Налоговые маневры продолжаются?

5 марта 2015

Дискуссионный клуб «Бизнес и власть», инициированный ВТПП, провел очередное заседание. Тема - «Налоговые маневры. Полномочия регионального и муниципального уровня».

Как показывает время, формат клубного общения представителей областного и городского бизнеса и законодательной власти востребован, причем интерес к нему растет. К дискуссии на этот раз присоединились член Совета Федерации от Кировской области Олег Казаковцев и глава Белохолуницкого района Владимир Князев. На третьем заседании полилог планируется расширить за счет депутатов Государственной думы от Кировской области.

ЧТО «БИЗНЕС И ВЛАСТЬ» ДУМАЮТ О НАЛОГАХ

В условиях нестабильности экономики налоговые маневры, предпринятые федеральным центром, вызывают неоднозначные толкования не только в бизнес-среде. Свое видение ситуации и у депутатов разных уровней власти.

На актуальность этой темы обратил внимание и модератор встречи - президент Вятской ТПП Николай Липатников. Он напомнил собравшимся об основных тезисах налогового маневра (подробнее читайте в №189 «М», январь, 2015), и высказал свои соображения по поводу передачи полномочий по введению дифференцированных ставок налогов для упрощенной системы налогообложения на региональный уровень. Напомню, что в антикризисном плане правительства предложено уменьшить ставку налога по УСН, где объект налогообложения - доход, с 6% до 1%. Он отметил, что сегодня «регионам предоставлено право самим определять ставку налога. И если сильные сделают ее минимальной, то слабые для наполнения бюджета будут вынуждены применять максимальную ставку. Принцип такой, что сильные станут сильнее, а слабые - слабее».

КИРИЛЛ КНЯЗЕВ, заместитель начальника УФНС по Кировской области:

- При администрировании налогов служба переходит на риск-ориентированный подход. Отменен количественный показатель проверок, но ставится цель повысить их эффективность. С начала 2015 года введены электронные декларации по НДС, и теперь стали видны все лишние звенья и точки разрыва в цепочке товарооборота. Кроме того, механизм горизонтального мониторинга позволяет на стадии подачи декларации решать спорные вопросы. Реализуя налоговый маневр, мы не должны повысить налоговую нагрузку, а для малого бизнеса - даже понизить. Но озабоченность вызывает наполнение бюджета. По предварительным подсчетам, только от налоговых каникул и снижения ставки по УСН с б до 1% потери составят более 1,4 млрд рублей. Эти выпадающие доходы должны быть чем-то компенсированы.

ДЕНИС КОЛЕГОВ, адвокат:

- Хочу напомнить, что дифференцированная ставка по УСН (для системы «доход минус расход») уже законодательно введена в большинстве субъектов Федерации и наблюдается положительный эффект от ее внедрения. Минимальная ставка 5% (при максимальной в 15%) используется для стимулирования приоритетных направлений деятельности. В Кировской области законодатели отказались от такой дифференциации, но необходимость в ее применении назрела. К этому косвенно подталкивает и антикризисный план Правительства РФ, где вновь вводятся плавающие ставки.

Возвращаясь на федеральный уровень, отмечу, что сегодня законодатели, борясь с оттоком капитала из страны, внесли существенные изменения в части контролируемых иностранных компаний. Стало бессмысленно прятать свой доход за рубежом, потому что если докажут аффилированность с зарубежной компанией, то ее доход там будет облагаться налогом, как и доход российской компании здесь.

ВАЛЕРИЙ ВЛАДЫКИН, заместитель председателя Кировской городской Думы:

- Такая же картина и на муниципальном уровне. Больше половины налогов в бюджете города приходится на НДФЛ - 2,5 из 3,8 млрд рублей. Налоговые маневры мы попытались спроецировать на бюджет 2015 года. Например, ввели корректирующие коэффициенты для организаций общественного питания и «бытовки», которые стали показывать нулевой баланс.

