Взлететь мешают финансовые «гири»

22 мая 2014

Во сколько обходятся областному бюджету «воздушные ворота» области?

Куда уходят бюджетные деньги? Этот вопрос больше всего интересовал депутатов ОЗС, посетивших на этой неделе аэропорт «Победилово» с рабочей поездкой. В ней приняли участие члены комитета Законодательного Собрания Кировской области по энергетике, жилищно-коммунальному комплексу, строительству транспорту и связи, председатель ОЗС Алексей Ивонин и его заместители, руководители других комитетов – всего около четверти депутатского корпуса.

Началась рабочая поездка с экскурсии по аэровокзалу и территории аэропорта. Генеральный директор «Победилово» Андрей Жданов показал депутатам, что уже удалось сделать и что еще только предстоит. Рассказал об основных этапах комплексной реконструкции аэропорта, о вводе в эксплуатацию обновленной взлетно-посадочной полосы (теперь здесь смогут приземляться самолеты типа Боинг-737, ТУ-154 и другие, аналогичного класса), основных задачах, которые стоят сегодня перед руководством компании. А это и увеличение пассажиропотока, и расширение географии полетов (в прошлом году число направлений, куда осуществлялись вылеты из «Победилово», достигло десяти против трех – в 2012 году). Кстати, прошлогодние темпы роста по отдельным показателям работы аэропорта в несколько раз превышают среднероссийские.

В планах компании – строительство международного терминала, откуда кировчане смогут летать чартерными рейсами по заявкам туристических компаний на зарубежные курорты, в частности, в Египет и Турцию. Для решения этой задачи планируется найти инвестора. Но это – вопрос будущего. В любом случае, международный терминал появится в Кирове не раньше, чем в 2016-м – 2017-м году. А до этого надо еще решить немало вопросов. Большая часть из которых, конечно же, финансовая.

Деньги, деньги и еще раз деньги

Все существующие проблемы «Победилово» на самом деле возникли не сегодня и даже не вчера. В 90-е в большинстве регионов страны авиаперевозки практически не осуществлялись. Наш аэропорт выживал без каких бы то ни было финансовых вливаний со стороны бюджета. При этом удалось, например, сохранить взлетно-посадочную полосу, команду профессионалов, многие из которых работают здесь не один десяток лет. Но, к сожалению, на этом все «достижения» тощих лет и заканчиваются.

Здание аэровокзала технически и морально устаревшее, оно не знало реконструкции и ремонта с 1967 года. Изношен парк техники. И так далее, и так далее… Поэтому, когда встал вопрос о полноценном возрождении работы аэропорта, проблем выявилось выше крыши. Для их решения компания начала привлекать кредиты. Копилась задолженность. Аэропорт оказался на грани банкротства. Предприятие и сегодня является планово убыточным. Поэтому-то многомиллионные вливания из бюджета последних лет и не принесли ощутимой отдачи. Как образно отметили депутаты, накопившиеся финансовые проблемы, как гири, которые мешают взлететь.

Руководство компании будет обращаться к региональному правительству (а значит и депутатам, утверждающим Бюджет) с просьбой о том, чтобы из бюджета области покрывались операционные расходы аэропорта (инвестиционные расходы планируется возложить на частных инвесторов). Речь предварительно идет примерно о ста миллионах рублей в год. С ростом пассажиропотока вливания из бюджета должны уменьшаться. Совсем же без помощи государства аэропорту пока никак не выжить. Двадцать пять миллионов из бюджета области в этом году уже выделили. До конца года потребуется еще семьдесят пять…

Необходимость иметь в регионе действующий и современный аэропорт сегодня не вызывает сомнений ни у кого. И в первую очередь у депутатов. Все понимают, что это и вопрос имиджа области, и развития бизнеса. В тоже время в условиях дефицитного бюджета такие существенные финансовые вливания в ОАО «Аэропорт Победилово» не могут не вызывать определенных вопросов.

– Сегодня нам необходимо четко осознавать ответственность за эффективное расходование бюджетных средств, – подчеркнул Алексей Ивонин, Председатель ОЗС. – Да, многие проблемы по-прежнему, из года в год, остаются на повестке дня, но часть из них уже удалось решить. И мы, как мне кажется, двигаемся в верном направлении. Не знаю, согласитесь вы со мной или нет, но действия нового руководства предприятия вызывают определенное доверие.

К вопросу еще не раз предстоит вернуться

Формат рабочей поездки не предполагает принятия каких-либо решений. Выслушав отчет руководства аэропорта за 2013 год, задав неудобные вопросы и высказав порой весьма резкие оценки деятельности ОАО «Аэропорт Победилово», особенно в адрес предыдущей команды управленцев, народные избранники выработали ряд рекомендаций и пожеланий областному правительству. В частности, Алексей Ивонин предложил исполнительной власти региона разработать конкретную программу развития аэропорта.

– Мы должны начать двигаться вперед. Для этого нужно четко понимать, сколько средств планируется выделять в ближайшие годы из областного бюджета, сколько руководство акционерного общества планирует привлечь инвестиций, какую помощь могут оказать городские власти, какие еще механизмы следует задействовать для решения проблем аэропорта, – резюмировал Алексей Максимович. – Эту программу необходимо согласовать с депутатами, а в конце каждого года они должны получать полный отчет, чтобы было понимание, успешно ли реализуется программа, насколько эффективны те или иные решения и меры, принимаемые руководством компании.

В любом случае, к вопросу работы «Победилово» депутаты вернутся еще не раз. Судя по всему, проблема «воздушных ворот» области, которые пока что очень дорого обходятся региональному бюджету, останется актуальной не один год. В ближайшее же время её обсудят на майском пленарном заседании ОЗС, в рамках которого состоится «правительственный час». Посвящен он будет развитию транспортной системы в области, в том числе перспективам развития железнодорожного и авиатранспорта. Планируется на нем затронуть и возможность открытия внутриобластных авиа-перелетов.

Юлия Ионушайте

Точка зрения

Депутаты настроены скептически

Валерий Туруло, депутат ОЗС, председатель комитета по экономическому развитию, промышленности, торговле и предпринимательству:

– Кроме проверок деятельности «Победилово» Контрольно-счетной палатой, необходимо, чтобы депутатский корпус проанализировал реалистичность принятого бизнес-плана. Наш комитет готов подключиться к работе. Я пока настроен скептически. Вопросов сегодня больше, чем ответов. Хороших новостей мало, а перспектива – заоблачна. Чтобы снова не попасть в яму, необходимо выработать четкий алгоритм взаимодействия исполнительной и законодательной властей в решении проблем аэропорта. И, кроме того, депутатам необходимо потребовать от Губернатора, чтобы он доложил: какие меры приняты по провалам предыдущей команды? Ведь пока мы только расхлебываем последствия неэффективной работы прошлого руководства компании.

В цифрах

На что «ушла» субсидия?

В минувшем году субсидии областного бюджета ОАО «Победилово» составили 360 миллионов рублей. Первый транш в размере 250 миллионов перечислен в июне, второй (110 млн) – в декабре.

Как была израсходована первая часть субсидии, видно из таблицы:

Цели

Сумма (тысяч рублей)

Гашение кредитов и займов

250 000

(в т.ч. кредиты 2012 года)

211 000

Зарплата

21 721

Налоги

6 040

Кредиторская задолженность

11 239

Прочее

5 905

«Аргументы неделi. Вятка» , № 18 от 22.05.2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 30.05.2014 15:37:59