Кризис кризисом, а жизнь продолжается

14 марта 2015

Депутаты Законодательного Собрания области - об антикризисных мероприятиях

Антикризисные планы - не самый частый жанр в деятельности российского правительства. Тем не менее недавно его были вынуждены использовать. Так появился План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году.

После обнародования этого документа - а в нем 60 пунктов - редакция “ВК” адресовала нескольким депутатам Законодательного Собрания - членам разных фракций в областном парламенте три вопроса:

1.Какие плюсы и минусы вы видите в антикризисном плане Правительства РФ?  
2.Если бы от вас потребовались предложения в областной антикризисный план, какими бы они были?

3.Какие антикризисные меры принимаются “поблизости” от вас, например, в вашем трудовом коллективе?

Нужны контроль и прозрачность

Василий Сураев, генеральный директор ЗАО “Кировский молочный комбинат” (“Единая Россия”):

1. О плюсах. Увеличение бюджетных ассигнований на предоставление дополнительных кредитов бюджетам регионов - это правильно. Не все регионы самодостаточны. Докапитализация банков - и это необходимо. Но при условии, что будет контроль за выделенными им средствами и что они пойдут в сектор экономики, а не на покупку валюты. Импортозамещение - правильно. Потому что на сегодня российская экономика во многом зависима от западных стран. Наверное, многое из того, что закупается за рубежом, можно производить в Российской Федерации. Для этого нужно использовать потенциал оборонного комплекса, машиностроительных предприятий, оказать им поддержку.

Не секрет, что для сельского хозяйства порой за границей закупается даже стойловое - не доильное, подчеркну, а стойловое - оборудование. А это ведь всего лишь хорошего качества металл, профиль, который можно производить на российских предприятиях.
В антикризисном плане правительства страны сказано о пересмотре даты вступления в силу требований о необходимости оформления сопроводительных документов в отношении молока и молочной продукции  на каждую партию. Был перед этим, совсем недавно, приказ Минсельхоза. А его, я считаю, не должно было быть. Ни в одной цивилизованной стране мира на эту продукцию не оформляют ветеринарные документы - делают это только в том случае, если она поставляется за пределы страны, а внутри страны этого нет.

В антикризисном плане называются дополнительные средства на поддержку сельского хозяйства страны - 50 миллиардов рублей. Это надо. Но нигде не сказано о поддержке перерабатывающей отрасли. А ведь все страны, которые занимаются развитием своей экономики (последний пример - Белоруссия), вкладывали средства в сельское хозяйство, а параллельно, а то и опережающими темпами - в развитие перерабатывающих предприятий.

2. На областном уровне в первую очередь должно быть эффективное использование тех бюджетных средств, которые есть. И существовать прозрачные правила их распределения. Наверное, многие слышали про роботов в молочном животноводстве. В прошлом году было так: кто приобретает их, тому 50 процентов от стоимости покрывается из бюджета Кировской области. Робот обслуживает в пределах 60 коров, стоимость его порядка 10 миллионов рублей. То есть на 60 коров - 5 миллионов рублей субсидии. В то же время, к примеру, нами построены животноводческие комплексы в дочерних сельхозпредприятиях: в “Новом пути” - на 960 голов, в “Пути Ленина” - на 800 (а будет 1200) и там предусмотрена карусель стоимостью в пределах 30 миллионов, субсидия - порядка трех с половиной миллионов. В “Новом пути” эта субсидия -  около 2 с половиной миллионов. И эффективно ли используются бюджетные средства, когда на 60 коров субсидия в  5 миллионов? Нет, не эффективно!

О поддержке предприятий, которые занимаются возведением животноводческих помещений. Где-то построили, где-то не достроили, остается большая кредитная задолженность. И снова готовы брать кредиты на строительство новых объектов. Здесь надо так: пока ты не рассчитался по старым кредитам, вопрос по новым должен быть закрыт.

3. С 2004 года начали развивать собственную сырьевую базу - сейчас у нас 10 своих агрофирм. И на сегодняшний день наши хозяйства производят к уровню прошлого года на 28 тонн молока больше, то есть порядка 196 тонн в день. Это наш вклад в обеспечение продовольственной безопасности и безопасности самого предприятия.

