Капитальность, честность, хозяйственность, креативность

31 октября 2006

60 лет для человека - пенсионный возраст, для предприятия - возраст зрелости и достижения новых рубежей. «Время расцвета» - так говорят о сегодняшнем дне Кирово-Чепецкого химического комбината, недавно отметившего свой юбилей.

Юбилей - это высота, с которой можно оглянуться на пройденный путь, объективно оценить настоящее и по-новому взглянуть на перспективу. О том, что же видно с «высоты положения», рассказал корреспонденту «ТДТ» исполняющий обязанности генерального директора КЧХК Виктор Медведков.

- Виктор Иванович, давайте совершим экскурс в историю химкомбината и подведем некоторые итоги.

- Все началось с того, когда после Хиросимы и Нагасаки возникла угроза атомной войны. В противопоставление возникшей агрессии американцев и англичан правительство СССР решило создать в кратчайшие сроки уникальное производство на базе маленького поселка в вятской глубинке.

Первоначально основными задачами химкомбината были разработки атомной и ядерной тематик. Наши специалисты с успехом отработали технологию получения обогащенного урана для атомной бомбы, создали сырье для первой советской водородной бомбы.

Следующий этап в становлении - это строительство завода минеральных удобрений, когда стратегически важным для страны стало развитие Нечерноземной зоны России. Производственные мощности начали возводить в 1974 году, а уже в 1978-м была получена первая партия аммиачной селитры, В настоящее время с территории завода ежесуточно уходит 100-120 вагонов минеральных удобрений - по данному критерию это самое крупное предприятие в Европе. К тому же с весьма хорошими перспективами. И все благодаря слаженной работе всего коллектива: инженерно-технического персонала, рабочих, служащих.

У завода полимеров, я считаю, будущее тоже неплохое, так как идет проработка и получение новых высокотехнологичных видов фторполимерной продукции, некоторые марки осваиваются впервые в мире. Фторполимеры - это обладающее уникальными свойствами сырье, которое используется в космической технике, на подводном флоте, в авиастроении. К слову, и медицина без нас не обходится. Благодаря разработке нашими учеными искусственного клапана сердца и производству его на базе химкомбината в России спасено более 100 тысяч человек. Наши клапаны не уступают по своим характеристикам американским и японским аналогам и даже их превосходят. Впрочем, перечислять все, что от идеи уже воплотилось в жизнь, можно долго.

Немаловажное значение для комбината имеют и пять вспомогательных производств - дочерних структур, которые оказывают сервисные услуги двум основным площадкам по выпуску готовой продукции.

На сегодня КЧХК является одним из крупнейших предприятий в российской экономике, я уже не говорю о Кировской области. Здесь трудятся более 11 тысяч человек, у нас нет сокращения штата, не бывает задержек по выплате заработной платы, к тому же ее уровень постепенно повышается.

Можно с уверенностью сказать: комбинат работает устойчиво, просматривается хорошая инвестиционная политика - а это означает создание новых производств и, соответственно, дополнительных рабочих мест, выпуск новых видов продукции. Я вообще считаю, что люди, работающие на нашем заводе, должны гордиться тем, что являются сотрудниками такой мощной компании.

- Если взять во внимание известный маркетинговый ход американской фирмы S.T. DUPONT - введение антидемпинга, как удается комбинату оставаться конкурентоспособным в условиях рыночной борьбы с зарубежными производителями фторполимерной продукции?

- Обобщая ситуацию, надо признать, что фторполимерный рынок на Западе заполнен. Наш основной конкурент - это как раз та фирма, о которой вы говорите. Да, она предприняла все меры для того, чтобы притормозить продажу нашей фторполимерной продукции на западном рынке, в частности, уже отмеченное в СМИ специальное повышение цен для снижения рентабельности. Над тем, как выйти из создавшейся ситуации, сейчас работают наши юридические и маркетинговые службы.

С другой стороны, определенную опасность представляет Китай, бурно развивающийся по многим направлениям, в том числе в аналогичном производстве фторполимерной продукции. Возможно, в ближайшем будущем он сможет потеснить с рынка и сильных американцев. Полагаю, не только производителям фторполимеров стоит серьезно относиться к экспансии Китая, но и всем лидирующим компаниям в мировой экономике необходимо учитывать возможные ошеломляющие результаты строительного бума в этой стране.

