ОЗС - площадка для реализации серьезных проектов развития региона

26 марта 2007

Так считает депутат Законодательного Собрания Кировской области, член партии «Единая Россия» Михаил Анатольевич САНДАЛОВ, директор Кировского филиала ОАО «Территориальная генерирующая компания № 5».

- Михаил Анатольевич, каким был для Вас первый год депутатской деятельности? Какие вопросы удалось решить, над какими будете работать в ближайшее время?

- Я работаю в двух комитетах - комитете по промышленности, энергетике, ЖКХ, строительству и транспорту, в котором являюсь заместителем председателя комитета, и в комитете по экологической безопасности, природопользованию и лесному комплексу.

Работа в первом комитете непосредственно связана с моей профессиональной деятельностью. Интерес ко второму вызван тем, что мой избирательный округ объединяет «лесные» Верхнекамский и Афанасьевский районы, а нерешенных вопросов в ЛПК, как известно, очень много.

Мне очень нравится состав нынешнего депутатского корпуса - в нем преобладают руководители предприятий и организаций, опытные хозяйственники, которые понимают проблемы экономики и, самое главное, умеют их решать. И пленарные заседания, и заседания комитетов, другие рабочие мероприятия проходят очень конструктивно, и не важно, кто в какой фракции состоит, так как все объединены решением общих задач.

Много или мало сделано мною в течение первого года депутатской деятельности, судить избирателям, но мне самому, безусловно, хотелось бы сделать больше. Не останавливаясь на мелких вопросах, выделю главные. Считаю важным то, что удалось заострить внимание и депутатов, и областной исполнительной власти на проблеме ЖКХ именно на районном уровне. Удалось доказать, что это очень серьезный вопрос, который требует внимательнейшего рассмотрения и постоянного решения каких-либо его отдельных аспектов. Подчеркиваю, постоянного.

Чтобы добиться этого мы, наверное, впервые за всю историю существования областного депутатского корпуса собрали комиссию из депутатов - представителей всех фракций, специалистов областного ЖКХ, СМИ и выезжали осенью 2006 года в один из самых проблемных районов - Верхнекамский. Побывали в нескольких поселках, встретились с жителями, изучили ситуацию в районном ЖКХ и в итоге на заседании ОЗС единогласно утвердили постановление о том, что во всех последующих областных годовых бюджетах будем учитывать затраты на тепло- и электроэнергию в полном объеме.

Это очень важно потому, что сегодня у районов расходы на топливо, заложенные в бюджете, не соответствуют рыночным ценам. В связи с этим в районных бюджетах складываются большие кредиторские задолженности, что в свою очередь приводит к нестабильности поставок энергоресурсов, а в конечном итоге страдает население. И уже в 2006 году из областного бюджета было выделено для районов дополнительно около 100 млн. рублей, чтобы покрыть долги. Этот практический результат я считаю заслугой прежде всего депутатов.

Считаю, что очень своевременно и обоснованно в минувшем году по инициативе комитета по экологии и лесопромышленному комплексу поставлен вопрос о проблемах в ЛПК области, который был рассмотрен также в комитете по промышленности с привлечением представителей исполнительной власти.

Важно отметить, что у всех участников обсуждения одинаковое понимание проблем лесной отрасли и общая заинтересованность в их решении, так как лес - главный природный ресурс региона, и от эффективности его использования в значительной степени зависит подъем нашей экономики. Это «точка роста» нашего региона.

При этом меня в меньшей степени волнуют вопросы глубокой переработки древесины, так как свои инвестиционные проекты переработчики реализуют, развиваются, и эта сфера не нуждается в масштабной поддержке областного правительства. Куда важнее решить проблему ресурсообеспечения деревоперерабатывающих предприятий, то есть развития лесозаготовительной отрасли.

Ведь сегодня расчетная лесосека области используется только на 45%, причем заготавливается в основном низкосортная древесина, да и ее вывезти невозможно, так как нет дорог круглогодичного пользования, нет дорог-отводов. Многие лесодобывающие предприятия не осваивают арендованные лесные угодья, что видно на примере Верхнекамского и Афанасьевского районов.

Такая же ситуация характерна для многих других лесных районов области. Население, живущее здесь, не имеет возможности полноценно трудиться, получать достойную заработную плату, полный социальный пакет, а районные бюджеты не получают доходов от налогов.

Вот если мы решим эти проблемы, построим дороги, сможем добиться эффективной работы лесодобывающих предприятий - причем неважно, кто их собственник, важно, чтобы использовались трудовые ресурсы области и налоги платились в районные бюджеты, - тогда развитие ЛПК региона получит положительную динамику.

Что депутаты для этого планируют делать? На расширенных депутатских слушаниях по вопросам ЛПК   обсудить проект областной целевой программы развития отрасли, которую разработает областное правительство. Необходимо привлечь к этому обсуждению лесозаготовителей, лесопереработчиков, глав районов, чтобы услышать мнение всех заинтересованных сторон. А сами решения должны быть максимально объективными и взвешенными.