С 2016 года при расчетах налога на имущество будет учитываться кадастровая стоимость. Поэтому перед муниципалитетом встанет задача - дифференцированными коэффициентами снимать социальную напряженность в обществе.

МИХАИЛ КУРАШИН, заместитель председателя Законодательного собрания:

- По итогам опроса бизнес-сообщества, 70% предпринимателей заявили о том, что на сегодняшний момент хотят только одного, чтобы их не трогали. Это относится и к администрированию налогов, и к проверкам. Тогда они спокойно смогут перестроить свои стратегии.

Думаю, если продолжать регулировать налогами выход бизнеса из тени, будет обратная реакция. Нужно дать ему время адаптироваться к макроэкономическим изменениям, дождаться стабилизации внешнеэкономической обстановки. И тогда можно говорить о взаимодействии бизнеса и власти. Сейчас вводить налоговое регулирование преждевременно. Бизнесу главное - не поддаваться панике, а власти - не предпринимать резких движений.

ОЛЕГ КАЗАКОВЦЕВ, сенатор от Кировской области, член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

- Закон о налоговых каникулах для предпринимателей уже вводился, но был отменен. На этот раз Минфин посчитал, что в масштабах страны негативный эффект от перерегистрации покроется количеством вновь открытого бизнеса. Ко мне обращаются действующие предприниматели, которые не понимают, за что вновь открытым компаниям должна предоставляться такая льгота? Я тоже считаю, что малый бизнес должен быть поставлен в равные конкурентные условия.

Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к региональным налоговым органам. У нас в области участились случаи перерегистрации бизнеса на других территориях. Считаю, что в налоговых спорах следует находить разумные компромиссы и не доводить ситуацию до абсурда. Налоговая служба должна стремиться к персонификации каждого налогоплательщика.

Мы постоянно сталкиваемся с ситуацией, что бюджет наполняют добросовестные налогоплательщики, а расходуется он на всех. Например, в Кировской области 700 тысяч работающих граждан, 200 тысяч из них нигде не числятся. И мы с вами ежегодно из областного бюджета перечисляем за них по 6,5 тысячи рублей в ФОМС. Сегодня штраф за незаконную предпринимательскую деятельность составляет всего от 500 до 2000 рублей. Надеемся, что законопроект о его увеличении до 50 тысяч рублей пройдет согласование в Госдуме.

Я полностью поддерживаю введение патентной системы. Адекватное патентование могло бы упорядочить деятельность отдельных направлений бизнеса, в том числе и лесозаготовку. Сегодня областной бюджет получает от леса не больше 5%. Рынок репетиторства, оцениваемый в миллиарды рублей, в бюджет не приносит ни копейки. Чтобы система заработала, она должна быть максимально простой и доступной всем.

ВЛАДИМИР БАКИН, депутат ОЗС, председатель комитета по бюджету и налогам:

- В России нет ни одного кодекса, кроме Налогового, который бы несколько раз в год претерпевал коренные изменения. Полагаю, что корректировкой закона, определяющего основы экономики и касающегося всех и вся, должны заниматься специалисты с фундаментальными знаниями в этой области. Потому что даже малейшие переделки влекут многозвенные изменения товарно-денежных отношений. Неправильным считаю передавать разработку закона о патенте на региональный уровень. У нас нет специалистов, которые обладали бы глобальными знаниями экономики региона и знали специфику предприятий.

Если говорить о наполнении бюджета, то в области наблюдается экономический перекос. Предприятия перестали быть основными налогоплательщиками - на первом месте НДФЛ, а не НДС. Это в корне неверно! Однако, анонсируя антикризисную программу, Шувалов вновь сказал, что государство не намерено поддерживать неэффективных собственников, средства получат только успешные предприятия. Высвободившихся людей будут переучивать. При таком подходе мы потеряем весь оставшийся в районах бизнес.

Ольга Назарова «Меркурий» , № 3 от 05.03.2015

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 12.03.2015 13:40:31

Последнее изменение: 12.03.2015 13:57:46