Михаил Курашин: «Оптимизировать – не значит уменьшать»

31 марта 2015

Вице-спикер Заксобрания Кировской области рассказал, какой будет социальная политика в отношении многодетных семей и детей-сирот, а также объяснил, почему Москва не верит слезам митингующих в Кирове.

В среду, 1 апреля, многодетные семьи выйдут к зданию Правительства Кировской области, чтобы потребовать у власти возвращения льгот. Вообще, социальная оптимизация воспринимается сегодня, как мера вынужденная, связанная с политикой тотальной экономии казны. Так ли это? Ведь чиновники не устают повторять: дело не в экономии, дело в справедливом и грамотном отношении к бюджетному «кошельку», который, вопреки расхожему мнению, далеко не бездонный.

Журналист портала Свойкировский.рф пообщалась с депутатом, вице-спикером ОЗС Михаилом Курашиным, чтобы узнать, кто на ком экономит?

- Власть решила разделить понятия «незащищенные слои населения» и «те, кто считает себя таковыми». Последние в период кризиса слишком обременительны для бюджета?

- Что касается идеологической стороны вопроса. Речь о том, что вводится адресность. Это не прихоть Кировской области, не прихоть отдельных руководителей, это тренд, который идет с федерального уровня и, во многом, он связан с системой поддержки нашего бюджета со стороны Федерации. Федерация выставляет условие: «Если вы хотите получать поддержку, наведите порядок в своих финансах». Сейчас, в период оптимизации, особое внимание уделяется мерам господдержки. Здесь нужно понимать, что цель не в том, чтобы уменьшить количество получателей, цель в том, чтобы оказать помощь тем, кто нуждается в первую очередь. Одно из ключевых заявлений, которое многими не воспринимается, я думаю, что на митинге в среду тоже не будет озвучено, средства на господдержку в бюджете заложены в полном объеме. Проведенная оптимизация приведет к экономии, но сэкономленные деньги остаются в этой же статье, они должны будут пойти на те же нужды. А дальше уже есть возможность и общественникам, и депутатскому корпусу, и исполнительным органам власти определять новые формы поддержки для разных адресных групп.

Что касается стороны технической. Если говорить о пересмотре всевозможных льгот и выплат, разговор этот, на моей памяти, идет года два. Сейчас мы находимся в ситуации, когда у нас великое множество всевозможных выплат, но все они выражаются в копеечной форме – по 100 рублей, чуть меньше, чуть больше. Назвать это реально мерой соцподдержки невозможно в силу того, насколько она мала. Ко всему прочему, создаются еще проблемы, связанные с оформлением каждого пособия, когда человек вынужден заново нести весь пакет документов по каждой льготе – это тоже создает определенный дискомфорт.

- Губернатор, поясняя изменение принципов распределения льгот, говорит об этом, как о принципиальной позиции – своей и представителей Правительства. Это как некое проявление политической воли. Вы же говорите, что это необходимость, продиктованная Москвой.

- Москва требует показать работу с бюджетом: «Наводите порядок в своих расходах, и мы будем рассматривать варианты поддержки». Опять же, порядок можно наводить по-разному. Кировская область идет по пути того, что наводит порядок, в том числе, в системе распределения льгот. Но та же работа ведется в системе госуправления, в системе бюджетных учреждений.

- Многодетные родители завтра будут стоять, в том числе, под Вашими окнами. «Переадресация» транспортных льгот ударила по их карману, Вы так не считаете?

- Давайте считать. Многодетная семья даже с тремя детьми – это пять человек. Умножаем на 11,2 тысяч рублей (уровень, определяющий нуждаемость). Получается 56 тысяч рублей. Столько должны зарабатывать родители, чтобы их дети не попали в число льготников. У нас много таких семей?

- В минувший четверг депутаты приняли Закон «О социальной поддержке семей, имеющих детей», согласно которому все меры соцподдержки будут объединены. Что это значит?