Ведем реконструкцию и техперевооружение как основных, так и вспомогательных производств, внедряем ресурсосберегающие технологии. Несмотря на сложную ситуацию, в прошлом году начали возводить цех по производству сухого молока. К сожалению, господдержки по реконструкции и строительству таких цехов не предусмотрено.

О сокращении работников в настоящее время речь не ведем. У нас в январе этого года по сравнению с тем же месяцем 2013-го численность персонала увеличилась на 13 человек. Могут быть какие-то структурные изменения, например, уменьшится число работников в подразделениях сбыта, но увеличится на производстве, в технических службах.

Самый главный плюс

Михаил  Курашин,  заместитель председателя Законодательного Собрания области (“Справедливая Россия”):

1. С позиции людей, которые работают с бюджетом, могу сказать: наверное, самое тяжелое для бюджета в любой период, а сейчас тем более, - сохранить намеченный объем социальных обязательств, а у нас это более 60 процентов расходной части областного бюджета. И заверения Правительства России, президента о том, что все-таки приоритетная цель - сохранить, выполнить данные обязательства - это, наверное, самый главный плюс антикризисного плана.

А минус, я бы сказал, в том, что не совсем понятна экономическая основа антикризисного плана. Потому как мы понимаем, что мы не просто должны перейти на некую оборонительную тактику, но и искать возможности для развития экономической составляющей. В связи с этим, предположим, идея докапитализации российских банков   на самом деле такая “двоякая”.

С одной стороны, мы понимаем, что через банки (через кредиты) у нас происходит развитие потребительского спроса. С другой стороны, одно из предложений руководителей разных субъектов Федерации звучит так: почему бы эти деньги не отдать сначала регионам, у которых есть громаднейшая задолженность по кредитам в коммерческих банках? Тем самым можно было бы сократить объем кредитов, что повысило бы устойчивость регионов с точки зрения идеи сохранения социальных обязательств. Когда банки увидят, что с ними рассчитываются, проще с ними станет разговаривать насчет новых кредитных линий. Эти деньги бы все равно оказались в банках, но в данном случае, помимо этого, они бы еще одно доброе дело сделали.

Второй вопрос: как банки поведут себя в этой ситуации? Ведь мы понимаем, что выдача кредитов крайне затруднительна. Это связано и с высокой процентной ставкой, и со снижением покупательной способности населения. При отсутствии должного контроля у банков может возникнуть соблазн не вкладывать деньги в развитие потребительского кредитования, а начинать спекулировать или играть на валютных, фондовых рынках. Что в свою очередь делает эффективность  направления туда бюджетных средств крайне низкой. Это, наверное, один из главных рисков, которые могут быть в данной ситуации.

По всем остальным заявлениям, касающимся экономики, каких-то “телодвижений” федеральных органов пока, к сожалению, не заметно. Как, например, они станут поддерживать аграрный сектор, промышленность нашу в работе по импортозамещению? И всевозможные - продекларированные, кстати, - надзорные, налоговые каникулы пока остаются на словах.

2. Что касается антикризисной работы в регионе, то она, может быть, пока не столь озвучена, не столь обсуждается в публичном пространстве. Сейчас формируются ее отдельные направления, отдельные мероприятия. Например, первое, что предпринимается правительством области, - это оптимизация в системе управления, причем не только в системе органов власти, но и  в системе управления различными, особенно зависящими от бюджета отраслями, то есть, в частности,  социальной сферой. Еженедельно проводятся по несколько заседаний соответствующих комиссий. Это первый момент.

Второй момент. Сейчас обсуждается законопроект по введению дифференцированной ставки по патенту для субъектов, скажем так, микро- и малого бизнеса. Думаю, к лету этот законопроект появится.

Свободных средств, с учетом нынешних параметров бюджета, у нас в принципе нет. Поэтому первое, с чего начинаем - пытаемся оптимизировать его расходные статьи. Ведь мы жили, по сути, в формате расходных обязательств по социальной сфере. Собственных доходов у нас не так много. И экономическое развитие региона в большой мере ориентировано на участие в нем федерального центра.

