Законодательному собранию – 20 лет

24 апреля 2014

История работы вятского парламента с дня его основания

(Окончание. Начало в № 14)

Третьему созыву Законодательного собрания пришлось взять на себя удар социальных реформ. Все мы помним печально знаменитый 122‑й ФЗ, который перевел льготы с натуральной формы на денежную и существенно пересмотрел систему социальной поддержки в целом.

Во-первых, 122‑ФЗ четко разграничил льготы на федеральные и региональные, взяв на финансирование федерального бюджета только государственные обязательства. Многие категории, которые раньше имели право на льготы, оказались за бортом – их пришлось обеспечивать за счет областного бюджета. Депутаты Законодательного Собрания третьего созыва разработали свои, региональные законы, взяв обеспечение этих категорий на региональный бюджет.

Второй задачей была так называемая «монетизация» льгот. То есть вместо набора услуг предлагалась определенная ежемесячная сумма. С одной стороны, это сняло социальную напряженность. С другой – потребовался довольно длительный переходный период для «утряски» всех поставок и процедур.

Депутатам Законодательного Собрания третьего созыва пришлось принимать несколько десятков областных законов, а областному правительству – подзаконных актов, чтобы обеспечить на территории Кировской области действие федерального закона. Все это время сопровождалось еще более длинными очередями в поликлиниках, скандалами в транспорте, обидами и жалобами людей во все инстанции, включая депутатскую. Как говорили в древнем Китае – не дай нам жить в эпоху перемен!

В центре внимания – самоуправление

Еще одной серьезной задачей депутатов третьего созыва Законодательного Собрания Кировской области была реформа местного самоуправления. Казалось бы: делить полномочия и ответственность за их выполнение – это внутренние дела органов власти и органов местного самоуправления. А между тем от того, как выстроены эти отношения, зависит повседневная жизнь всех людей, включая их быт.

Кировская область подхватила центральную установку – сформировать органы управления по принципу «шаговой доступности», чтобы местному населению на приходилось ездить за любой справкой в райцентр, - сразу. Мы едва ли не первыми в России создали законы, установившие новый принцип деления муниципальных образований – городские поселения, сельские поселения, городские округа, сельские округа, описали их границы, создали Реестр населенных пунктов и т. д. Насколько это было сложно, судите сами: вместо 39 административных районов и 6 городов в Кировской области оказалось более пятисот (!) муниципальных образований – каждое со своими управленческими органами и функциями.

Первая часть реформы была проведена, предстояло переходить к другой, не менее важной ее половине – к формированию межбюджетных отношений. Кроме того, чтобы создать для местных бюджетов определенный «задел» из собственных доходов территорий, было необходимо обеспечить деньгами все государственные полномочия, передаваемые областью на муниципальный уровень, а ещё направить финансовые потоки так, чтобы уровень бюджетной обеспеченности (количество рублей на каждого местного жителя) был примерно одинаков. Плюс к тому – дать территориям материальный стимул для собственного развития.

Конечно же, разрабатывали все эти методики со сложными арифметическими формулами финансисты, часть их «спускалась» из федеральных министерств, но и депутаты внесли в построение схемы взаимоотношений региона с муниципалитетами огромную лепту. Стоит ли говорить, что реформа местного самоуправления в Кировской области осуществлялась в тесной связке Законодательного Собрания, Правительства области и тех, кто организовывал работу на местах. Неслучайно многие наши идеи подхватили другие регионы.

Как помочь экономике?

И, конечно же, все время перед депутатами, среди которых было немало промышленников, стояли вопросы: как помочь реальному сектору экономики, привлечь инвестиции, заставить область развиваться?

Были разработаны Законы «О промышленной политике в Кировской области», «О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области», «О предоставлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности», «О залоговом фонде Кировской области» и т. д.

Третий созыв запомнился как интеллектуально мощный, монолитный и работоспособный. Главным уроком, преподанным этим созывом, стало понимание: Законодательное Собрание – это орган, который должен работать для всех жителей Кировской области в равной степени. Плох тот депутат, который борется за свои «местечковые» интересы, перетягивая одеяло на свой округ или лоббируя льготы для своего производства. Хорош тот, кто создает условия для жизни всего населения и для развития всего региона.

Четвертый созыв: партийная юность

О том, насколько важны для общества экономические реформы, проходящие в стране, свидетельствуют и результаты выборов в Законодательное Собрание, которые состоялись 23 марта 2006 года. Кроме того, эти выборы показали, что в стране полным ходом идут демократические реформы, в том числе – через усиление роли политических партий.

Впервые в Кировской области половина мандатов была отдана партиям, победившим на выборах, то есть набравшим более 5 % голосов. Таковых оказалось пять: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Российская партия пенсионеров», «Аграрная партия России». В таблице профессиональной принадлежности вновь избранных депутатов впервые появилась графа «многопрофильный бизнес» – то есть депутат возглавлял ряд производственных и коммерческих предприятий, предприятий сферы услуг, а кроме того, входил в правление банка. В первых строчках партийных списков были не только представители бизнес-элиты, но и профессиональные политики, и лидеры общественных организаций.