Это значит, что теперь есть один закон, где говорится о единой сумме выплат и только для тех, кто действительно в ней нуждается. Он отменяет действие 21 закона, где эти «размазанные» на широкие целевые аудитории средства были прописаны. Важно отметить, не уменьшается размер выплат и не отменяются те целевые группы, которые есть. Для примера: у нас прописаны тремя разными законами суммы, которые выплачиваются многодетным семьям на проезд, на питание, на одежду. Есть несколько законов, каждый из которых закрепляет определенную сумму. Грубо говоря, 333 рубля на проезд, 333 рубля на питание и так далее. Вводимым законом все это объединяется в единую сумму – 850 рублей. Если суммировать по всем этим законам, она такая и получается. То же самое и по другим выплатам.

- Сегодня многодетные семьи сталкиваются со сложностями в получении кредитов, несоблюдении законной очередности при приеме ребенка в детский сад. Дальнейшая работа по «наведению порядка», касаемо многодетных, уже спланирована? От чего зависят те или иные законодательные инициативы?

- Зависят, в первую очередь, от имеющихся денег. Пример с кредитованием - не думаю, что он характерен только для Кировской области.

- То есть Вы признаете эти трудности?

- Они есть и при кредитовании молодых семей, и при кредитовании семей бюджетников. Они есть у всех.

- Это можно решить только госпрограммами, либо это может быть грамотно налаженная диалоговая площадка с банками, просто этим некому сейчас заниматься?

- Думаю, это должна быть политика государства в отношении финансов. У нас же сейчас требования ужесточились в связи с санкциями, в связи с политической ситуацией. Когда у нас резко подскочила ставка Центробанка, все ставки в банках увеличились, усложнились требования в получении кредита. Они и так-то были непростые, а сейчас стали практически невозможными. В данном случае, этот параметр чисто экономический. Изменится ситуация в экономике - банки будут возвращаться к нормальным ставкам и к широкому кредитованию. Это не проблема многодетных семей, это проблема всего населения. Никакой административной и политической составляющей здесь точно нет, чисто экономическая.

- А что касается привилегий? Не секрет, что в первую очередь в детский сад берут детей судей, приставов, депутатов…

- Могу сказать, что я со всеми своими детьми шел в общей очереди без использования «телефонного права» и чего-либо еще. В региональном законодательстве нет таких привилегий. В ряде случаев, это коррупция и чинопочитание. Кроме прав для многодетных семей и одиноких матерей на первоочередное зачисление в садик, никаких иных привилегированных нет. С точки зрения законодательства это все четко, с точки зрения исполнения – это может быть связано с непрофессионализмом, с коррупцией, где-то с «телефонным правом». Надо сразу писать в прокуратуру, если есть подтвержденный факт, что ребенка пристава зачислили в садик вперед ребенка из многодетной семьи. Как это доказать – я, честно, не представляю. Но реагировать на подобные факты надо.

- На последнем заседании ОЗС Закон «О социальной поддержке детей-сирот» и Закон «Об образовании» были приведены в соответствие с федеральными законами. Что это меняет для жителей области?

- Речь о расширении количества учебных заведений профобразования, где сироты могут обучаться за счет государства. До поправки в Федеральный Закон речь шла только о тех госучреждениях, которые имеют о государственную аккредитацию, теперь это ограничение снято. Любое образовательное учреждение может обучать таких детей, и учащийся будет находиться на государственном обеспечении.

- Депутаты решили вернуть детям-сиротам право на получение жилья в любом населенном пункте области. С чем это связано?

- Два года назад мы приняли закон, что дети-сироты в Кировской области могут получать квартиру везде, за исключением пяти крупных городов: Вятские Поляны, Киров, Кирово-Чепецк, Котельнич, Слободской. В первую очередь это связано с пониманием, что основная масса хочет жить в крупном городе. Квадратные метры в Кирове, дороже, чем, например, в Унях, а бюджет у нас ограничен. Если мы не введем подобное ограничение, то создадим очередь, которая может на несколько лет затянуть исполнение государством своих обязательств. Такая норма была включена. Мы имели положительное заключение прокуратуры, но в течение двух лет возникла судебная практика, согласно которой данная норма была признана незаконной, потому что она противоречит Конституции, где прописано право на свободное передвижение и ФЗ о праве на место жительства. В октябре прошлого года к нам пришел протест прокуратуры, полгода мы с ним работали по поиску возможных вариантов. Был проанализирован опыт почти всех субъектов по данному закону. Могу сказать, что во многих субъектах такая практика есть, но там молчит прокуратура. Мы попали в ситуацию, когда выход был только один – отменять эту норму. В первом чтении законопроект принят, но за два года, пока этот закон существовал, Кировская область по показателям выдачи жилья удовлетворительного качества вышла в лидеры по России. У нас и проблема с очередью решалась быстро, и жалоб на качество жилья было не так много.

