В установленном законом порядке и без авантюризма

27 ноября 2006

То, что главный финансовый документ - страны или любого ее региона - должен составляться в соответствии с Бюджетным кодексом, сомнению не подлежит. А вот о каком авантюризме говорил на октябрьском пленарном заседании ОЗС губернатор области Николай Шаклеин?

Завершая обсуждение проекта закона области «Об областном бюджете на 2007 год» (в первом чтении), Николай Иванович призвал депутатов к реальной оценке возможностей, к тому, чтобы максимально используя их, попытаться в то же время создавать задел на будущее:

- Остается чувство горечи оттого, что пока не можем дать больше для улучшения жизни людей, ведь мы осознаем: надо бы добавить и в эту статью расходов, и в эту... Но неудовлетворенность наша должна иметь конструктивное содержание: сосредоточить усилия на увеличении доходной части, на работе по разумному перераспределению средств.

Напомню, что в первом чтении депутаты рассматривают общую конструкцию бюджета и его основные параметры - доходы, расходы, дефицит (к сожалению, превышение расходов над доходами - обычное пока явление в российских регионах). Во 2-м и 3-м чтениях останется лишь возможность перемещения средств между статьями. Поэтому жаркие дебаты по первому чтению шли и на пленарном заседании, и на предварительных заседаниях комитетов.

Автору этих строк довелось побывать на «сдвоенном» заседании комитетов - по бюджету и налогам и по экономическому развитию, торговле и предпринимательству.

Надо сказать, что глава департамента финансов Е. Ковалева очень подробно («чтобы меньше вопросов осталось у депутатов к пленарному заседанию») разъяснила депутатам, представителям правительства и журналистам, каковы основные параметры бюджета-2007.

Некоторые цифры стоит назвать.

Доходы

Объем собственных доходов областного бюджета составит 10,597 млрд. рублей, или 68,4% от собственных доходов консолидированного бюджета области (областной бюджет + бюджеты муниципальных образований)

Расходы

На социально-культурную сферу - 7,103 млрд. рублей (108% к уровню прошлого года).

Межбюджетные трансферты (финансовая помощь) муниципальным образованиям, а также деньги на исполнение ими государственных полномочий по финансированию социальных гарантий - 6,441 млрд. рублей (120,6%).

На экономику - 4,041 млрд. рублей (153,9%).

На национальную безопасность и правоохранительную деятельность -1,295 млрд. рублей (113,7%).

Дефицит- 1,329 млрд. рублей.

Комментируя эти цифры, Елена Васильевна подчеркнула, что расходы увеличены по всем статьям по сравнению с 2006 годом; что уделено должное внимание расходам на софинансирование приоритетных национальных проектов; что государственный долг Кировской области соответствует нормам бюджетного законодательства, что, наконец, бюджет 2007 достаточно сложный, но реальный к исполнению.

В кабинете, где проходило обсуждение, яблоку негде было упасть, но столь важный вопрос действительно требует к себе особого внимания, и заседание получилось долгим и бурным.

Назову предложения, поступавшие от депутатов: поработать над увеличением акцизов (в составе налоговых доходов они занимают 3 место); проверить обоснованность финансирования областных целевых программ в соответствии с их эффективностью; рассмотреть целесообразность выделения бюджетных средств на реконструкцию здания представительства правительства Кировской области в Москве с целью его дальнейшей продажи.

Целый доклад об успехах возглавляемого им департамента госсобственности прочитал А.Дмитриев. Александр Владимирович, возражая против выводов Контрольно-счетной палаты о недостатках в работе департамента, ярко и образно доказывал депутатам и прессе, что все возможности получения доходов от областной собственности в 2006 году использованы: «не выжимать же до последней капли», «наша задача - не содрать максимально...», вспоминал прошлое: «когда обменяли трусы на часы» и т.д.

Директор департамента даже пообещал: «Если депутаты будут настаивать, пойду с шапкой по организациям и буду просить поискать еще денег».

Сердобольные депутаты все же пока избавили г-на Дмитриева от такой ужасной участи, но посоветовали еще поработать, ибо в пояснительных материалах департамента финансов прямо отмечена нерадостная перспектива пополнения доходной части за счет налога на имущество: «произойдет некоторое снижение по сравнению с 2006 годом удельного веса налога на имущество организаций».

