Владимир Бакин: главное – не бояться!
19 апреля 2016
Владимир Бакин - консерватор. Не по политическим убеждениям - по принципу руководства.
А руководил он и строительным управлением, и налоговой службой региона, и - в "бартерные» 90-е годы - всей экономикой Кировской области. И всегда семь раз отмерял, прежде чем «отрезать». Когда же принимал решение, то от него уже не отказывался. Торопиться, особенно в решении сложных проблем, нельзя, убежден он. Потому что ошибка человека во власти может решить судьбу тысяч человек.
- Владимир Гаврилович, вы заслуженный экономист России, три десятка лет занимаетесь экономикой Вятского края. И наш разговор - именно об этой сфере жизни.
- Экономика сегодня - это основа основ, она вышла на первый план в развитии общества. Не политическая составляющая, а именно экономика. На ней строится благополучие общества, благополучие каждого человека.
- Сейчас только ленивый не говорит, что экономика в кризисе...
- Это очень удобное оправдание своих ошибок и бездеятельности: «Что мы можем сделать, если экономика в кризисе столько лет? Цена на нефть упала до 40 долларов за бочку, доллар вырос до 65 - 70 рублей...» Ну и что? Мы что, на доллары живем? Или из этой бочки воду пьем? Основа нашей экономики - это человеческий труд. Это предприятия, на которые каждое утро приходят сотни тысяч людей и производят качественную продукцию, востребованную на рынке. И это даже не высшая математика, это арифметика. Если это есть - значит страна живет.
- Но действительно ли все настолько плохо, как рисуют некоторые СМИ?
- Ситуация сейчас действительно непростая. И тем не менее все это не сопоставимо с тем, через что нам пришлось пройти в девяностые годы. Вот те годы действительно были страшные, но все вместе мы выстояли.
- За счет чего?
- Вся страна переходила из системы социализма в систему... безобразия. Такой непродуманный эксперимент над целой огромной страной - ну это же специально не придумаешь... Вот на прошедшей на прошлой неделе прямой линии Владимир Путин сравнил инфляцию в нашей стране с ситуацией на Украине: у нас 12%, там - 40. А тогда, в начале девяностых, инфляция была 200, а то и 300 процентов!
Царил полный хаос, и власть начала работать над программой реструктуризации экономики. Представьте: нужно было из плановой экономики перейти в рыночную экономику, а связей нет. Тогда мы собирали предприятия, но не просто устраивали собрания, а работали с каждым в отдельности. К слову, технология создания нормальных работающих программ должна быть, я считаю, именно такой. Не просто писать цифры, а планировать развитие, анализируя все аспекты.
- А не возникало желания в то время все бросить и использовать ситуацию на собственное благо? Сотни же случаев, когда люди из власти уходили в бизнес...
- Да, таких было немало. Я занимался экономикой области, связей, чтоб неплохо устроиться, хватало. Но я свой выбор сделал: бросить регион в сложнейшее время не могу. А во власти тогда было очень «не вкусно». И, как и все бюджетники, месяцами сидел без зарплаты, но мы вместе прошли сложнейший период перехода из социализма в капитализм. То, что сейчас называют кризисом, - это семечки по сравнению с теми годами.
- Вернемся в день сегодняшний. Чтобы региону развиваться, нужно знать точки роста. И сельское хозяйство, безусловно, одна из них.
- И в советские годы, и в девяностые говорили, что сельское хозяйство - это «черная дыра»: сколько денег ни давай - они все в землю запашут и концов не найдешь, а потом снова будут дотации просить. Но мы доказали, что наше сельское хозяйство при умелом обращении с капиталом может давать хорошую рентабельность. И сейчас многие сельхозпредприятия доказывают, что далее в нынешних непростых условиях способно работать на расширенное воспроизводство. А расширенное воспроизводство - это значит прогресс.