3. Антикризисные меры в самом ОЗС? Естественно, мы сейчас продумываем вопрос оптимизации. Еще в конце прошлого года депутаты выходили с предложением уменьшить затраты Законодательного Собрания на информационное обеспечение. На сегодняшний момент расходы на изготовление телевизионных программ и вообще на работу со средствами массовой информации сокращены. Что касается кадровых вопросов, то сейчас идет их проработка, связанная с возможной оптимизацией структуры. Хотя, замечу,  аппарат Законодательного Собрания - один из самых малочисленных среди региональных парламентов (по отношению к количеству депутатов).

А что после кризиса?

Валерий  Смирнов, генеральный директор ООО “Артэкс” (ЛДПР):

1. В кризис 2008 года на поддержку банковского сектора было выделено, по-моему,  900 миллиардов рублей, а сейчас - больше в полтора с лишним раза. Понятно, что это необходимо: банковская сеть как кровеносная система в организме. Особенно мы это ощутили в 90-е годы, когда банки блокировали и задерживали платежи. А это самое страшное, что может быть в экономике. Поэтому поддержка банков государством -  необходимое условие для выхода из кризиса. Будем надеяться, что выделенных денег, как и в 2008-м, кредитным организациям  хватит. Тот кризис у нас прошел более мягко, чем в Европе. Потому что поддержка банковской сфере была обеспечена. Кроме банковского сектора, в антикризисном плане говорится об экономии бюджетных средств в размере пяти процентов за год. Так это вполне очевидная мера. В такой ситуации обязанность экономить - это первое, что приходит на ум.

Я не буду оригинален, наша беда - зависимость от углеводородов. И отсюда слабое внимание другим отраслям промышленности, которыми, может быть, надо заниматься более серьезно. Пока правительство думает, как краткосрочные проблемы решить. Но, наверное, после двух - трех непростых лет наступят и другие времена. И о них нужно уже сейчас думать. А в антикризисном плане об этом ничего не сказано. На мой взгляд, это неправильно, плохо.

И антикризисные меры, наверное, нужно было озвучивать раньше. Пока  же у меня сложилось впечатление, что правительство страны живет только  текущими проблемами.

2. Что касается антикризисных мероприятий на областном уровне, то хочу заметить: основные законы для нас - федеральные, мы по ним живем, они являются обязательными для исполнения. Иногда же они, эти законы, не учитывают каких-то нюансов или особенностей в жизни регионов или вообще требуют доработки. У областного Законодательного Собрания есть возможность выходить со своими предложениями в Госдуму, но делаем мы это чрезвычайно редко - по вопросам, которые требуется решать безотлагательно. Нас же там часто просто не слышат.  Иные стандарты-нормативы в России бывают куда жестче, чем в Европе. Например, по нормам электробезопасности или экологии. Об этом я хорошо знаю. В частности, мы работаем с итальянцами и у нас эти нормы куда более суровые, чем у наших партнеров. Хотя это, я считаю, неправильно. И это как раз является тормозом, препятствием для развития. Особенно это ощущается в периоды, подобные нынешнему.

Конечно, и в этих условиях можно и нужно что-то делать. Департамент же промышленного развития - моя точка зрения - в последние 10 лет работает из рук вон плохо. Его специалисты часто предстают в роли статистов, которых интересуют только отчетность и крупные федеральные инвестпроекты, в которые  нужно “войти”. В актив департамента их занести нельзя. Потому что это или заслуга лично губернатора, или стечение обстоятельств: приходят в регион какие-то инвесторы, потому что в их планах просто подошла очередь для нашей территории. Вот так, если называть вещи своими именами.

В сегодняшних условиях следует поддерживать традиционные наши отрасли, тот же лесной сектор. Но не нужно развивать то, чего нет. Необходимо поддерживать те предприятия, которые работают. А задача региональных властей - защищать интересы  области на федеральном уровне, еще активнее бороться за федеральные бюджетные деньги. В кризисные времена надо больше работать - качественно и активно.

3. Что касается нашего предприятия, то мы уже не один кризис пережили. Однозначно нужны доступные кредитные ресурсы - сейчас ставки по ним выросли фактически в два раза. Это какую нужно иметь норму прибыли, рентабельности, чтобы работать на таких кредитах!  Поэтому ставку рефинансирования Центробанку следует уменьшить, чтобы кредитные ресурсы становились более доступными. За рубежом, я знаю, при получении кредитов бывают даже “нулевые” ставки. Там все направлено на то, чтобы поддержать бизнес не на словах, а на деле. А у нас зачастую все наоборот. Такова специфика нашей большой страны. И за короткий промежуток времени это  не преодолеть.

