Основной финансовый документ. Дебаты. Решения

7 ноября 2007

В сентябре депутаты Законодательного собрания Кировской области основательно подготовились к тому, чтобы октябрь посвятить бюджетным слушаниям и работе над областным бюджетом на будущий год.

В сентябре были приняты законы «О бюджетном процессе в Кировской области» и «О межбюджетных отношениях в Кировской области».

Первый закон изменил процедуру рассмотрения проекта бюджета на очередной финансовый год - теперь он будет приниматься не в трёх, как раньше, а в двух чтениях. С 1 января 2008 года изменится срок внесения проекта закона об областном бюджете на первое чтение с 5 октября на 25 сентября.

Второй закон, устанавливая межбюджетные взаимоотношения, регулирует выделение дотаций, в том числе на стимулирование развития муниципалитетов. Дотации будут получать те муниципальные образования, которые достигли наилучших результатов; при этом критерии оценки будут утверждаться правительством Кировской области. Через год - с 2009-го - в рамках долгосрочной областной целевой программы муниципалитеты смогут рассчитывать на субсидии, которые будут предоставлять под реализацию аналогичных муниципальных целевых программ на условиях софинансирования.

В октябре на расширенном заседании бюджетного комитета и пленарном заседании был рассмотрен комплекс вопросов, касающихся социально-экономического развития области, источников наполняемости бюджета и первоочередных статей расходов бюджета.

Глава департамента экономического развития при правительстве области Алексей Коршунов выступил с прогнозом социально-экономического развития Кировской области на 2008 год и на период до 2010 года. Он определяет тенденции развития региона на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации, при этом просчитаны два варианта: инерционный (худший) и оптимистичный. Предполагается активное развитие области практически по всем направлениям, которое будет выражено в росте инвестиций и зарплат, подъёме малого бизнеса, строительстве новых предприятий, снижении смертности и увеличении продолжительности жизни населения, росте темпов строительства жилья.

Проект закона «Об областном бюджете на 2008 год» прошёл через процедуру «нулевых» чтений и был в целом одобрен депутатами Законодательного собрания. При формировании доходов областного бюджета были приняты за основу показатели умеренного варианта прогноза социально-экономического развития области.

Доходная часть бюджета планируется в объёме 21,882 млрд. руб., из них собственные доходы составят 11,980 млрд. руб., или 65,3% от собственных доходов консолидированного бюджета области.

Расходы областного бюджета рассчитаны с применением прогнозируемого уровня инфляции в размере 7% и планируются в сумме 23,676 млрд. руб.

Наибольшую долю - третью часть - в них составят межбюджетные трансферты; предусмотрено увеличение расходов на социальную политику, на здравоохранение, физкультуру и спорт.

Таким образом, дефицит областного бюджета составит 1,794 млрд. руб. Для покрытия его предусмотрены дополнительные источники.

Под особым контролем депутатов были вопросы финансирования тех отраслей, проблемы развития которых в течение года рассматривались на депутатских слушаниях.

Так, например, далеко не все рекомендации, выработанные в ходе майских депутатских слушаний по теме «Состояние и перспективы развития лесного комплекса Кировской области» выполнены, т.к. требуют финансирования из бюджета. В проекте бюджета-2008 предусматривается финансирование разработки программы комплексного развития лесопромышленного комплекса, где будут отражены такие вопросы, как строительство лесных дорог.

На областные дороги в 2008 году запланировано потратить 1504,7 млн. рублей средств областного бюджета; 170 млн. рублей будет направлено муниципалитетам на ремонт автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях. В дорожное хозяйство области удалось дополнительно привлечь 518,23 млн. рублей. Таким образом, общие расходы по этой статье составят 2192,9 млн. рублей.

На приобретение дорожно-эксплуатационной техники и имущества планируется потратить 58,85 млн. рублей. Они предусмотрены в виде бюджетных инвестиций. Правительство Кировской области пообещало депутатам, что найдутся средства и на ремонт грунтовых дорог. Распределение их будет конкретизировано распоряжением правительства.

