«Это сознательный выбор»

27 июня 2007

Теперь уже можно с твердой уверенностью сказать, что в реформе местного самоуправления в первую очередь заинтересовано само местное самоуправление. Но, к сожалению, радость от внезапно свалившейся самостоятельности ощущают далеко не все. Не все умеют ею распорядиться.

Год назад в Кировской области была создана Ассоциация «Совет муниципальных образований». В том числе - для того, чтобы дать главам городов и поселений возможность общаться, обмениваться опытом, учиться друг у друга. Возглавил Ассоциацию Александр Кутергин, глава Зуевского района. А в мае этого года исполнительным директором был назначен депутат Законодательного Собрания Михаил ЛИХАЧЕВ. Мы попросили его рассказать «Вятскому краю» о своей новой работе. И дать свою оценку реформе местного самоуправления.

-     Михаил Валентинович, ваша прежняя профессиональная деятельность большей частью была связана с газовой отраслью. Отчего такой крен в судьбе?

- Для меня это не крен, это сознательный выбор. В Законодательном Собрании Кировской области я возглавляю комитет по законодательству и местному самоуправлению. Так что эта тема мне достаточно близка. Через наш комитет проходят все областные законы, связанные с местным самоуправлением. Мы поддерживаем постоянную связь с главами муниципальных образований, к нам направляются решения сходов, ходатайства местных администраций, представительных органов. Кроме того, как депутат, получивший мандат от «сельского» избирательного округа, много времени провожу в тех районах, где живут мои избиратели. Встречаюсь с людьми, выслушиваю их предложения и пожелания, общаюсь с представителями муниципальных властей, обсуждаю сними возможности местных бюджетов. Так что считайте мое новое назначение логическим продолжением этой работы.

- За нелегкий вы взялись участок работы. И в нелегкое время. Китайцы считают, что в реформенные времена на земле рождаются те, кто согрешил в прошлой жизни.

- Зато не скучно! И, к счастью, мы не китайцы. Скажу больше: Кировская область в реформировании местного самоуправления опережает многие регионы России. Считаю, что мы уже прошли самый трудный и болезненный период, который у многих еще впереди.

Наш закон о местном самоуправлении был принят 29 декабря 2004 года. Можно сказать, что именно тогда в Кировской области стартовала реформа. Хотя подготовительная работа велась еще раньше: по ходатайствам органов местного самоуправления неоднократно вносились изменения в Реестр населенных пунктов, изменялись границы муниципальных образований. Работа над «перекроем» административной карты Кировской области продолжается и сейчас. Второй этап реформы как раз будет связан с укрупнением муниципальных образований. Причем инициаторами этих процессов выступают сами муниципальные образования: слабые присоединяются к более сильным и перспективным соседям. Мы ставим задачу, чтобы территории, выделенные в самостоятельные административные единицы, имели достаточный экономический потенциал, чтобы обеспечить потребности своих бюджетов.

А поскольку при проведении реформы стоит задача наполнить местные бюджеты реальным денежным содержанием, в новых редакциях были приняты законы «О бюджетном процессе в Кировской области» и «О межбюджетных отношениях». Мы попытались дать муниципальным образованиям стимул к самостоятельному зарабатыванию денег - например, с помощью специального фонда поощрений за положительную экономическую и социальную динамику. Был принят целый ряд нормативных актов, передающих на уровень муниципалитетов отдельные государственные полномочия, естественно, вместе с финансовыми средствами на их реализацию.

- Какие задачи ставите вы перед собой как перед руководителем Ассоциации?

- Как один из руководителей корпоративной структуры я заинтересован в том, чтобы члены Совета получали организационные, информационные, консультационные и иные услуги, которые ими востребованы, хорошего качества. Важно, чтобы главы муниципальных образований чувствовали выгоду объединения.

С другой стороны, Совет работает настолько активно, насколько активны его члены. А наилучшим образом в Совете проявляют себя те, кто находится в постоянном поиске новых управленческих технологий, кто искренне заинтересован в становлении и укреплении местного самоуправления, росте благосостояния населения.

Ну и перед собой лично я вижу задачу в установлении прочных связей Совета с Законодательным Собранием, где продолжаю работать в качестве председателя профильного комитета. Думаю, что обе стороны - и Совет, и ОЗС - должны получить максимальную пользу от сотрудничества. Поэтому в ближайшее время мы планируем заключить соглашения о сотрудничестве с Законодательным Собранием и правительством области. Чтобы законопроекты, касающиеся вопросов местного самоуправления, еще на этапе обсуждения поступали в Совет. Если мы хотим, чтобы наши законы облегчали работу, а не препятствовали ей, мы обязаны учитывать замечания и рекомендации глав муниципальных образований.

Какие направления работы в муниципальных образованиях вы бы рекомендовали усилить в дальнейшем?

- По большому счету продолжать то, что делается сейчас - там, где это делается. А тем, кто еще не сориентировался, - перенимать опыт соседей. Собственно, в том числе на это - общение, обмен опытом - нацелена работа нашей Ассоциации. Подсказать, поддержать, помочь. Нынче мы провели три расширенных заседания - в Яранском, Оричевском и Верхнекамском районах. В заседаниях приняли участие более 250 глав муниципальных образований. Для них это была возможность откровенно поговорить друг с другом, рассказать о сложностях, с которыми они сталкиваются при реализации реформы. И тем более было приятно слышать о достижениях - пусть пока небольших, но значительных для каждого по сути.

В этом году область поддержала предложение Ассоциации и муниципалитетов и согласилась заменить дотации из областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований дифференцированными дополнительными нормативами отчислений по некоторым налогам. Воспользовались такой возможностью 12 муниципальных образований. И вот результат: в восьми из них доходы бюджета выросли. Наверное, в следующем году еще больше районов и городов предпочтут не ждать помощи из региона, а заработать на налогах самостоятельно. И это право им будет предоставлено.

Достаточно важным инструментом для наполнения местных бюджетов должна стать работа с муниципальным имуществом - причем как с объектами недвижимости, находящимися в собственности казны, так и с землей. Продавать помещения как непрофильные либо передавать их в аренду - с этим должны определиться сами муниципальные образования исходя из соображений целесообразности. Словом, работы предстоит много, и главное, что здесь нужно, - хозяйский глаз.

«Вятский край», № 118 от 27.06.2007

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 28.06.2007 15:45:16