листов и, разумеется, сильно отличалось от ныне действующего закона о выборах.

20 марта 1994 года прошли первые выборы в Кировскую областную Думу первого созыва (1994-1997 гг.). И, несмотря на то, что структура эта была новой – не только для нашего региона, но и для всей страны, и не совсем понятно было, чем этот орган будет заниматься, в выборах приняли участие 178 кандидатов – по 2 -4человека на каждый округ. Это, конечно, значительно меньше, чем будет потом, на выборах в другие, последующие созывы; в последствии вырастет и явка избирателей, а пока… При явке 33,44% в первую областную Думу было избрано 47 депутатов. Выборы по 13-му избирательному округу (Кирово-Чепецкий городской) в виду недостаточной явки пришлось признать несостоявшимися.

Первый созыв: профессиональный состав

Интересен был и профессиональный состав первого созыва Кировской областной Думы. Вероятно, потому что сам институт региональной законодательной власти был новым, первыми «на амбразуру» кинулись главы муниципальных образований (законодательство в ту пору позволяло им быть депутатами). От представительства в законодательном органе власти руководители районов рассчитывали если уж не получить определенные преференции для своей территории, то во всяком случае – отстоять интересы земляков во власти. Как бы то ни было, в органах местного самоуправления трудились 11 депутатов.

Еще больше депутатов – 16 человек – были заняты в агропромышленном комплексе. В подавляющем большинстве это были директора колхозов и совхозов. Понятно почему – основной реформаторский удар пришелся именно на сельское хозяйство, а крестьяне – народ обстоятельный и без боя сдаваться не привык. Девять депутатов работали в сфере здравоохранения. К врачам в народе доверие в ту пору было высокое. Люди самой гуманной профессии, они были призваны отстаивать интересы социальной сферы.

Первое заседание первого созыва Кировской областной Думы состоялось 14 апреля 1994 года.

Сверяя часы

Законотворчество было совершенно новым делом для депутатов – до этого времени правом издавать законы пользовались, помимо Российской Федерации, только республики. Материально-технической базы у вновь созданного органа власти фактически не было, аппарат состоял из нескольких человек, писали, как вспоминают старожилы, буквально «на коленке». Звонили коллегам из соседних регионов и спрашивали: «А чем вы занимаетесь?». Что называется, «сверяли часы». Ездили друг к другу перенимать опыт, доехали даже до Чеченской республики. Собственный опыт был только в сфере контрольной работы – Совет народных депутатов, предтеча Кировской областной Думы, в большей степени занимался обсуждением решений, принятых исполкомом.

Собственно, принятие законов и не было напрямую прописано в полномочиях Думы первого созыва. К ее ведению относилось: принятие Закона о бюджете области, установление и отмена налогов, сборов, пошлин и та­рифов, установление порядка предоставления земли под объекты федерального, межрегионального и областного значения и др. Этим депутаты и занимались на своих заседаниях – кроили более чем скромный бюджет Кировской области по принципу «всем сестрам по серьгам» да думали, где бы еще денег в бюджет раздобыть. Как грамотно дать льготу какому-либо предприятию, чтобы через некоторое время получить от него оптимальную отдачу. Экономика работала в режиме форс-мажора, захлебываясь в инфляции, поборах, налогах, правовых катаклизмах, забастовках рабочих и служащих. Трудно было всем.

Две вместо десяти

В положении «О системе органов государственной власти в Кировской области на период поэтапной Конституционной реформы 1994 - 1996 гг.» - документе, который на четырех с половиной листах регламентировал работу как законодательной, так и исполнительной власти, - была предусмотрена возможность работать на профессиональной основе для 10 депутатов. Однако народные избранники решили, что в период бюджетного дефицита и финансовой нестабильности это – непозволительная роскошь и ввели только две освобожденные должности – Председателя и его заместителя. Первым Председателем стал Михаил Михеев. Его заместителем депутаты избрали Валерия Кайсина.

Первая областная Дума проработала три года, которые были предусмотрены для этого созыва изначально. И подготовила закон, в соответствии с которым состоялись первые в истории Вятского края прямые, всенародные и на альтернативной основе выборы губернатора Кировской области.

