Михаил Лихачев: мы должны встретить 2009 год во всеоружии

28 сентября 2007

1 января 2009 года заканчивается переходный период, отведенный на реформирование системы самоуправления. От того, с какими финансовыми возможностями и каким управленческим опытом подойдут к этому рубежу муниципалитеты, зависит их будущее, а значит - будущее значительной части жителей нашей области. Во всеоружии привести муниципальную власть к рубежу 2009 года - такую задачу ставит перед собой ассоциация «Совет муниципальных образований (АСМО) Кировской области».

О ее работе рассказывает Михаил ЛИХАЧЕВ, исполнительный директор АСМО, депутат Законодательного собрания, председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению.

- Хотя официальной датой создания ассоциации «Совет муниципальных образований Кировской области» считается 6 июля 2006 года, реальная деятельность началась только весной этого года. Затянулся период оформления; регистрация документов, определение структуры и формата работы ассоциации заняли более полугода.

После обсуждений была изменена и первоначальная структура комиссий ассоциации. При определении этой структуры мы ориентировались на компетенции и полномочия, которыми ФЗ №131 наделил муниципальные образования. В результате было сформировано 7 профильных комиссий: по бюджетным отношениям МО; по экономическому развитию МО; по развитию системы ЖКХ; по развитию сельского хозяйства и АПК; по развитию промышленности, транспорта, связи; по развитию муниципалитетов и муниципальной службы; по социальным вопросам; по экологии, природопользованию, лесному комплексу. И еще одна комиссия - комиссия по особенностям городов.

К настоящему моменту для четырех комиссий мы уже провели оргсобрания. Остальным планируем дать старт в сентябре - октябре. Мы полагаем, что такая рабочая комиссия должна представлять собой группу в составе 6 - 10 человек, где идет генерация предложений и рекомендаций по блоку вопросов, которые за комиссией закреплены. Как представляется, это наиболее продуктивный подход. До конца октября планируется сверстать планы работы всех комиссий.

Первым шагом нашей практической деятельности стала организация выездных кустовых совещаний по вопросам реформы местного самоуправления в районах области. С мая по август правительство области и АСМО провели 7 таких совещаний. В работе совещаний приняли участие главы районов, городских и сельских поселений, депутаты Законодательного собрания, члены областного правительства и представители департаментов, а также представители УФНС по Кировской области, главный федеральный инспектор по Кировской области. Среди основных задач этих встреч: обсуждение наиболее значимых вопросов управления в МО, обсуждение проблем и возможностей их решений, обмен позитивным опытом. Кроме того, эти встречи просто дали возможность познакомиться людям лично. Ведь многие главы соседних муниципалитетов до этих встреч варились, что называется, «в собственном соку», не выезжая из своих районов. Не находя при этом решения на первый взгляд несложных вопросов, которые у соседей уже давно разрешены.

Конечно, пока не во всех поселениях отказались от потребительских настроений, ожиданий, что кто-то должен прийти и решить их проблемы, и в первую очередь - финансовые. Поэтому у одних бытовые вопросы решены, у других - разруха. Хотя и «весовая категория» муниципалитетов не всегда равная.

Но главное - там, где главы МО оказались инициативнее и информированнее, ситуация с освещением, благоустройством, отоплением, водоснабжением перестала быть критической. Кустовые совещания позволили понять, почему у одних получается, у других нет. И что нужно сделать, чтобы получилось. В этом плане задача представляется выполненной. К тому же мы старались организовать совещания так, чтобы районы были схожи по своему экономическому потенциалу - географии, особенностям инфраструктуры, доминирующим отраслям. Очень важно, что люди лично узнали друг друга. Это одно из достижений работы этого лета.

Мы отлично понимаем, что главным, стратегическим направлением является развитие реальной экономической основы поселений. Задача необходимости разработки среднесрочных программ социально-экономического развития муниципальных образований области, поставленная губернатором области Николаем Ивановичем Шаклеиным на общем собрании членов ассоциации 14.06.2007 г., сегодня активно воплощается в жизнь. Самым важным здесь стало то, что органами местного самоуправления проведен глубокий анализ социально-экономической ситуации, который позволяет увидеть собственные возможности и перспективы развития.

Надо отметить что, для поселений, где сложно говорить о развитии в силу сложившейся социально-экономической ситуации, планы действий должны содержать мероприятия по исполнению тех полномочий, которые закреплены за ними федеральным законом № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В 2007 году в соответствии с Порядком проведения отбора инвестиционных программ развития общественной инфраструктуры муниципального значения для предоставления субсидий из областного фонда муниципального развития отобраны 23 муниципалитета области. А для тех муниципальных образований, которые испытывают трудности с устранением недочетов разработанных программ, департаментом экономического развития уже подготовлены и представлены макеты программ, даны подробные, комплексные рекомендации.