- Но, как говорят, русские тоже «не лыком шиты», недаром же ваш комбинат всегда уделял достаточное внимание интеллектуальному потенциалу работников, к тому же не первый год завоевывает звание «Лучшая кадровая служба России». Как руководство взращивает специалистов, чтобы они стали лучшими?

- Мы ежегодно принимаем со стороны и учим профессии внутри предприятия 80-90 молодых специалистов с высшим и человек 50-60 со среднеспециальным образованием. В прошлом году за счет средств предприятия мы обучили в вузах 114 работников и 56 - в средних профессиональных учебных заведениях, затратив на эти цели порядка 1,5 миллиона рублей. Не жалеем денег на повышение квалификации специалистов в Италии, Германии, Англии, США. Например, в программе развития персонала на 2006 год предусмотрено 15 тысяч долларов на повышение квалификации специалистов за рубежом - и это дополнительно к тому образованию, которое они получают в России.

Второй год подряд химкомбинат принимал участие в конкурсе «Лучшая кадровая служба России», и, к моему удовлетворению, наша кадровая служба дважды была отмечена высокой наградой. Конкурс не простой: комиссия проводит анализ за три предыдущих года комплексной работы предприятия, в том числе внимательно изучается социальная защита работников.

На мобильной работе предприятия сказывается и принятая в 2004 году четкая система омоложения трудового коллектива. Тогда по решению совета директоров и основного акционера была проведена огромная акция, и пенсионеры добровольно пожелали оставить рабочие места для своих детей, детей близких. Условия были таковы: если ветераны, будучи уже на пенсии, покидают в определенный срок рабочее место, то те из них, чей стаж работы на предприятии составляет 30 лет, получают при расчете 40 тысяч, а со стажем 20 лет - 30 тысяч рублей. Уволилось сразу около 970 человек, и при этом они были благодарны руководству. На освободившиеся места мы приняли их детей, средний возраст работников снизился с45 лет до41 года. Сегодня на комбинате старше 60 лет трудится всего 118 человек, которых просто удерживаем как незаменимых специалистов.

- Чтобы работники были лояльны, руководству надо тщательно разрабатывать и систему мотиваций. Виктор Иванович, какими социальными гарантиями пользуются ваши сотрудники?

- Я считаю, социальная защита выражается в уровне заработной платы и определенных доплатах. Это материальная сторона. Но есть и сторона нематериальная. К примеру, возможность провести отпуск на базе отдыха «Искра» в Анапе, при этом желающий платит за путевку на 15 дней всего 1 900 рублей. У нас есть детский оздоровительный лагерь «Юность»: работники платят около 850 рублей, хотя пребывание одного ребенка в лагере обходится почти в 7 000 рублей. Мы поддерживаем спортивный клуб «Олимпия», где всегда можно бесплатно позаниматься спортом и отдохнуть. Нельзя забывать и о ДК «Дружба», в котором все мероприятия для наших работников бесплатны. Наконец, большой популярностью у коллектива пользуется санаторий-профилакторий «Перекоп», где ежегодно более 1 500 работников комбината проходят профилактический курс лечения, при этом выплачивая за путевку около 1,5 тысячи рублей из 9,5 тысячи полной стоимости.

Хотелось бы упомянуть о созданном у нас в 2003 году, кстати впервые в области, благотворительном фонде «Содействие», куда из прибыли комбината ежегодно переводится порядка 7 миллионов рублей на поддержку нашей ветеранской организации, насчитывающей 7,5 тысячи человек. Покупаем им путевки в санаторий-профилакторий, ремонтируем квартиры, до 1 миллиона рублей тратим на зубопротезирование. Порядка 600 человек в год раз в день в течение месяца бесплатно кормим в заводской столовой. А тем, кому уже трудно ходить, выдаем продуктовые наборы. Ежемесячно 35 тысяч рублей распределяем на оказание материальной помощи по заявлениям наших уважаемых ветеранов.