Второй созыв: рекордная явка избирателей

Система выборов депутатов Кировской областной Думы ко второму созыву не изменилась – она осталась мажоритарной. Изменился подход к делению региона на избирательные округа. Пришло понимание, что число избирателей в них, по справедливости, должно быть хотя бы примерно равным.

Так, вместо 48 округов появилось 27. Скажем, Оричевский избирательный округ объединял в себе 3 района, Нолинский – 4, Кирово-Чепецк был разбит на 2 округа, а город Киров делился на 9 округов. Но поскольку число округов существенно сократилось, было решено сделать их двухмандатными, то есть выбирать от каждого по 2 депутата.

Порог избирательной явки был определен в 25% от числа зарегистрированных в округе граждан с правом активного избирательного голоса. Избранными считались те кандидаты, которые набрали наибольшее число голосов избирателей.

Выборный закон впервые предусмотрел выдвижение кандидатов от общественно-политических партий, избирательных блоков и групп избирателей. Впервые в законе появился термин «самовыдвижение», то есть человек мог выдвинуть себя кандидатом сам.

Интерес к законодательному органу власти к тому времени возрос, Кировская областная Дума была у людей на слуху, и на этот раз явка составила 48,27% . Эта цифра до сих пор остается рекордом в истории региональных парламентских выборов. Опять же, ни до, ни после не случалось такого, чтобы с первого захода были избраны все 54 депутата, как это произошло 23 марта 1997 года.

Работа на перспективу

Качественный состав депутатов – это, по сути, историческое свидетельство той эпохи. Во втором созыве, как ни в одном другом, он представлял собой социальный срез общества. В здравоохранении трудилось 6 человек, образование и науку представляли 11 депутатов. Люди верили, что именно интеллигенция в условиях зарождающегося рынка могла разделить бюджет по справедливости, придумать честные законы, спасти страну от разрухи и нищеты. Промышленность, связь, ЖКХ – 10 депутатов (в предыдущем созыве было 4). Люди голосуют за те сферы, которые более всего нуждаются в модернизации и поддержке – в надежде, что руководители предприятий лучше других знают, как экономике помочь. Пятеро – финансисты. И только один (против 11 в 1-м созыве!) – в местном самоуправлении. Главы, по-видимому, сочли обременительным совмещать колоссальную нагрузку основной работы с общественной деятельностью. По одному человеку заняты в дорожном и лесном хозяйстве. Зато аграрии по-прежнему идут плотным фронтом – их 18 человек. Высшее образование имели 48 человек, из них экономическое – 6, юридическое – 5, профессиональных управленцев и политологов было двое.

Из первого созыва перешли работать во второй (точнее, повторно были избраны народом) 12 человек. Так что преемственность сохранилась. А благодаря этому потребовалось значительно меньше времени на «раскачку» - старожилы уже знали, что делать и как.

Председателем вновь избрали Михаила Михеева, его заместителями – Валерия Кайсина и Наталью Шутову. Женщина в роли вице-спикера во втором созыве тоже оказалась впервые.

Второй созыв (1997-2001 гг.) оказался, пожалуй, наиболее сплоченным за всю историю законодательного органа власти. Возможно, сказалось то, что депутаты еще не были разбиты на фракции, соответственно, не находились в состоянии оппозиции друг другу. Работа шла исключительно на результат. Именно в это время закладывались основы будущего экономического развития, разрабатывались законы на перспективу.

Ставка – на бизнес

Некоторый экономический рост, наблюдавшийся в 1997 – первой половине 1998 года, был прерван финансовым кризисом. В августе 1998 года страна объявила дефолт. Одномоментно рухнула вся конструкция бюджетной и кредитно-денежной системы России. До самых низких показателей упал сбор налогов. Темпы инфляции ускорились в три раза, что вместе с четырехкратной девальвацией еще больше обесценило доходы казны, граждан и предприятий. Именно второму созыву пришлось реагировать на новый серьезный вызов, разрабатывать экстренные антикризисные меры, что в полной мере отразилось в бюджете 1999 года, который был преимущественно социальным, и в законах, принятых в конце 1998 – в 1999 году.

Ставка была сделана на предпринимательство и малый бизнес – как более приспособляемый и мобильный, способный оперативно и адекватно реагировать на общественные запросы. Из предложенных федеральными законодателями налоговых схем депутаты выбрали наиболее оптимальную, создав в Кировской области для предпринимателей режим наибольшего благоприятствования. Для этого потребовались серьезные консультации с бизнес-сообществом, которой вдохновенно откликнулось на предложение депутатов принять участие в работе над законами.

