Раздача льгот. Забота о благе граждан или банальный популизм?

19 апреля 2007

На последнем, мартовском заседании областного Законодательного собрания сразу несколько депутатов выступили с новыми законодательными инициативами, которые выглядят очередной попыткой раздать всем сестрам по серьгам. Попыткой сыграть роль добрых волшебников, не считаясь с возможностями бюджетного пирога, за счет которого, собственно, и должно быть сотворено это чудо.

А ВЕДЬ все это - лавинообразную раздачу налево и направо бесчисленных льгот без оглядки на финансово-экономическую реальность - мы уже проходили в смутные 90-е. И казалось, прошли навсегда. Но нет - оказывается, не все еще разучились мыслить категориями того взрывоопасного времени, когда политический капитал многие народные избранники наживали посредством своего рода соревнования - кто кого переплюнет в степени популизма.

О каких инициативах идет речь? Во-первых, это предложение депутата С. П. Ермошина по установлению ежемесячной денежной выплаты в размере 5 тысяч рублей гражданам, имеющим звание "Заслуженный тренер". Правда, свою инициативу Савелий Петрович практически сразу и отозвал - в силу ее слишком очевидной несправедливости. Ведь заслуженные граждане с соответствующим званием есть не только среди тренеров, но и среди врачей, и учителей, и представителей множества иных профессий. И уж если оказывать социальную поддержку - так всем этим людям. Поэтому в конечном итоге идея обрела новую формулировку: поддержать всех граждан, имеющих звание "Заслуженный". И если заслуженных тренеров в Кировской области лишь 14 человек, то всех пенсионеров - представителей всех профессий, имеющих подобное звание, - несколько тысяч. Вот и представим себе, в какие суммы это может обойтись на практике для бюджета дотационного региона, каковым является Кировская область.

Во-вторых, на заседании Заксобрания была озвучена инициатива депутата Д. М. Русских. Суть проблемы, которую он предложил решить, состоит в следующем: до введения нового Жилищного кодекса РФ все без исключения инвалиды и семьи с детьми-инвалидами имели льготу по оплате жилья и коммунальных услуг в виде 50-процентной скидки, а с введением в действие нового кодекса те из них, кто проживает в приватизированном жилье, право на такую скидку потеряли - оно оставлено лишь для инвалидов, проживающих в государственном или муниципальном жилье. Вот Дмитрий Русских и выступил с идеей о возвращении инвалидам, ставшим собственниками своих квартир, этой льготы. Данную законодательную инициативу он предложил внести в Государственную Думу - с тем, чтобы там была внесена соответствующая поправка в федеральное законодательство. Но до того, как такая поправка будет принята, Дмитрий Михайлович предложил финансировать данную льготу за счет областного бюджета.

И наконец, третьей новостью из этого ряда стала инициатива депутата А. В. Бусыгина, предложившего установить особые льготы для тех граждан, кто, будучи детьми, потерял родителей во время войны - как в период Великой Отечественной, так и во всех других военных конфликтах более позднего времени.

На собранных для обсуждения данных инициатив заседаниях депутатских рабочих групп речь зашла о главном - о цене вопроса, вернее, всех этих трех вопросов. В частности, как отметил председательствовавший на этих заседаниях заместитель председателя Законодательного собрания области В. И. Агалаков, только, например, реализация инициативы депутата Дмитрия Русских обойдется бюджету в 82 миллиона рублей в год. А в свою очередь воплощение в жизнь идеи депутата Савелия Ермошина, если всем жителям области, имеющим звание "Заслуженный" доплачивать из бюджета по 5 тысяч рублей ежемесячно, оценивается примерно в 380 миллионов рублей в год.

И если принять данные предложения как руководство к безотлагательному действию, то есть начать выплаты уже со второй половины текущего года, не дожидаясь принятия соответствующих поправок в федеральные законы, после которых теоретически может начаться финансирование из федерального бюджета, то в таком случае придется перекраивать уже утвержденный бюджет области. То есть снимать деньги с каких-то иных статей расходов.

А как известно, в традиционно напряженном бюджете нашего региона все расходы - безотлагательны. И значит, кусок бюджетного пирога в случае, если оформить данные инициативы в виде утвержденного закона, придется у кого-то отнять. Потому что каких-то других, дополнительных, источников финансирования данных инициатив их авторы предложить не смогли. И кроме того, области и без этих предложений придется нести существенные непредвиденные расходы, отказаться от которых она просто не сможет: на заседаниях этих рабочих групп Владимир Агалаков неоднократно подчеркивал, что на решение острейшей проблемы льготного лекарственного обеспечения (в этой сфере сейчас, как известно, разрастается общероссийский кризис, и наша область здесь не исключение) нам потребуется в ближайшее время изыскать 150-200 миллионов, и пока неизвестно, где область возьмет эти деньги.

