Не по обязанности, а по совести

27 марта 2007

Истинных русских интеллигентов во все времена отличало бескорыстное служение обществу. Деятельность, направленная на процветание родной земли и улучшение жизни людей, всегда вызывала уважение. Известные меценаты и благотворители поддерживали искусство и помогали нуждающимся. Сейчас это называют социальной ответственностью бизнеса. Достоин всякого уважения человек, который всю жизнь учится и самосовершенствуется, пытается по возможности облегчить жизнь другим. Немало подобных примеров на нашей вятской земле.

Владимир Степанович Данюшенков, ректор ВятГГУ, доктор наук, профессор, член-корреспондент РАО, часто выступает на страницах нашего издания, поднимая при этом проблемы образования в целом и высшей школы в частности, духовности общества, воспитания молодого поколения. Владимир Степанович - неординарный человек и весьма интересный собеседник, ведь он не только абсолютно владеет предметом разговора, но не опасается предложить и свою, быть может, отличную от официальной точку зрения.

Не случайно в Вятском государственном гуманитарном университете принята своя образовательная стратегия, базирующаяся прежде всего на инновациях. Причем это не бездумное копирование западной системы, а тщательный отбор лучших методов и форм, которые будут полезны российскому образованию. Вот что Владимир Степанович сам говорит об этом.

- Неоправданный, поставленный на поток процесс производства людей с дипломом пора прекращать. В современных условиях высшее образование уже не гарантирует последующего трудоустройства и профессиональной самореализации. Пора жить по средствам. Поэтому в ВятГГУ мы вводим обучение, подразделяемое на бакалавриат и магистратуру. На получение степени бакалавра уйдет гораздо меньше времени, однако выпускник получит тот багаж знаний, который пригодится в формировании его профессионального статуса.

Если у студента выявились склонности к исследовательской деятельности, способности анализировать материал и делать четкие выводы, навыки работы с научной литературой, тогда ему открыта дорога в магистратуру. Из выпускника вполне может выйти толковый руководитель, способный управлять производством и персоналом.

Сам процесс становится очень динамичным и эффективным, он предполагает предметно-модульное обучение. Весь начитываемый материал разбит на модули, сразу же после его освоения студент отчитывается.

При этом работает система так называемых зачетных единиц, которых надо набрать, допустим, 300. И существует некий блок родственных дисциплин, из которых по своему усмотрению выбирается несколько наиболее привлекательных курсов, каждому соответствует определенное количество единиц. Студенты руководствуются не только значимостью учебного материала, они вольны выбрать и преподавателя. Если наставник не интересен и отстал от жизни, его лекции скучны, может статься так, что он будет невостребован. В таком случае апеллировать некому, жизнь сама все расставила по местам: или перестраивайся, или освободи место для более креативного человека, так сказать, своеобразный естественный отбор.

От подготовки чистых теоретиков мы стремимся перейти на практикоориентированное обучение, вплоть до исполнения конкретного заказа работодателя. Перекосы в системе начальной профессиональной подготовки уже сказались при обеспечении страны высококвалифицированными рабочими кадрами. Пора принимать соответствующие меры, чтобы этого не случилось в высшей школе.

- Владимир Степанович, можно с уверенностью сказать, что в ВятГГУ особая атмосфера, где предпочтение отдается уважительному отношению к личности. Что можете сказать об этом?

- Самые современные здания и аудитории, снабженные последними техническими новинками, не могут оказывать большего влияния на людей, чем сам человек. Только гармоничная личность воспитывает в свою очередь личность. Поэтому персонал - важная составляющая образовательного процесса. Чтобы человек был свободен в творческом созидании, надо создать надлежащие условия. Мы строим 40-квартирный дом для преподавателей, заботимся об их детях, оплачивая летний отдых в оздоровительных лагерях. Не забыты и ветераны, выделяются средства для оплаты лечения и дорогостоящих лекарств, для низкооплачиваемых сотрудников предусмотрен ряд льгот. Перечень мероприятий укладывается в несколько строк, но за ними счастливые глаза заслуженных людей, которым дороги любые проявления столь дефицитного внимания, укрепление здоровья девчонок и мальчишек, значит, меньше будут болеть, а родителям спокойнее, больше времени отдадут родному университету. Все взаимосвязано.