Например, Владимир Леонидович Шулаев, председатель колхоза «Красное знамя», доказывает то же самое. Вот это руководитель нового времени! Преклоняюсь перед этим человеком.
Я как-то спросил, что он окончил, а он засмущался - оказалось, что у него нет высшего образования, и он только сейчас учится. Но он нашел подход. Берет на вооружение все передовое в технологиях, в отношениях с коллективом. По надоям этот колхоз лучший в области, более 10 тысяч литров в год с одной коровы.
А агрохолдинг «Дороничи», который возглавляет также депутат Законодательного собрания Константин Маркович Гозман? Еще полтора десятка лет назад это был убыточный пригородный совхоз, находившийся в предбанкротном состоянии. А сегодня это крупнейшее сельхозпредприятие, которое производит 1 % всей свинины в стране. Я рад, что мне удалось поработать на этом предприятии. Наследующий день после того, как я вышел на пенсию из налоговой службы, Валерий Крепостнов пригласил меня в «Дороничи». У них как раз разворачивалась стройка. Строился комплекс, подобного которому в области больше нет. Так что опыт работы в АП К у меня есть.
К счастью, самородков, способных добиваться результата, в Кировской области не один десяток. В том числе и мои коллеги депутаты: Вячеслав Николаевич Ягдаров, Сергей Сергеевич Гущин, Ильгиз Фасхутдинович Бурханов и другие. Я горд, что могу называть их своими друзьями. Надеюсь, что и они обо мне говорят так же.
- На что еще опирается экономика края?
- Мы отлично знаем потенциал и нашей промышленности, и лесной отрасли, и сельского хозяйства. Создать условия, при которых этот потенциал сможет себя реализовать, - именно это задача власти. Проявлять себя не в политике, не в выборах, а именно в том, чтобы предприятия региона работали максимально эффективно.
В нашей области очень разнообразное производство: тяжелое машиностроение, оборонная промышленность, химическое производство, лесопереработка, пищевая и легкая промышленности и многое другое. И в этом наш большой плюс.
- Вы как-то сказали, что для развития предприятий необходим режим максимального благоприятствования. Что вы вкладываете в это понятие?
- Руководители предприятий и представители власти обязательно должны искать точки соприкосновения. В сытые спокойные года власть предприятию не очень-то и нужна. А когда наступают времена непростые, тогда и вдут за помощью. И вот здесь уровень компетенции и квалификации тех, кто работает в органах власти, должен быть очень высоким.
Когда я руководил налоговой службой области, мне приходилось подавать на банкротство предприятий. И всегда я воспринимал это как вынужденную меру, в первую очередь думал не о долгах предприятия, а о том, сколько людей может оказаться без работы. И старался максимально помогать, делал все, чтобы сохранить предприятие, а не обанкротить его. Надо помнить, что предприятие - это большой организм, который может и заболеть. И власть в этом случае должна выступать в роли доктора, а не патологоанатома.
- Но ведь и во власти работают люди, и люди разные.
- Убежден, что в органах власти должны работать консерваторы и прагматики. Люди, с богатым жизненным опытом, которые способны оценить ситуацию и принять взвешенное решение.
- Владимир Гаврилович, давно известно, что кадры решают все. Вы сейчас много ездите по районам области, встречаетесь с людьми. Выстоим мы в эти непростые времена?
- Никаких сомнений! И не такие напасти наша страна переживала. Способность сплачиваться тогда, когда трудно, - в этом особенность россиян. Главное - не бояться. Уверен, что сложные времена закончатся. Надо только работать. А еще любить и ценить родную землю. И понимать, что все зависит только от нас самих. Волшебник на голубом вертолете не прилетит и проблемы наши не решит. Только сами!
Мария Петрова
«Комсомольская правда в Кирове» , № 41 от 19.04.2016
|
|
Календарь материалов
Размещено: 22.04.2016 14:53:27
Последнее изменение: 22.04.2016 14:55:17