Лесной акцент парламентского года

26 марта 2008

Лес - главное богатство земли вятской. Банальное и уже, кажется, затасканное, но совершенно бесспорное утверждение, определяющее стратегические ориентиры экономической политики нашей области. На чем еще строить благополучие региону, не обладающему нефтью, газом, алмазами? Поэтому закономерно, что лесная сфера всегда была в центре внимания нашей региональной власти - как исполнительной, так и законодательной. Но особенно пристальное внимание лесной проблематике стало уделяться с прошлого года - в связи с резко изменившейся ситуацией в лесном комплексе. Связано это с принятием нового Лесного кодекса, радикально повлиявшим на механизмы регулирования хозяйственной деятельности в этой сфере - как экономические, так и правовые.

Потребовалось корректировать и региональное законодательство, касающееся этой сферы, перестраивать систему работы органов власти и местного самоуправления. Не случайно именно ситуации в лесном комплексе было посвящено, можно сказать, знаковое мероприятие в Законодательном Собрании. Речь о депутатских слушаниях, прошедших в мае прошлого года. На них была поднята лесная проблематика во всех ее аспектах - в законотворческом, экономическом, социальном.

Из дотационной области - в регионы-доноры?

Вот как объяснил причину интереса депутатов именно к лесной тематике председатель Законодательного Собрания Кировской области Владимир Васильев:

- Лес на Руси всегда был предметом особой гордости, одним из показателей экономической мощи державы, ее стратегическим ресурсом. Но реалии нынешней системы лесного хозяйства таковы: куда ни кинь - всюду клин. С одной стороны, леса варварски истребляются. С другой - стареют, гниют на корню, зарастают деревьями сорных сортов.

Все прекрасно понимают, что обеспечить рост лесной отрасли - значит, помочь области избавиться от обидного статуса «дотационной», а возможно, и перейти в разряд регионов-доноров. Но сделать это невозможно без активных действий всех уровней и ветвей власти и консолидации их усилий.

На сегодня у области нет концепции развития лесной отрасли. Точнее, она уже была почти готова, но новый Лесной кодекс потребовал ее кардинальной переработки. Кроме того, субъектам Федерации были переданы дополнительные функции, поэтому Законодательное Собрание и правительство области встали перед необходимостью срочно разрабатывать собственные нормативные документы. Ждать нельзя. Нельзя допустить, чтобы жители наших лесных районов остались без леса. Ведь решение практически всех социальных проблем в этих районах зависит прежде всего от состояния местной промышленности, сети лесовозных дорог. Необходимы целенаправленное развитие мощностей по глубокой переработке древесины, поддержка малоэтажного деревянного домостроения, решение вопросов утилизации отходов лесного комплекса. И это лишь часть задач, требующих скорейшего решения.

Цель депутатских слушаний – ознакомившись с мнением специалистов, настроить на одну волну всех, от кого зависит решение задачи по качественному изменению ситуации в этой сфере.

Законы приняты - очередь исполнителей

С тех пор прошел почти год. Насколько удалось обеим ветвям власти выполнить поставленные задачи?

Об этом и шла речь на состоявшемся в марте расширенном заседании парламентского комитета по экологической безопасности, природопользованию и лесному комплексу, которому было поручено контролировать исполнение депутатских рекомендаций.

Что касается Законодательного Собрания, то оно практически полностью выполнило свои обязательства. Об этом на расширенном заседании рассказал заместитель председателя ОЗС Владимир Агалаков. Принято четыре закона, необходимых для регулирования экономических и правовых отношений в лесной отрасли. А рассмотрение еще одного закона - «Об установлении правил использования лесов для ведения охотничьего хозяйства в Кировской области» - планируется на ближайшем пленарном заседании. Принятием этих нормативных документов, подчеркнул Владимир Иванович, возможности региональных законодателей в данном вопросе исчерпываются. Далее - очередь исполнителей и всех тех, кто призван это исполнение контролировать.

Целый ряд проблем, обозначенных на лесных слушаниях, можно решить только на федеральном уровне. Повлиять на этот процесс наши депутаты могут в порядке внесения законодательных инициатив в Госдуму, что и было рекомендовано сделать год назад.

Одна из таких проблем состоит в том, что с введением нового Лесного кодекса, предусмотревшего передачу лесов лесопользователям только в форме аукциона, практически не у дел остались сельхозпредприятия и бюджетные организации, традиционно имевшие доступ к лесным ресурсам. А теперь, остро нуждаясь в древесине для обеспечения своих хозяйственных нужд, они оказались не способны конкурировать на аукционах с производственно-коммерческими структурами. Поэтому, дабы обеспечить передачу лесных участков таким организациям в безвозмездное пользование, вятские депутаты вышли в Госдуму с соответствующей законодательной инициативой. Однако инициатива поддержки в федеральном парламенте, увы, не нашла: по мнению депутатов Госдумы, она концептуально не стыкуется с самой идеологией Лесного кодекса.

Зато вторая инициатива вятских законодателей была встречена в Госдуме положительно: сроки аренды лесных участков - по договорам аренды, заключенным еще до введения нового кодекса в действие - были продлены соответствующим федеральным законом до 2009 года.