Для политических партий годы, пришедшиеся на четвертый созыв, были «пубертатным периодом». В Законодательном Собрании он сопровождался взрывами, потрясениями, ответственными заявлениями и попытками сорвать кворум – в ход шли все классические инструменты, привнесенные из «большой политики».

Период «притирок»

О том, что депутатам четвертого созыва предстоит долгий период «притирок», прежде чем они научатся находить компромиссы, стало понятно с самого начала работы. И если на первом пленарном заседании тайным голосованием с первого раза были избраны Председатель (Владимир Васильев, «ЕР») и два его заместителя (Николай Ефремов и Владимир Агалаков, «ЕР»), то голосование «по портфелям» (то есть по председателям комитетов) чуть не сорвалось: оппозиция покинула зал заседаний. В конце концов решения по председателям комитетов приняли «в закрытом режиме».

В общем‑то, все пять лет работы четвертого созыва прошли «в обстановке партийности», и это вносило на площадку Заксобрания атмосферу дискуссионности и динамичности. Был сформирован Совет, куда, помимо высшего руководства ОЗС и председателей комитетов, вошли лидеры всех фракций. На Совете пытались найти компромиссы по наиболее значимым и по спорным вопросам. Голосовать, как решила фракция, было вопросом партийной дисциплины.

Контролю за сопартийцами способствовала система электронного голосования, которой оборудовали зал заседаний вскоре после начала работы четвертого созыва. Она не только выдавала точный, документальный результат, но и значительно экономила время законодателей.

Новое в работе

31 июля 2006 года начал работу интернет-сайт Законодательного Собрания Кировской области, и уже осенью того же года он был назван лучшим среди сайтов органов государственной власти по России и ПФО, а позже неоднократно подтверждал эту оценку.

Обычной практикой стал Правительственный час, на котором руководители департаментов отчитывались перед депутатами за свою работу. С докладами на пленарных заседаниях выступали федеральные ведомства, правоохранительные и контрольные органы. Проводились депутатские слушания по проблемным вопросам.

Так, уже в мае 2006 года на площадке Вятской торгово-промышленной палаты прошли первые слушания, сейчас они проходят регулярно – по проектам областного бюджета на каждый финансовый год, и по стратегии развития АПК, и по жилищному строительству, по дорогам, лесному комплексу, здравоохранению, по многим другим темам. Кажется, не было в области по‑настоящему проблемных ситуаций, прошедших мимо парламентариев.

Одним из самых серьезных достижений депутаты четвертого созыва считают принятие закона «О ветеранах труда Кировской области», который восстановил справедливость по отношению к пожилым людям, имевшим большой стаж работы, но не получивших федеральных знаков отличия. Из-за него было сломано немало копий – областной бюджет никогда не был избыточным. Но это была политическая воля депутатов, и они победили. Приняли депутаты немало и других социальных законов: «О вознаграждении за выполнение функций классного руководителя», «О денежных выплатах медперсоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи», «О мерах социальной поддержки многодетных семей» и др.

Намечающийся подъем

Вообще, четвертый созыв пришелся на период некоторого экономического подъема как в России, так и в Кировской области. Стало возможным планировать бюджет на три года вперед. Президент объявил четыре масштабных национальных проекта: по здравоохранению, образованию, развитию АПК и жилищному строительству, и депутаты приняли немало региональных нормативных актов во исполнение этих проектов. В больницы и школы пошло оборудование, повысились зарплаты врачей, медсестер и педагогов, стали строиться высокотехнологичные животноводческие комплексы, вокруг которых вырастали целые поселки. Получило толчок ипотечное и социальное строительство. Законами области утверждались все наиболее значимые областные целевые программы.

Надо сказать, что четвертый созыв оказался на редкость спортивным и немало сил приложил к тому, чтобы развивать в регионе массовый и детский спорт. Финансирование этой строки в бюджете увеличивалось с каждым годом, на свои деньги депутаты строили детские спортивные площадки, проводили спортивные мероприятия, разработали и приняли закон «О физической культуре и спорте в Кировской области».

Пятый созыв: будет горячо

Выборы в Законодательное Собрание пятого созыва прошли, как и в предыдущем созыве, по смешанной системе: половину мандатов получили одномандатники, половину – списки партий, переступившие на выборах 6‑процентный барьер. В политическом словаре кировчан появилось новое слово – «праймериз». Это была как бы предварительная репетиция «больших» выборов: лидеров списка определял партийный актив. На политической арене разыгралась нешуточная борьба; итоги голосований, проходивших в закрытых помещениях и проводимых узким кругом лиц, выплескивались на страницы газет, обсуждались в блогах и социальных сетях.

Народ ощутил заранее: выборы начались. И 13 марта 2011 года, в день голосования, отреагировал на это достаточно высокой явкой – 47,7 % (в предыдущем созыве на выборы пришло 43,9 % избирателей).