Вот два основных направления моей депутатской деятельности, по которым я планировал работать, и где удалось продвинуться вперед. В планах на этот год - решение вопроса состояния наших транспортных магистралей и инфраструктуры.

К сожалению, сегодня я не вижу в областном бюджете отражения этой проблемы как одной из основных, хотя транспортная инфраструктура обеспечивает в принципе существование экономики и социальной сферы. Нынешнее же состояние наших дорог является одним из сдерживающих факторов повышения инвестиционной привлекательности области. Если мне вместе с другими депутатами и исполнительной властью удастся решить эту проблему, развитие региона получит мощное ускорение.

-  Но, когда принимался областной бюджет-2007, были вопросы о недостаточном финансировании дорожного строительства?

- Были. Но, к сожалению, в бюджете сегодня не прослеживается четкая ориентированность на точки роста нашей экономики с целью концентрации здесь финансовых средств. Мне очень нравится послание губернатора Законодательному собранию, в котором были конкретно и детально обозначены основные направления развития области, и я полностью с ними согласен.

Однако считаю, что пока бюджет с этими направлениями в полной мере не сопрягается. Такое же мнение сложилось еще у ряда депутатов, и я думаю, что к подготовке и принятию областного бюджета-2008 мы подойдем уже с большим пониманием возможности концентрации средств на приоритетных отраслях экономики и развития региона либо невозможности.

А чем озадачили Вас избиратели в ходе предвыборной кампании, и что Вы делаете для исполнения их наказов?

Все наказы я фиксирую на отдельных бланках, сортирую, объединяю похожие, контролирую выполнение. Конечно, много таких, что связаны с личной жизнью людей, и я сразу предупреждаю, что решать их все - не моя задача. А вот теми наказами, от решения которых зависит судьба многих жителей - вопросы дорог, ЖКХ, помощи предприятиям, районной власти, занимаюсь серьезно.

Так, в Афанасьевском районе возникли трудности с реализацией сельхозпродукции, произведенной на личных подворьях. Вопрос удалось решить совместно с райпо и с облпотребсоюзом. Выяснилось, что у них есть реальная возможность увеличить закупки, платить населению «живые» деньги за молоко, мясо, овощи. Более того, в областной бюджет удалось заложить 200 млн. рублей, которые могут быть использованы, в том числе и райпо, в качестве краткосрочных кредитов для проведения закупочных кампаний, включая дикорастущие ягоды и грибы. Считаю, что это неплохие деньги для поддержки потребкооперации и крестьянских хозяйств.

В каждом районе активно работают мои помощники, я регулярно выезжаю туда, встречаюсь с жителями. Более того, я установил телефон, по которому каждый избиратель может бесплатно мне позвонить, задать вопрос или поинтересоваться решением их проблемы, то есть идет постоянное интерактивное общение. Стараюсь выслушать каждого, наказы выполняю и считаю, что контроль со стороны избирателей за моей депутатской деятельностью справедлив, потому что я не сам по себе депутат, а представляю интересы жителей двух больших районов.

- Что заставило Вас пойти в политику? На основной работе - период становления компании, а тут еще депутатские хлопоты и ответственность, физические и другие нагрузки, людские заботы, контроль, отчеты...

Конечно, быть депутатом очень ответственно и хлопотно. Но я вижу и понимаю, что не все в нашей области делается так, как надо, и многое можно и нужно исправить. Я знаю пути решения многих проблем области, но, чтобы их осуществить, мало быть руководителем компании, пусть даже и такой солидной, как наша. Нужны другой уровень и другие полномочия, такие, которые дает статус депутата областного законодательного органа, и мой голос уже звучит в ОЗС. Законодательное собрание - площадка для реализации серьезных проектов развития региона.

Я считаю, что наша область очень богатая, у нее серьезный потенциал развития. Я не хочу один жить хорошо, потому что человек не может быть счастлив в одиночку. Здесь все могут жить значительно лучше. А если вокруг тебя и с твоей помощью все развивается, строится, умножается, значит, польза от этого всем и хлопоты не напрасны.

От решений депутатов на всех уровнях зависит очень многое. Меня очень волнует вопрос будущего кировской «Горэлектросети», так как попытки передать в частные руки это одно из лучших предприятий города опасны и ничего хорошего населению не сулят.

Сегодня это дееспособное предприятие, одно из лучших, где сложился профессиональный коллектив, грамотно выполняющий свои задачи. Эта структура не требует каких-то глобальных изменений, приносит солидный доход в бюджет. И я очень порадовался взвешенному решению депутатов гордумы снять с рассмотрения вопрос о приватизации «Горэлектросети», и это мое мнение не только как жителя города, но и как специалиста, работающего в области энергетики и знающего вопрос профессионально.