А выходить с инициативой о повышении экспортных пошлин на лес-кругляк, что стимулировало бы развитие глубокой переработки древесины внутри страны, - и вовсе не пришлось: на федеральном уровне было принято решение о повышении таможенного тарифа на вывоз круглого леса до 10 евро за кубометр, а с 2009 года его планируется поднять еще в 5 раз.

Концепции нет, но процесс пошел

Между тем вопрос об оценке деятельности в лесной сфере исполнительной власти области вызвал на заседании комитета острую дискуссию: с одной стороны, высказывались мнения о том, что работа областного департамента лесного хозяйства пока недостаточно эффективна, с другой - что проделан уже немалый объем работы и принят целый комплекс необходимых мер. В итоге было принято решение признать работу департамента удовлетворительной. А если конкретней, то правительство области с выполнением рекомендаций депутатов в целом справляется, вот только скорость этой работы недостаточна. Все находится пока, как говорится, в процессе.   Созданы   рабочие группы, разрабатываются необходимые нормативно-правовые акты.

Но то, что правительство отложило принятие концепции развития лесной отрасли региона до принятия Лесного плана области, вызвало у депутатов категорическое возражение. Концепция, по их мнению, все же должна предшествовать принятию плана, а не являться его составной частью, как об этом заявил глава департамента лесного хозяйства Владимир Кононов. Ведь в целом ряде субъектов РФ такие концепции уже приняты как отдельные документы, определяющие стратегию развития лесного хозяйства. И таких регионов в России - более четырех десятков. А наша область оказалась в хвосте.

Огромную обеспокоенность депутатов вызывают факты расхищения леса. В прошлом году они рекомендовали правительству создать при УВД специальное подразделение - лесную милицию. Однако в исполнительной власти считают, что с ситуацией вполне могут справиться государственные лесные инспекторы и лесничие. Тем более что межведомственная связь с правоохранительными структурами налажена хорошо. В работе задействован даже вертолет, с которого будут обследованы на предмет выявления нарушений законности все проблемные лесхозы.

В ближайшее время по поручению губернатора будет проведен анализ выполнения договоров аренды лесных участков и приняты меры по тем арендаторам, которые и сами лес на своих участках не заготавливают, и другим не дают. Вплоть до расторжения договоров. Резюме же депутатов звучало так: в течение двух ближайших месяцев в очередной раз проверить, на каком этапе исполнение депутатских рекомендаций. Настало время уже не просто рассуждать о перспективах, а показывать конкретные результаты. Депутат Владимир Бакин высказал, в частности, пожелание: чтобы в своих докладах представители исполнительной власти оперировали такими понятиями, как «кубометры» и «бюджетные рубли», а не «рабочие группы».

На ближайшем пленарном заседании Законодательного Собрания выводы профильного комитета будут доведены до сведения всего депутатского корпуса.

Е. Катаев

Исполнение Законодательным Собранием рекомендаций депутатских слушаний «Состояние и перспективы развития лесного комплекса Кировской области» (29 мая 2007 года)

Приняты законы:

■ Закон «О регулировании лесных отношений на территории Кировской области» разделил полномочия между правительством Кировской области, Законодательным Собранием и муниципальными образованиями. По сути, он является основной правовой базой в сфере лесопользования.

■ Закон «О ставках платы для граждан по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд» утвердил дифференцированные ставки за древесину основных лесообразующих пород. Они зависят от породы и качества древесины, плеча вывозки и некоторых других факторов.

■ Закон «О порядке заготовки древесины на территории Кировской области» установил порядок и нормативы заготовки древесины для собственных нужд жителей области.

■ Закон «О порядке заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений гражданами для собственных нужд» оставил за гражданами право на сбор ягод, орехов, грибов и других даров леса во всех лесах, за исключением особо охраняемых. Также он обязал ягодников-грибников соблюдать правила и нормы пожарной и санитарной безопасности в лесах и возмещать нанесенные убытки.

Законодательные инициативы вятских депутатов:

■ Предусмотреть в Лесном кодексе для сельхозпредприятий и бюджетных организаций такую форму, как «безвозмездное лесопользование».

Инициатива отклонена.

■ Продлить сроки аренды лесных участков до 2009 года.

Инициатива поддержана. Принят федеральный закон, который установил новые предельные сроки.

 

Лесной комплекс Кировской области

Лесом покрыто 63 процента территории Кировской области, общий запас древесины составляет более 1 млрд. кубометров. По объемам заготовки и деревообработки наш регион занимает одно из лидирующих мест в Приволжском федеральном округе и входит в число наиболее крупных производителей европейской части России.

Предприятия лесной отрасли обеспечивают почти 11 процентов от того объема налоговых поступлений, которые дает все промышленное производство Кировской области, и 3,5 процента от всех налоговых платежей в областной бюджет. Удельный вес отрасли в валовом региональном продукте составляет 10,3 процента. Лесопромышленной деятельностью на территории Кировской области занимается около 1400 предприятий. В отрасли трудятся 41,2 тысячи человек. Это 26,7 процента от занятых в промышленности и 7,6 процента от работающих во всех отраслях экономики области. Кировские предприятия осуществляют весь цикл переработки - выпускают пиломатериалы, мебель, бумагу, картон, продукцию лесной химии. Производят все: от спичек до готовых домов. Быстро развиваются высокотехнологичные производства.

«Вятский край», № 58 от 26.03.2008

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 28.03.2008 11:21:20