Управление акциями, которые находятся в собственности области, не приносит ощутимых доходов. Собрания акционеров не всегда принимают решения о выплате дивидендов, чистая прибыль распределяется на пополнение оборотных средств и развитие материально-технической базы обществ. При этом наиболее ликвидные пакеты акций (долей) предприятий (ОАО «Уржумский спиртоводочный завод», АКБ «Вятка-банк», ООО «Кироврегионгаз», ОАО «Кирово-Чепецкий кирпичный завод») находятся в залоге и не могут быть приватизированы.

Обсуждение вопроса финансирования сельского хозяйства на предстоящий год вновь вызвало бурные дебаты. Депутаты-аграрии настаивали на том, чтобы расходы на сельское хозяйство были увеличены с 680 до 900 млн. рублей.

Впрочем, представитель Ассоциации «Совета муниципальных образований Кировской области» в ОЗС, глава Унинского района Пётр Полянцев отметил, что с 1993 года областной бюджет увеличился в несколько раз, тон обсуждений изменился, но финансовых средств «нам всё равно не хватает». Умудрённый собственным опытом, Пётр Михайлович сказал депутатам: «Сколько бы вы ни митинговали, вам придётся бюджет принимать, потому что его рамки определены, и ни влево, ни вправо - никуда вы не уйдёте. У нас тоже были дебаты 12 лет (П.Полянцев избирался депутатом областной Думы все 3 её созыва. - Н.М.) Все рубахи изорвали - ничего не сделали, к этому же пришли. Просто пар выпустили, после этого дружно проголосовали... Технический вопрос, который надо сделать, - бюджет принять и над ним работать. Это действительно нормальный, реальный бюджет».

Предпосылки финансового благополучия региона формируются в отдельных решениях власти. В частности, для подъёма сельской экономики, по мнению Петра Полянцева, необходимо постановление правительства области, которое позволило бы под залог земельных участков брать кредиты; на доходную часть бюджета существенно может повлиять заинтересованность муниципалитетов по проведению аукционов по лесу. Что касается денег, выделяемых на дороги, то «если не будет куплена дорожная техника, то выделенные деньги не потребуются - лопатой их не освоить».

На октябрьском заседании ОЗС депутаты рассмотрели несколько целевых программ, которые непосредственно влияют на финансовое и социально-экономическое развитие области.

В первом чтении они одобрили комплексную областную целевую программу «Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года», которая направлена на укрепление экономики аграрного сектора, повышение устойчивости развития сельских территорий, увеличение занятости и рост уровня жизни сельского населения, закрепление позиций организаций АПК области на межрегиональных продовольственных рынках. Реализация указанной программы позволит создать условия эффективного и устойчивого развития агропромышленного комплекса области.

Областная целевая программа «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области на 2007-2010 годы» также рассмотрена и принята депутатами в первом чтении. Предполагается, что её реализация позволит улучшить условия проживания и коммунального обслуживания населения, преобразовать жилищно-коммунальный комплекс области в финансово и юридически самодостаточный механизм.

Планируется, что при реализации программы будет освоено 12,27 млрд. рублей, в том числе 4,93 млрд. руб. бюджетных средств и 7,34 млрд. руб. - внебюджетных. Хотя данные финансовые вложения покроют лишь 70% от реальных потребностей ЖКХ, реализация программы позволит «оживить» отрасль, которая длительное время была в состоянии глубокой стагнации.

Депутаты ОЗС внесли поправки в закон «О порядке предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета юридическим лицам», суть которых заключается в том, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, претендующие на бюджетные кредиты, приравниваются в правах ко всем другим юридическим лицам и теперь будут вынуждены представлять обязательства по возврату кредитов. К таким способам обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита, как банковские гарантии, поручительства и залог имущества, добавляются ещё и государственные и муниципальные гарантии.

Наталья Мельникова

«Деловая Вятка», № 8 от 07.11.2007

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 03.12.2007 13:10:04