В прошлом году мы начали реализацию нового социально значимого проекта - это «Движение добрых дел», в котором принимают участие инициативные горожане, некоммерческие и муниципальные организации, желающие улучшить жизнь в Кирово-Чепецке. Проект мы финансируем, содействуем организационно, консультативно, информационно, а воплощают свои идеи сами активисты. Достигнуты хорошие результаты, отработан ряд современных технологий, и сейчас мы готовы вывести проект на более высокий уровень: привлечь другие организации к решению городских проблем.

- В наше время далеко не все бизнес-структуры рассматривают свой бизнес как социально ответственный. КЧХК - предприятие, выдающееся и в этом отношении. Значение химкомбината для Кировской области огромно - это факт общеизвестный. Интересно, что Вы лично думаете об этом?

- Я считаю, Кировской области повезло, что в 1946 году было принято решение о строительстве такого завода на территории области в районе поселка Усть-Чепцы. Потому что, какие бы ветры ни дули, комбинат всегда стабильно работал.

Первая причина этой устойчивости - у нас всегда был сильный директорский корпус. Вторая - предприятие градообразующее для Кирово-Чепецка. Бесспорно, экономика и города, и области в целом во многом зависит от стабильной работы КЧХК. Вспомните итог прошлогоднего трехмесячного простоя комбината из-за газовой блокады: налоговые поступления в городской бюджет резко сократились. Благо, что сейчас у нас хорошие взаимоотношения с газовиками, и комбинат работает без срывов. Скажу одно: для Кировской области, впрочем, как и для России,
предприятие является экономически очень важным.

- Попробуем заглянуть в седьмое десятилетие химкомбината. С каким настроением и желаниями вы входите в него?

- Моя основная должность - руководитель кадровой службы комбината. Я бы хотел, чтобы на комбинате не было снижения численности штата, повышалась заработная плата, постоянно росло благосостояние наших работников и ветеранов, чтобы коллектив работал стабильно и устойчиво. Потому что в городе от работы химкомбината зависит практически все. Эта зависимость распространяется и на массу разных предприятий и организаций. С жизнью комбината прямо или косвенно связано две трети жителей Кирово-Чепецка.

Свое дело руководство предприятия всегда будет рассматривать не только как производство, но и как социально ответственный бизнес. Кроме развития благотворительного фонда, химкомбинат, как единственный спонсор хоккейного клуба «Олимпия», по-прежнему намерен выделять из своей прибыли до 15 миллионов рублей на его содержание.

Мы за развитие спорта в городе. Необходимо возродить детские хоккейные коробки. Достроить Ледовый дворец спорта. И к этому есть все предпосылки: недавно на совещании у губернатора Кировской области было решено закончить в два этапа строительство этого объекта. Первый этап - к концу 2007 года создать лед и коробку, чтобы наша хоккейная команда не тренировалась в кировском «Союзе», выкладывая большую сумму денег за аренду помещения. А в 2008 - 2009 годах полностью сделать внутреннее убранство Дворца, вплоть до открытия в нем ресторанов, буфетов, торговых точек. На первом этапе требуется около 50 миллионов рублей вложений и 34 миллиона на завершение второго этапа. Отрадно, что активную позицию в этом вопросе занимает депутат Госдумы В.В. Климов: по поводу выделения денег он работает на уровне Федерации.

Думая о наших работниках, которые верят в нас, о жителях многотысячного города, нельзя не вспомнить извечный квартирный вопрос. Какое может быть будущее без развития жилищного строительства? В связи с этим напомню о том, что в прошлом году руководство химкомбината закончило продажу жилья, которое числилось на балансе у ОАО «КЧХК»: две трети мы продали молодым специалистам с рассрочкой платежа до 10 лет. В этом году мы начали новое жилищное строительство и уже к 2008 году должны сдать в эксплуатацию 4 дома. К новому году достроим дом по проспекту России, сдадим подъезд на 26 квартир. Часть жилья продадим молодежи, часть - оформим как служебное, а часть оставим для специалистов и топ-менеджеров, приезжающих на комбинат по приглашению.

Так что желаний, вполне осуществимых, достаточно много. Настроение боевое, и дух оптимистичный. Седьмое десятилетие проживем достойно.

Инна НОВИНСКАЯ
«Товар-Деньги-Товар» № 20 октябрь 2006 г.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 09.11.2006 09:29:57

Последнее изменение: 09.11.2006 09:30:28