При этом надо понимать, что есть и другая сторона. Во многом это жилье оказывается не местом проживания детей-сирот. Контрольно-счетная палата изучала этот вопрос. Из 700 квартир, которые были выданы в прошлом году, 200 стоят пустыми, люди живут в других местах. Хорошо, если за нее платиться коммуналка, но она оказывается не нужна, в то же время очередь на жилье, пусть и небольшая, все равно существует. Это как раз вопрос для дальнейшей работы.

- Возвращаясь к болезненным вопросам социальной оптимизации, когда мы увидим результаты принятых мер?

- Я боюсь, те, кто окажется в категории лишенных своих льгот, – никогда не увидят. Хотя по вопросам льготного проезда, на сегодняшний день мы можем рассчитать объем компенсаций, которые мы будем платить автоперевозчикам, исходя из числа заявителей на льготу. Мы, наконец, ушли от ситуации, когда автоперевозчик фактически «с потолка» брал цифры, в результате цифры были громаднейшие, и получалось по их подсчетам, что половина населения целыми днями каталась на разных маршрутах, а бюджет вынужден был это компенсировать. Сейчас мы будем иметь возможность рассчитывать ту сумму, которая есть.

- На последних дебатах по льготам между главой департамента соцразвития Лебедевым и депутатом Туруло был задан идеологический вопрос: «Государство должно затянуть пояса, что помочь людям, или люди должны затянуть пояса, чтобы помочь государству?». Как бы Вы ответили?

- Ответ очевиден. Все должны затянуть пояса. Почему государство должно помочь людям – понятно. Почему люди должны помочь государству? Потому что они являются получателем того, что производит государство. Это и рабочие места, «правила игры» в виде законов и норм, меры господдержки. Со стороны граждан речь идет не столько о материальном затягивании поясов, сколько о моральном - понимать логику власти с точки зрения управления бюджетом.

- Завтрашний пикет солидарности, на Ваш взгляд, - это нормальная реакция людей на сегодняшние процессы или провокация неких политических сил?

- В любом случае, выход людей на улицу в 90% случаев – спланированная акция. Те, кто ее организуют, планируют получить свои дивиденды. Те, кто организуют такие мероприятия в Кировской области, в основной своей массе, известны. И то, какие дивиденды они хотят получить – тоже понятно, - в виде электората. Еще до внесения законопроекта по льготам мы мониторили ситуацию по обсуждению этой темы в соцсетях, где сидят многодетные мамы. Ключевой вопрос, который обсуждался там – вопрос информирования - что именно структурируется. Сказать, что там был какой-то взрыв негодования нельзя. Обсуждали, что останется, а что изменится. Для меня наиболее ценным оказывается вот такое обсуждение. И это действительно многодетные семьи, а здесь, когда несколько тем будут соединены в одно мероприятие, чем это закончится? Резолюцией, которую часть тех же депутатов, которая там присутствует, будет дальше разбирать на заседаниях своих же комитетов.

- Скажите, акции протеста могут спровоцировать сокращение дотаций из федерального центра ввиду, так называемой, нестабильности территории?

- Думаю, нет. Здесь вопрос в том, как региональная власть будет себя вести. Если есть четкий курс, четкое понимание, что это дает бюджету и области, Москва будет рассматривать именно эту позицию. А вот если пойти на поводу и начать «вилять», тогда возникнут вопросы.

- А Москва всегда объективно оценивает ситуацию и всегда права?

- Нет, не всегда. К сожалению, она все больше бюрократизируется. В этой связи ее интересует именно формальное движение вперед. А ситуация «пойти на поводу у митингующих» не даст даже этого формального движения.

Дарья Орлова

«Интернет-портал «Свойкировский.рф»», № от 31.03.2015

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 31.03.2015 18:23:02