Председатель Контрольно-счетной палаты А.Помаскин, участвовавший в работе комитетов, порекомендовал «главному по собственности» в области повнимательнее ознакомиться' с выводами КСП и учесть их для пользы дела.

Но все-таки главным предметом дебатов стал вопрос о «Законе о ветеранах Кировской области».

Первым его задал на заседании депутат В.Туруло (фракция коммунистов). Валерий Николаевич спросил, включены ли в бюджет расходы на финансирование закона. Ответ первого заместителя губернатора Э.Носкова о том, что вопрос в правительстве не обсуждался и вообще должен быть вынесен на федеральный уровень, вызвал бурную реакцию.

С.Ермошин (Партия пенсионеров):

- Я вносил предложение о проекте закона еще в июле. Правительство обещало к осенней сессии вопрос рассмотреть. Что же теперь?

В.Женихов (фракция коммунистов) и А.Бусыгин (Партия пенсионеров) посчитали, что «правительство противоречит самому себе», и спросили, существуют ли в отношениях исполнительной власти к законодательной правила приличия, и как теперь депутаты будут выглядеть перед своими избирателями.

Чтобы утихомирить коллег, председательствовавший на заседании руководитель комитета по бюджету и налогам ОЗС Е.Хоменок предложил «посмотреть протокол» июльского пленарного заседания Заксобрания. А депутаты продолжали обсуждение бюджета. Взявший затем слово Савелий Ермошин порекомендовал направить на финансирование «Закона о ветеранах» сумму, которую правительство области запросило на ремонт здания своего представительства в столице, а А.Рязанов (ЛДПР) - рассмотреть как источник средств увеличение сбора акцизов.

В итоге обсуждения большинством голосов депутаты обоих комитетов рекомендовали ОЗС принять на следующий день законопроект «Об областном бюджете на 2007 год» в первом чтении.

Но поскольку единогласия не было, вопрос о ветеранском законе на пленарном заседании подняли вновь.

На этот раз формулировки стали еще более жесткими: «некорректное отношение правительства Кировской области к ОЗС» (В.Туруло), а предложения - еще более конкретными: «создать комиссию по разработке закона «О ветеранах Кировской области» во главе с С.Ермошиным», «провести поименное голосование по вопросу о разработке законопроекта» (Г.Бабошин. Партия пенсионеров).

Представители фракции коммунистов, обсуждая бюджет, отметили, что в некоторых графах доходной части по финансированию областных целевых программ стоят нули. Е.Ковалева ответила: это потому, что пока не все межбюджетные трансферты известны, что «федеральные средства уточняются» в процессе работы - это вполне допустимо. После такого ответа от коммунистов последовало предложение поставить в строке «Закон о ветеранах» пока цифру «0», а потом вписать уточнение.

Ответ главного финансиста был суров.

- Пока нет даже законопроекта, то как можно вписывать несуществующий закон в бюджет?

Председатель ОЗС В.Васильев уточнил, что предложения по законопроекту подробно рассматривались на комитете по социальным вопросам. Заместитель председателя ОЗС В.Агалаков предложил коллегам принять бюджет в первом чтении и поручить правительству представить депутатам проект закона «О ветеранах» в период между 1-м и 2-м чтениями. И только когда на конкретный вопрос В.Крешетова (фракция коммунистов) о том, есть ли надежда на то, что строка «Закон «О ветеранах Кировской области» может появиться в бюджете, В.Агалаков ответил утвердительно, депутаты перешли к дальнейшему обсуждению повестки дня.

...Большинство из нас до пенсии, возможно, доживет, но не у каждого будут официальные основания получить льготы. Поэтому сказать, что коммунисты, Партия пенсионеров и ЛДПР ставят надуманный вопрос, конечно, нельзя. И хотя их нажим и натиск несколько отдает популизмом, решать его надо.

Сергей СМИРНОВ, генеральный директор ОАО «Кировский завод «Маяк» (фракция «ЕР»):

- Закон «О ветеранах» однозначно нужен. У меня самого родители ветераны, на заводе у нас ветеранов много. Мы их уважаем, стараемся не забывать. В целом по области пенсионеров, не имеющих права на льготы (в отличив от тех, кто отмечен государственными наградами и т.п.), но честно отработавших 40-45лет, почти 17 тысяч, и помочь им, безусловно, надо!

