Дорога как жизнь

24 апреля 2007

Перед депутатом Геннадием Зайцевым на столе - с десяток телефонных справочников - Шабалинского, Свечинского, Афанасьевского, Мурашинского, Вятскополянского... - всех тех районов, где возглавляемая им дорожно-строительная организация ДЭП-43, самая сильная из существующих сегодня в области, успела поработать. Когда бригады в каком-то районе на вахте, очень много вопросов приходится решать на месте.

-Хотелось бы, конечно, поработать и в Орловском районе, от которого я тоже избирался в Законодательное Собрание. Там состояние дорог не выдерживает никакой критики. Но это от меня не зависит, - полушутя-полусерьезно говорит Геннадий Степанович, показывая не зачитанный пока до дыр орловский справочник.

Он руководит предприятием 19 лет, и все, что есть в организации, так или иначе прошло через него. И хотя под началом Зайцева трудится 220 человек, которые дают в шабалинский бюджет 20 процентов от всех поступлений, директор занимает весьма скромный кабинет, где раньше сидел сторож. Во время утренних планерок здесь бывает некуда портфель поставить. Из этой сторожки он и «рулит» процессом.

На столе телефоны, рация, россыпью - сборники законодательных актов Кировской области, на стенах географические карты. Аккурат напротив директорского кресла - макеты подводной лодки и фрегата - подарок к Дню ВМФ. Этот день Геннадий Степанович, служивший на флоте, считает «профессиональным праздником» и один раз в год надевает неизменную полосатую майку - ту, которую носил сорок лет назад, на Тихом океане.

Планерки у него каждый день с семи часов. А в день, когда мы приехали, была еще раньше - с четырех. Погода устроила сюрприз - сугробы в середине апреля, вот пришлось в авральном порядке менять все планы и расчищать снежные завалы. К обеду все уже было в лучшем виде. Отлаженная за два десятка лет система работает как часы.

- Я считаю, сохранение коллектива и предприятия - это полностью заслуга руководства, - убежденно, без намека на лесть говорит о своем начальнике водитель КамАЗа Сергей Кудряшов.

Действительно, если раньше дорожно-строительные предприятия и управления были в каждом районе области, то нынче за серьезные объемы строительства могут взяться немногие - разве что Котельничское ДЭП-2 и Шабалинское ДЭП-43. Другие ДЭПы в основном занимаются содержанием и текущим ремонтом дорог.

Кстати, с этим ямочным ремонтом директор ДЭП-43 однажды в Голландии «влип в историю». Дело было на семинаре дорожников. Было довольно скучно, и Зайцев все ждал, когда наконец станут говорить про ремонт. Не вытерпел, спросил: «А как вы делаете ямочный ремонт»? Вопрос повис в воздухе. Спросил еще раз. И еще. Без ответа. Списав все на огрехи переводчика, начал, буквально на пальцах, объяснять детально... Тогда-то ему и сказал и, что такого понятия в Голландии нет. Срок эксплуатации дорог там - 25 лет, и когда это время проходит, начинают иногда появляться трещинки. Дорожники с ними борются радикально: с участка длиной не менее 250 метров снимают асфальт, перемалывают его и, добавив битума с присадками, закатывают обратно. Бюджет дорожного фонда там составляет три процента от совокупного бюджета страны. В России, при ее расстояниях и пространствах, - всего один.

Впрочем, по качеству дорог российские столицы и города-мегаполисы почти сравнялись с заграницей, а кое в чем и превосходят ее. В этом Зайцев убедился лично. А вот в периферию, в такие регионы, как наш, ручеек федеральных денег иссяк.

- Чтобы проложить асфальтированные дороги во все населенные пункты, да еще и их содержать, никаких финансов не хватит, - считает Геннадий Степанович. - Но стратегические направления Кировской области должны быть приведены в надлежащее нормативное состояние. Сюда надо вкладывать средства. На остальных направлениях есть смысл строить дороги с усовершенствованным покрытием - песчано-гравийной смесью, щебенкой или обычной грунтовкой. Такие дороги должны быть проложены ко всем поселкам и деревням, где еще живут люди.