Вообще, конец 90-х годов прошлого века прошел под лозунгом «Бизнес и власть». Организовывались многочисленные семинары, круглые столы, конференции, шли бурные дебаты о том, нужны ли они друг другу и в какой мере. Ответ бил однозначным: конечно, нужны! Власти – для того, чтобы вести регион вперед, наполняя бюджет и выполняя социальные задачи, бизнесу – чтобы иметь четкие и понятные правила работы и гарантии безопасности. Это в конечном итоге не осталось безрезультатным: малый бизнес осознал свою силу и стал развиваться в средние и крупные предприятия, а некоторые – в весьма солидные многопрофильные холдинги.

И по сей день

Ко второму году работы депутаты вышли на новый уровень – законодательных инициатив в Государственную Думу РФ. И ощутили необходимость поддержки со стороны других регионов. В 1998 году заключается первое соглашение о сотрудничестве «по горизонтали» - между Кировской областной Думой и Государственным Собранием Республики Марий Эл.

Вообще, за четыре года, отведенных для работы второму созыву, было принято немало базовых законов, регулирующих правоотношения в самых разнообразных сферах. Но на особом контроле всегда была социальная. Кировская область стала едва ли не первым регионом, поддержавшим участников боевых действий, воевавших на территориях, не вошедших в федеральный Перечень при принятии федерального закона «О ветеранах». Депутаты-аграрии добилась того, чтобы из областного бюджета финансировались доплаты к пенсиям руководителям сельхозпредприятий. Некоторые из этих законов действуют и по сей день.

Третий созыв: не Дума, а Собрание

9 апреля 2001 года состоялось первое заседание депутатов третьего созыва (2001 – 2006 гг). А 4 июля 2002 года Кировская областная Дума была переименована в Законодательное Собрание Кировской области.

Для этого было две веских причины. Во-первых, в названии было решено закрепить законодательную функцию регионального парламента, отделив его в сознании людей от всех прочих – городских и районных – Дум, которые не были органами власти, а были представительными органами местного самоуправления. Собственно, это уже сделала Конституция РФ, провозгласив властью только два уровня – федеральный и региональный, а органам местного самоуправления оставив отдельную, самостоятельную нишу.

А во-вторых, депутатам хотелось поднять имидж своего органа власти – как единственного и исключительного носителя права принимать региональные законы.

Поправки, связанные с переименованием, были внесены в Устав (основной закон) и во все остальные законы Кировской области. Законодательное Собрание – по аналогии с Государственной Думой, было решено писать с прописных букв.

Председателями Законодательного собрания третьего созыва в свое время были Александр Стрельников, Валерий Кайсин и Владимир Васильев.

Время реформ

Годы работы третьего созыва – а он был избран на пять лет – пришлись на время реформ. Были приняты новые кодексы - земельный, трудовой, жилищный и т.д., - которые принципиально ломали старую систему отношений. Все они были направлены на то, чтобы закрепить рыночные правила игры в самых разных хозяйственных сферах, чётко распределив роли – собственников, арендаторов, пользователей, контролёров.

Никогда больше в Кировской области не принималось так много базовых законов в сфере земельных отношений, как в 2002 году. Воздух был буквально наэлектризован, когда обсуждались такие законы, как «О максимальных размерах бесплатно предоставляемых в собственность граждан земельных участков» и «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность». Оно и понятно – собственность на землю во все времена была в основе общественных отношений.

Земельная реформа стала первой в числе реформ, касающихся распределения природных богатств. Впрочем, законы, связанные с распределением других естественных ресурсов – недр, лесов и вод – несколькими годами позже вызвали не меньшую полемику. Особенно, пожалуй, досталось «лесным» законопроектам. Прения по ним начались, по сути, еще тогда, когда на федеральном уровне принимался Лесной кодекс, три альтернативных проекта которого регионам предложили обсудить заблаговременно.

Подготовила Екатерина ДАЛАЛЫКИНА

(Окончание в следующем номере)

«Аргументы неделi. Вятка» , № 14 от 17.04.2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 30.04.2014 09:55:54

Последнее изменение: 30.04.2014 10:05:06