В нашем вузе несколько лет проводится спартакиада преподавателей и сотрудников, аналогов которой в Кирове, наверное, нет. Баскетбол, плавание, лыжи, легкая атлетика - в каждом виде спорта уже есть признанные лидеры. В век повальной гиподинамии любое движение полезно, кроме того это непринужденное общение, сплочение коллектива, упрочение добрых традиций.

Все усилия мы направляем на создание в университете приятной атмосферы, ведь это показатель деловой культуры, фирменного стиля. Когда студентам и преподавателям комфортно в стенах учебного заведения, складываются конструктивные отношения, в результате спорятся и учеба, и работа.

- Подведены итоги программы «Под знаком Меркурия». Вы в третий раз стали «Директором года» в номинации «Образование и консалтинг». Поздравляем с победой!

- Спасибо. Кто-то может усмотреть субъективность в подходе к оценке. А для нас эта победа очень значима и далась совсем непросто. Мало того, что подход к лидерам достаточно жесткий, часто разница в несколько десятых балла. К тому же здесь все знают друг друга, мы как под увеличительным стеклом, игра в поддавки тут неуместна. А экспертный совет очень строг и профессионален. Убежден, что участвовать в подобных программах необходимо, ведь это не только признание заслуг и удовлетворение здоровых амбиций, это мощный стимул для движения вперед. Ведь ориентиром всегда служит авангард. Вятская торгово-промышленная палата проводит очень значимое мероприятие.

- Март ознаменовался еще одной победой, на сей раз люди доверили Вам быть представителем их интересов, Вы стали депутатом ОЗС.

- Бывает, что человек очень загружен профессиональной деятельностью, занят научными изысканиями, имеет несколько общественных должностей, увлечен спортом, общается с друзьями, но не жалуется, что устал. Наверное, это мой случай. Просто надо быть организованным человеком, уметь планировать и перераспределять обязанности, словом, важна самодисциплина.

И вот в жизни самодостаточного человека наступает момент, когда он профессионально самореализовался, добился признания в научной среде, воспитал детей, решил еще какие-то жизненно важные проблемы. Ты известен, успешен, самостоятелен в принятии решений, при этом физически и нравственно здоров. Есть богатый жизненный опыт, понимание многих вопросов и проблем, и главное, видение путей их решения. Приходит четкое осознание необходимости еще с большей отдачей работать для людей, для общества. Вот почему я решил баллотироваться в депутаты областного Законодательного Собрания, первым делом рассчитываю на работу в комитете, курирующем сферу образования. Там мой богатый опыт и доскональное знание проблем могли бы пригодиться.

Меня не смутил даже довольно проблемный избирательный округ - микрорайон Коминтерна и Субботихи. Болевые места заречной части известны: незанятость населения, отсюда пьянство и рост преступности, ветхость жилого фонда, отсутствие элементарных условий, неорганизованный досуг, население там уже не верит посулам властей.

А между тем выход есть. Собственно, я считаю, что выход есть всегда, нельзя быть пессимистом. Ставку надо делать на газификацию района, с приходом голубого топлива удешевятся коммунальные тарифы, значительно облегчатся бытовые условия. Можно будет спланировать развитие производства, это даст новые рабочие места, а занятость позволяет спокойно смотреть в будущее.

Обеспечение жильем отчасти сняло бы острое социальное напряжение, заречье - один из немногих районов, в направлении которого возможно дальнейшее развитие Кирова, строительство жилых многоэтажных домов можно запланировать в перспективе.

И как настоящего педагога меня интересуют проблемы местной школы. В Коминтерне есть неплохая девятилетка, в результате каких-то реорганизаций решили ее закрыть, а не подумали, что школа не только дает образование, это центр культурной и спортивной жизни. И таких скоропалительных решений у нас принимается немало. Задача депутата выслушать своих избирателей, сформулировать требования, донести их до властных структур и отстоять мнение людей.

Это интервью - попытка представить B.C. Данюшенкова как ректора, депутата, директора года, многогранную личность. Владимир Степанович - неравнодушный человек. А это достаточно редкое качество в наше прагматичное время.

Марина СИТНИКОВА

«Меркурий», № 96 от 27.03.2007

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 03.04.2007 10:22:33

Последнее изменение: 23.04.2007 13:47:12