Но ведь закон связан с деньгами, с финансированием, и если принять его поспешно, выделить уважаемым людям «подачку», чтобы только отчитаться перед избирателями, то вряд ли они будут благодарны нам за это. Давайте сначала примем хороший, продуманный закон, ведь даже вариантов финансирования без спешки можно найти несколько.

Итак, проект закона области «Об областном бюджете на 2007 год» в 1-м чтении был принят в конце октября. Правительству было предложено перед 2-м чтением представить депутатам проект закона «О ветеранах Кировской области».

Прокомментировать результат обсуждения бюджета я попросила секретаря политсовета КРО партии «Единая Россия», члена Генерального совета ЕР, депутата Госдумы Игоря ИГОШИНА.

- Почему при профицитном федеральном бюджете у нас дефицитные бюджеты регионов?

- Это действительно серьезная проблема. Фракция «Единая Россия» в Госдуме озвучила в своей программе четкое предложение: снижать федеральные налоги, в частности, налог на добавленную стоимость, и создавать самостоятельно взамен его налоги, начиная прямо с муниципального уровня, чтобы каждое муниципальное образование знало, как оно может зарабатывать свои деньги. Сейчас такой возможности нет. Прежде всего, понижая федеральный налог на добавленную стоимость, следует вводить местные налоги на недвижимость. Это позволите целом не увеличивать налоговое бремя на конкретного человека с помощью перераспределения: федеральные налоги частично снижать, а местные - увеличивать и создавать. Это реальная возможность для людей на местах самим зарабатывать и самим тратить.

Думаю, что ЕР такое решение сможет провести, чтобы был баланс. Это позволит избежать перераспределения денег через федеральный бюджет, потому что оно всегда неправильное, всегда субъективное.

- Каково на сегодня, по-вашему, экономическое положение нашей области?

- В Кировской области целый ряд показателей - далеко не из худших в стране (хотя, конечно, всегда хочется лучшего). На заседании ОЗС звучали, например, такие цифры: у нас бюджетные затраты на одного ученика в системе среднего школьного образования - наиболее высокие по Приволжскому федеральному округу. Мы сегодня обсуждаем вопрос о законе «О ветеранах Кировской области» и видим реальную возможность его принять, думаем, как это лучше сделать. Мы будем в числе трех первых регионов в ПФО. Даже Татарстан не может пока этот закон принять, потому что не видит бюджетных возможностей. У нас не такой богатый бюджет, но объективно мы в нем держим сейчас социальную составляющую более высокую в процентном отношении, нежели другие, даже более богатые регионы. Иными словами, вопрос - в расстановке приоритетов, и наши земляки должны об этом знать.

Галина ЗЕМЦОВА
«Деловая Вятка» № 6 27 ноября 2006 г.

Когда верстался номер

На ноябрьском заседании ОЗС правительство представило депутатам законопроект «О ветеранах труда Кировской области». О нем говорил с трибуны пленарного заседания Заксобрания глава департамента социального развития области Геннадий Якимов. И хотя депутат Валерий Туруло высказал разработчикам замечание по поводу того, что времени на изучение документа было маловато, чувствовалось, что вопрос перед заседанием обсужден неоднократно, и консенсус, скорее всего, будет достигнут.

Так и оказалось. Вопросов докладчику почти не задавали, кроме представителей фракции коммунистов: депутаты интересовались, в частности, будет ли продолжаться работа над содержанием закона в плане дальнейшего уравнивания прав ветеранов, чтобы впредь не вызывать противостояния между их разными категориями. Желанием избежать возникновения обид между пожилыми людьми был продиктован и вопрос о том, не попадут ли в круг «Ветеранов Кировской области» лишь те, кто занимал довольно высокие должности, а те, кто честно, но без записей о благодарностях трудился на заводах, в магазинах и т.д. (по словам Дмитрия Русских, «бойцы невидимого фронта») и кто действительно нуждается в поддержке, ее не получат. Г. Якимов опроверг такое предположение, сказав, что анализ трудовых книжек показал: благодарственные записи и записи о поощрениях есть почти у всех. Договорились законодательная и исполнительная власти и о сроке введения закона: с 1 января 2007- го начнут действовать все статьи, не связанные с финансами, а статья 4 - о выплате ЕДВ - с 1 августа 2007 года.

Закон «О ветеранах Кировской области» был принят в окончательном чтении. Как и закон «Об областном бюджете на 2007 год» (с учетом большинства поправок, внесенных депутатами).


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 21.12.2006 15:33:59