В Шабалинском районе дороги финансируются точно также, как и во всех других районах области. Но, несмотря на это, содержатся достойно. Взять хотя бы трассу на Кострому, построенную еще в конце девяностых. Капитального ремонта с тех пор не было, но дорожное полотно почти как новенькое.

- Лучше не говорите о наших дорогах, а то отнимут и эти деньги, - предостерегает нас начальник Свечинского участка Шабалинского ДЭПа Николай Тимшин. На выборах в ОЗС он был доверенным лицом Геннадия Зайцева, сейчас - его помощник. В Свече, как и в Шабалинском районе, его шеф набрал на выборах максимум голосов. А ведь соперники были не слабыми. Взять хотя бы Сергеенкова, бывшего губернатора.

Но это в прошлом. А вот работа, которую ведет депутат в округе, постоянна. В первую очередь, конечно же, выполняет те наказы, которые получил во время прошлогодних выборов. Это ремонт и восстановление дорог в сторону села Старица, деревни Рига. Если есть проблема, которую Зайцев может решить, он немедля выезжает на место. Разговаривает с представителями местной власти, договаривается, помогает. «Это первый год его депутатской деятельности. И первый год нужен был для осознания новой роли, - разъясняет за своего товарища Николай Тимшин. - Ведь, кроме всего прочего, депутатство - это еще и серьезная общественная нагрузка. Надо к ней привыкнуть».

Сам депутат жаловаться на тяготы не любит. Раз его предложили в ОЗС коллеги по цеху и выбрали люди, пойдет и сделает, пусть сон с привычных пяти часов придется сократить еще на чуть-чуть, а к 12 часам рабочего дня прибавить часок-другой.

- Дороги - это артерии внутри района. У нас асфальтированных дорог на душу населения больше, чем где-либо в области. И никогда, ни зимой, ни осенью, мы не ощущаем проблемы, что невозможно куда-то добраться, - рассказал глава администрации района Михаил Глушков. - ДЭП-43 и райпо - самые крупные налогоплательщики в районе. Работа этого предприятия еще и позволяет в полной мере развивать лесную отрасль. Потому что от дорог зависит вся наша экономика.

Плюсом к этому предприятие до сих пор сдает новое жилье, платит стабильную и высокую, по меркам района, зарплату. А уж за помощью, скажем, чтобы провести ремонт теплотрассы к центральной районной больнице, других вариантов нет - в ДЭП, к депутату.

Как все-таки удается ДЭП-43 держать марку, когда рядом и более крупные предприятия развалились? Наверное, благодаря тому, что его директор просчитывает свои действия на несколько шагов вперед. Вот держит пилораму. Прибыль невелика - всего 7 процентов. Зато мужики зимой, в дорожное межсезонье, - при деле и при зарплате. А каких только котельных - кустарных ноу-хау, на опиле, на дровах, на электричестве, основных, резервных – нет в хозяйстве. Все идет в дело. Даже дармовой опил с лесопилки.

Или, к примеру, надоело платить большие деньги за каждый дорожный знак - открыли художественную мастерскую. Ребята-умельцы не только испорченные знаки восстанавливают, но и автобусные остановки разрисуют так, что залюбуешься. Все здесь как-то по-житейски складно и мудро. И каждое слово, сказанное директором, весомо. Да, немного диктатор, но не деспот. «А вы попробуйте из Ленинского вахтовиками, которые строят подъезды к мосту в Вятских Полянах, поруководить», - предлагает в шутку начальник Свечинского участка Николай Тимшин.

Via est vita - дорога - это жизнь, говорит он по латыни и попадает в самую точку. Для Геннадия Зайцева - дорожника и депутата - это жизнь вдвойне. И ему видеть то, что происходит нынче с вятскими дорогами, вдвойне обидно.

Олег ПРОХОРЕНКО

«Вятский край», № 76-77 от 24.04.2007

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 25.04.2007 09:08:40