Казна не для прожектов

Виктор  Женихов,  председатель комитета по энергетике, жилищно-коммунальному комплексу, строительству, транспорту и связи (КПРФ):

1. Считаю, жизнь правительство нашей страны ничему не учит. Во время кризиса 2008 года уже были огромные вливания средств в банки. Никакого эффекта, на мой взгляд, это не дало. Во всяком случае, в реальном секторе экономики. Банки эти деньги просто транжирили.

А сейчас посмотрите, какая кредиторская задолженность у различных слоев населения, особенно у непорядочных, я бы сказал, бизнесменов, руководителей предприятий. И в то же время опять слышишь о выделении правительством денег, на этот раз Россельхозбанку - 80 миллиардов рублей. А хорошие, совестливые хозяйственники кредиты получить не могут. Я считаю, что федеральное правительство не контролирует расходование средств, которые оно выделяет банкам, соответственно и процентные ставки. Ну где, в какой стране мира еще существуют такие высокие ставки по кредитам!

В правительстве страны находятся люди, которые, мне кажется, никогда не работали на производстве. Они не знают нужд производства. Кто-то из них фактически является еще и бизнесменом. И больше всего опять же работает на свой карман.

Правительство два десятка лет не контролирует огромные финансовые потоки в стране. Столько скуплено собственности нашими гражданами в Европе, США, Канаде! За все  это они расплачиваются нашими деньгами, увозят  огромные  капиталы  за границу. Об этом и президент знает - говорит  об уходящих туда ежегодно многих миллиардах  долларов. А меры соответствующие не принимаются - я не могу это понять. На поверхности огромные деньги лежат, которые можно использовать в нашем хозяйстве.

2. Достаточно нерациональных расходов и на территории нашего региона. По выпадающим доходам (по проезду, например, льготников) деньги были заложены в бюджете прошлого года, они признаны. Однако до сих пор не выплачены. А ведь это же оборотный капитал предпринимателей - малого бизнеса, среднего бизнеса. Поэтому мы просто загоняем в тупик данную категорию предпринимателей.

Огромные деньги потрачены, скажем так, на прожекты. Не на одну сотню миллионов рублей заказано проектно-сметной документации, которая вообще не востребована и не используется. В том числе по дорогам, например, в васнецовское Рябово.

У нас в регионе свои топ-менеджеры есть, которые получают немаленькие зарплаты и выписывают себе огромные премии, хотя 100 процентов акций этих организаций принадлежат области. Так было в КРИКе (ипотечной корпорации), сейчас  в фирме “Полиус” - премиальных выплатили на 7 миллионов. Правительство тоже не контролирует эту ситуацию. Пытаемся воздействовать - и критикуем, и говорим. А воз и ныне там.

3. В связи с кризисом стали ужимать льготы населению. Посмотрите, утром в Кирове на Октябрьском проспекте, у здания соцзащиты, - еще семи часов нет, а люди толпами стоят, их снегом замело. А сколько они еще до того простояли в очереди из-за этих льгот! Они, как известно, оформляются тем пенсионерам, кто получает меньше 11 с небольшим тысяч рублей. А это же огромный пласт населения. Как они жить будут, я даже не представляю. Ведь у многих пенсия 6-7 тысяч рублей. А прожиточный минимум пенсионера в регионе установили 6400. Можете представить, как прожить на 6400 рублей в наше время? При нынешних  коммунальных платежах, при платежах за капитальный ремонт, при повсеместном и постоянном росте цен. Это вообще издевательство.

А “инициатива” отменить железнодорожные пригородные перевозки? Я уже приводил пример. В Великую Отечественную войну - в 1942 - 1943 годы - в стране строились и открывались станции метро. И это ведь не секрет - надо просто немножко знать историю. В наше ли время электрички отменять? И правильно в этой ситуации президент заметил: у вас что, с головой ненормально? Ведь порой пригородный поезд дает единственную возможность   куда-то проехать, у нас же дорог сельских практически нет. Автобусы могут перестать ходить. Коль выпадающие доходы не платили перевозчикам - они тоже на грани остановки.

Подготовил А. МАСАЛЬЦЕВ

«Вятский край» , № 7 от 14.03.2015

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 20.03.2015 09:21:27