Партийное представительство в Законодательном Собрании тоже осталось прежним. В настоящее время партийный «расклад» в ОЗС такой: «ЕР» – 27 человек, КПРФ – 7, «СР» – 8, ЛДПР – 6; шесть депутатов не входят ни в какие фракции и считают себя независимыми.

Так называемого «квалифицированного большинства», то есть количества, достаточного для голосования по внесению изменений в Устав Кировской области (а это две трети от списочного состава, или 36 голосов) ни у одной партии не было и в прошлом созыве. Но в этом созыве возникла проблема и с «простым большинством» (50 % + 1 голос). Голосование по любым, а особенно жизненно важным, вопросам оказалось под угрозой срыва. И было сорвано – впервые за всю историю Законодательного Собрания Кировской области – 16 февраля 2012 года, после того, как депутат Валерий Туруло озвучил предложение территориальным избирательным комиссиям сложить полномочия в полном составе. Камнем преткновения стала очередность вопросов. После того, как депутаты отказались рассматривать вопрос в начале повестки, оппозиция покинула зал заседаний.

Вместо двух – четыре

Впрочем, о том, что в пятом созыве будет горячо, стало понятно намного раньше, когда вместо двух, по традиции, заместителей председателя депутаты выбрали четверых – по заместителю от каждой фракции. Ими стали Николай Бусыгин («ЕР»), Михаил Курашин («СР»), Владислав Гукасов (ЛДПР) и Сергей Мамаев (КПРФ). Вскоре Мамаев был избран в Государственную Думу, и на его место пришла Марина Созонтова. «В начале нашей работы, когда решался вопрос о четырех заместителях, – вспоминает председатель Законодательного Собрания Алексей Ивонин, – все фракции подписали пакетное соглашение: решать самые болевые вопросы за «круглым столом».

Было принято еще одно важное кадровое решение: дать возможность председателям комитетов работать на профессиональной основе. В настоящее время председателями комитетов на освобожденной основе работают 5 депутатов (Николай Киселев, Владимир Бакин, Владимир Яговкин, Михаил Лихачёв, Виктор Женихов). Это не замедлило сказаться на работе Законодательного Собрания. Улучшилось качество принимаемых законов. Поскольку сферы законодательства четко распределены между депутатами, они имеют возможность работать над нормативными актами более углубленно.

Законодательная инициатива депутатов

Выросло и количество законодательных инициатив от депутатов. Если раньше, в предыдущих созывах, принятие законодательных актов в основном инициировалось исполнительной властью, то в пятом созыве более половины законопроектов в повестках каждого пленарного заседания – от депутатов. Они не только отслеживают федеральное законодательство, вовремя внося соответствующие коррективы в областные законы, но зачастую выступают инициаторами принципиально новых инициатив в самых различных сферах жизни – от общественного транспорта и благоустройства улиц до социальных выплат и льгот тем категориям людей, которые в них нуждаются.

Впервые в пятом созыве по инициативе депутатов был принят Закон «О контрольной деятельности депутатов Законодательного Собрания Кировской области», который позволил им усилить контроль и за деятельностью исполнительной власти, и за работой органов местного самоуправления. И в первую очередь в жизненно важных направлениях, где задействованы бюджетные деньги. В частности, весь 2013 год заместитель председателя Михаил Курашин провел в рабочих поездках по районам Кировской области, проверяя состояние поликлиник и больниц. Как расходуются деньги, выделенные по программе модернизации здравоохранения? Что на них построено, какое оборудование завезено? Такой же ревизии подвергаются школы, детские сады, центры дополнительного образования и другие объекты социальной сферы. И не только социальной. Примеры, когда депутатский контроль заставил чиновников делать свою работу как должно, а не абы как, не единичны. Конечно же, выявить такие ситуации помогает постоянная связь депутатов со своими избирателями. Это их сильная сторона, дающая серьёзные преимущества. В каждом райцентре Кировской области у депутатов есть общественные приемные, где работают их добровольные помощники.

Принцип народности

Реализуя принцип «народности», депутаты пятого созыва ориентируются не только на своих непосредственных избирателей, но и на общественные организации, которых в Кировской области насчитывается более 2 тысяч.

Законопроекты размещаются на сайте Законодательного Собрания, который несколько лет подряд занимал призовые места в российском рейтинге открытости, который составляет фонд свободы информации (г. Санкт-Петербург). А в этом году он получил «за открытость» первое место. На нем можно получить любую, самую исчерпывающую информацию о том, что происходит в Законодательном Собрании Кировской области, а также поделиться своими замечаниями по поводу законопроектов.

В будущее депутаты смотрят с оптимизмом. Они готовы принять любые формы работы, если это – во благо жителей Кировской области.

Подготовила к печати Екатерина ДАЛАЛЫКИНА

«Аргументы неделi. Вятка» , № 15 от 24.04.2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 30.04.2014 10:07:08

Последнее изменение: 30.04.2014 10:08:42