Другое важное направление деятельности АСМО сегодня - это выстраивание отношений между ассоциацией, представляющей интересы муниципалитетов, и региональными органами исполнительной и законодательной власти. Это не значит, что до нас эта работа не велась. Мы постарались ввести ее в более четкие рамки, организовать системный диалог. 18 июля было подписано соглашение о сотрудничестве АСМО и правительством области, а 25 июля - соглашение о сотрудничестве с Законодательным собранием области. Ведь крайне важно, чтобы те, кто реализует и исполняет законы на местах, имели отношение к их обсуждению и принятию.

Поэтому главная идея, положенная в основу соглашений, - необходимость согласования интересов всех сторон, участвующих в подготовке нормативных актов, связанных с муниципальным управлением. Сегодня практически во всех рабочих группах правительства области и Законодательного собрания, где так или иначе обсуждаются вопросы жизни муниципалитетов, работают члены нашей ассоциации, и мнение представителей МО учитывается. Такая экспертиза значима не только для того, чтобы интересы муниципалитетов были высказаны и отражены в законах области, программах и проектах. Экспертное участие необходимо и для того, чтобы МО чувствовали себя включенными в процесс нормотворчества и знали, что они могут влиять на принятие решений, непосредственно касающихся их жизни.

В настоящее время идет активное обсуждение новых законопроектов: «О межбюджетных отношениях в Кировской области», «О бюджетном процессе в Кировской области» и «О муниципальной службе в Кировской области». Не нужно много говорить о том, что бюджетные отношения - это основа работы любого муниципалитета, возможность для выполнения его полномочий, развития. Не менее важно определить и статус муниципальной службы и людей, на ней занятых. Мы провели обсуждение этих законопроектов на заседаниях рабочих групп, на "круглых столах", где представители МО высказали свои предложения, пожелания. Не сомневаюсь, что эти замечания найдут свое отражение в окончательных вариантах законопроектов, когда в сентябре этого года их будет принимать Законодательное собрания. Также ассоциация дала свои предложения по формированию областного бюджета на следующий год в части межбюджетных трансфертов.

Еще одним аспектом работы ассоциации является консультационно-методическая поддержка глав муниципалитетов. Сегодня в поселениях много неясностей с налогом на землю. Во многих районах имеет место серьезная нестыковка между числом налогооблагаемых участков и числом налогоплательщиков. Как результат - тысячи собственников по области не платят земельный налог. А он является одной из основных доходных статей в местных бюджетах. Работа по регулированию этой ситуации тоже возложена на администрации поселений. Для расчета налогооблагаемой базы в поселениях в начале этого года была проведена кропотливая работа: идентификация земельных участков, определение кадастровой стоимости, госрегистрация. Результаты были переданы в налоговые инспекции. Но часть этих данных там не приняли, часть - отрезали, часть - просто убрали.

Для разрешения спорных моментов и проведения консультаций сторон по вопросам земельного налога АСМО пригласила представителей УФНС. Мы постарались выстроить взаимодействие. Диалог налаживается. Сегодня есть очень много вопросов у глав МО по линии Роснедвижимости.

В будущем ассоциация планирует выступить с инициативой подписания соглашений о сотрудничестве и с Управлением Федеральной налоговой службы по Кировской области и с региональным Управлением Роснедвижимости. В этих вопросах особенно важно, чтобы люди и слушали и слышали друг друга.

Также в течение лета, в том числе в рамках кустовых совещаний, ассоциацией были организованы консультации с представителями департаментов финансов, экономического развития, энергетики и газификации, государственной собственности. На совещаниях и «круглых столах» обсуждались вопросы изменений в региональном бюджетном законодательстве, земельных отношений и разграничения муниципального имущества, организации муниципальной службы, вопросы объединения сельских поселений.

Главная задача, которую ставит перед собой АСМО, - это пробуждение инициативы и ответственности людей за свою территорию. Именно тогда в бюджетах МО будет появляться все больше средств, а у руководителей - управленческого опыта, чтобы во всеоружии встретить 1 января 2009 года, когда закончится переходный период реформы местного самоуправления.

Записал Антон Пименов

«Время МБ», № 40 от 28.09.2007

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 08.10.2007 09:06:15

Последнее изменение: 08.10.2007 09:07:21