Словом, очевидно, что на уровне области - то есть с финансированием из областного бюджета - эти инициативы просто физически не могут быть реализованы. Максимум - они могут быть оформлены как инициатива для выхода в Госдуму. Хотя есть не меньшие сомнения, что столь капиталоемкие проекты удастся пробить и на федеральном уровне - трудно даже представить, какими будут цифры затрат на их реализацию в масштабах всей страны. Впрочем, возможно для авторов данных инициатив важна была не столько реалистичность их предложений, сколько возможность таким образом обратить на себя внимание избирателей и столь беспроигрышным способом завоевать у них авторитет.

А между тем есть и другая сторона вопроса. Дело тут не только в цене. Проблема, если присмотреться к упомянутым депутатским инициативам повнимательнее, в элементарной логике. Например, что касается инициативы по надбавке в размере 5 тысяч рублей для граждан, имеющих статус "Заслуженный". Цифра явно несоизмерима с уровнем выплат не менее достойных граждан, имеющих статус ветерана труда, труженика тыла или жертвы политических репрессий. Возникает закономерный вопрос: а почему бы тогда не поднять до такого же размера уровень доплат и этим людям?

Или взять предложение о льготах для граждан, потерявших родителей в годы Великой Отечественной войны. Ведь как правило, эти люди и так имеют льготы в качестве ветеранов труда. Да, выплаты которые они получают, вероятно недостаточны и их следует повышать. Но почему бы заодно не установить такие выплаты детям, скажем, погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников правоохранительных органов? Если уж мы стремимся к социальной справедливости, то она, согласитесь, должна быть универсальна.

Напрашиваются сомнения и по поводу установления льгот по квартплате для инвалидов, проживающих в приватизированных квартирах. Да, эти люди нуждаются в поддержке. Но кому в данном случае будет оказывать поддержку государство? На сей счет принимавший участие в упомянутых заседаниях рабочих групп глава областного департамента соцразвития Г. П. Якимов привел показательный пример: старушка-инвалид проживает одна в приватизированной трехкомнатной квартире, квартплата для нее явно обременительна, однако на вопрос, почему бы ей не обменять эту жилплощадь на квартиру поменьше, она отвечает: мол, я ее внукам завещаю. Но разве не логично тогда, чтобы внуки, претендующие на это наследство, и помогли бабушке оплачивать квартплату? Разве государство должно в таких ситуациях обеспечивать за счет бюджета чьи-то перспективы на получение весьма дорогостоящего наследства?

А впрочем, речь в конечном итоге не об этих конкретных частностях. Да, все эти категории граждан, несомненно, достойны лучшей жизни. И было бы хорошо, если б все они стали жить чуть богаче, чуть обеспеченнее, чем живут сейчас. С этим вряд ли кто будет спорить. Однако почему так неистребима у нас практика выделения отдельных категорий граждан и раздача им каких-то пособий и льгот, а точнее говоря - подачек? Бесспорно, цивилизованное государство - это то государство, которое заботится о социально незащищенных гражданах. Но если свою задачу оно видит только в этом, в такой вот раздаче подачек, то такое государство по определению - государство нищих. Нет, все-таки в цивилизованной стране обеспечиваются прежде всего условия для роста зарплат и пенсий. Иначе говоря, рост экономики, то есть возможностей того бюджетного пирога, за счет роста которых и появляются возможности для более достойного обеспечения стариков, детей, инвалидов. А у нас некоторые депутаты до сих пор ставят эту задачу с ног на голову - делят шкуру не убитого медведя: предпочитают сначала раздать льготы, а потом думать, откуда взять на это средства.

Да, можно, конечно, пытаться накормить тысячи страждущих пятью хлебами. Но тут стоит вспомнить, что за всю историю человечества получилось это только у Иисуса Христа. И вряд ли кто-то из нас, смертных, даже если он - облеченный властью народный избранник, будет примерять на себя его роль. Но чего же тогда на самом деле добиваются авторы подобных законодательных инициатив? Возможно, ответ прост: эти инициативы - не что иное, как всего лишь начало их новой предвыборной кампании. Ведь уже не за горами очередные выборы в Государственную Думу...

Николай КАРАВАЕВ

«Аргументы неделi. Вятка», № 16 от 19.04.2007

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 19.04.2007 16:32:15

Последнее изменение: 23.04.2007 13:34:42