Михаил Анатольевич, от результатов Вашей профессиональной деятельности многое зависит в развитии региона. Что такое Кировский филиал ОАО «ТГК-5», который Вы возглавляете с августа 2006 года?

-   Кировский филиал ОАО «ТГК-5» - самый крупный в составе «Территориальной генерирующей компании № 5». В него входят кировские ТЭЦ-1, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5. Состав их оборудования значительный: 28 котлов, 16 турбин. Общая установленная мощность наших электростанций по электрической энергии - 940, 3 МВт, по тепловой энергии - 3369 Гкал/ч.

На них работает в общей сложности 1998 человек. Наша главная задача - обеспечение бесперебойного энергоснабжения кировских потребителей теплом и электроэнергией.

- Рост производства энергии в 2006 году напрямую связывают с созданием Вашей компании и реорганизацией РАО ЕЭС. Это так?

- Меня пригласили работать в энергетику именно для проведения ее реструктуризации на территории области. Могу с уверенностью сказать, что да, этот процесс сыграл положительную роль в развитии отрасли и результаты очевидны, хотя вопрос разделения такой огромной структуры, как «Кировэнерго», решался не так просто.

Главный результат - за счет реорганизации компании идет привлечение в отрасль инвестиций. Ведь государство не могло вложить или не хотело по каким-то причинам вкладывать в развитие энергетики необходимые инвестиции, а средства требуются огромные. Сегодня проблемы решились, и капитал идет в энергетику. Реализуемая сейчас система практических действий завтра обернется конкретными киловаттами.

- Как будут решаться вопросы развития энергетики в области? Насколько мне известно, Вы разработали и защитили три инвестиционных проекта, направленных на эти цели. Какие результаты планируется получить от их реализации?

- Сегодня в нашей области дефицит выработки электроэнергии. Примерно 50 - 60% потребности в ней генерируем мы, остальная часть поступает извне. Вроде бы и неплохо, поскольку потребителям неважно, откуда электричество пришло в розетку. Но здесь возникают вопросы надежности электроснабжения.

Сегодня в области очень слабые связи по перетокам энергии. Существуют всего две ЛЭП 500 кВ, приходящие в область, и всего одна подстанция 500, то есть одна точка, откуда осуществляется параллельное электроснабжение. А это очень опасно. Если внешние перетоки прекратятся, это может привести не только к огромному экономическому ущербу, но и создать опасность для жизни людей.

Поэтому перед энергетиками стоит задача вырабатывать необходимые объемы собственной энергии и повышать надежность перетоков. Это первое.

Во-вторых, мы прогнозируем развитие экономики и социальной сферы области, а значит, и увеличение потребления энергии. Сегодня оно растет не в районах области, где была сформирована сеть, а в городе. Поэтому необходимо развитие электросетевой инфраструктуры в Кирове, а это требует капвложений.

На решение этих двух задач - введения дополнительных мощностей по производству энергии и изменения инфраструктуры - и направлены действия всех компаний, которые работают на энергетическом рынке региона.

Сегодня Кировский филиал ТГК-5 производит в среднем 600 тысяч МВт в год, а полученные инвестиции позволят нам дополнительно производить около 210 тысяч. Это станет большим шагом вперед в развитии кировской энергетики. Тем более что вновь введенные мощности будут иметь более высокие технико-экономические показатели, а это в свою очередь будет влиять на стоимость тепла и электроэнергии.

О ценах на энергоносители нужно думать сегодня. В условиях развития рынка реализации энергии, который пока небольшой, но уже жесткий, выиграет тот, кто будет способен вырабатывать энергию по конкурентной цене. Поэтому многие и думают, и трудятся над удешевлением производства энергии, и этот результат мы уже видим.

- А как бы Вы решили проблему перекрестного субсидирования, о которой столько говорится, но ничего конкретно не делается?

- Проблема не нова, решать ее нужно постепенно, хотя мы уже упустили минимум 2 года. Если в соответствии с федеральным законом большинство предприятий выйдет на оптовый рынок закупки энергии, тогда перекрестное субсидирование рухнет одномоментно.

Для населения это станет тяжелым ударом из-за мощного роста тарифов. Я против того, чтобы делить жителей на категории для целевого субсидирования затрат на энергию. Это увеличит штат чиновников и спровоцирует массу недовольства.

Но абсолютно согласен с тем, что деление должно осуществляться в зависимости от уровня потребления электроэнергии. Для этого необходимо определить, сколько киловатт в среднем в месяц расходует средняя семья. Такая система уже действует в ряде регионов, и этот опыт можно изучить. Я убежден, тарифы должны быть экономически обоснованными для всех групп потребителей.

Беседовала Татьяна Антонова

«Время МБ», № 34 от 26.03.2007

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 04.06.2007 11:19:13