Власть «воюет» с рецидивом

31 марта 2008

Вот уже несколько десятилетий Кировская область входит в тройку самых неблагополучных регионов в ПФО по рецидивной преступности. Эта проблема озвучивалась не раз, однако так радикально, как в этом году, решать ее еще не пробовали.

Начнем с событий 2001 года. Тогда автономная некоммерческая организация Центр гражданских инициатив (ЦГИ) при содействии Вятского комитета по правам человека (ВКПЧ) и Совета общественного содействия (СОС) выпустила доклад «Права человека в регионах Российской Федерации. Кировская область», в котором были описаны в том числе и условия содержания осужденных в вятских колониях. Заканчивался он следующим образом: «Организаций, занимающихся судьбой людей, освободившихся из мест заключения, в регионе нет. Вопросами их трудоустройства и государственного обеспечения должны заниматься центры занятости населения, органы социальной защиты населения и другие, но фактически бывшие заключенные оказываются один на один со своими проблемами. Одной из важных причин совершения повторных преступлений является незанятость этой категории граждан. Из повторно судимых безработными являются более 60%».
 
ЕСТЬ КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ
 
За 8 лет ситуация изменилась. Сегодня за права граждан борются сразу несколько организаций. Одна из них – это комиссия по правам человека при губернаторе Кировской области. Только в 2007 году члены комиссии приняли свыше 2 тысяч человек и рассмотрели более тысячи письменных обращений.
 
И вот что интересно: половина из них – это жалобы на незаконность приговоров и решений судов, нарушение прав при защите и т. д. Еще около трети обращений – письма подследственных и осужденных, которые сетуют на применение к ним недозволенных мер воздействия в стадии дознания, необъективность при избрании меры пресечения, неправомерные действия администрации колонии, а также жалобы на условия содержания подозреваемых и обвиняемых, находящихся под стражей в спецучреждениях милиции.
 
Также представители комиссии изучили ситуацию и с обеспечением прав осужденных в 7 колониях, ознакомились с условиями содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в 10 изоляторах временного содержания отделов внутренних дел, в том числе Верх­некамского, Санчурского, Тужинского, Уржумского, Шабалинского, Яранского и других районов.
 
ПРЕСТУПНАЯ СТАТИСТИКА
 
В целом же в Кировской области наметилась положительная тенденция. В прошлом году было зарегистрировано 29 257 преступлений, уровень преступности в расчете на 100 тысяч населения снизился и составил 2 059 эпизодов (2006 г. – 2 532).
 
По сообщениям пресс-службы УВД, на 21,6% уменьшилось количество умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, на 17% – изнасилований, на 36% – разбойных нападений. Меньше было зарегистрировано грабежей, хулиганств, вымогательств.
 
Имущественные преступления по-прежнему оставались преобладающим видом – кражи составляли 43,8% от всех зарегистрированных преступлений.
 
Но есть и другая статистика: в течение 2007 года на учет в Кировской области было поставлено 6 376 лиц, совершивших повторное преступление. Причем из этого числа 574 рецидивистами стали в период испытательного срока при условном осуждении, еще 59 «оступились» во время отбывания исправработ. 637 человек совершили преступления уже в течение первого года после освобождения из мест лишения свободы.
 
ТУНЕЯДЦЫ, ХУЛИГАНЫ И АЛКОГОЛИКИ, ШАГ ВПЕРЕД!
 
Разобраться с этой ситуацией власти решили на законодательном уровне. В конце февраля состоялось расширенное заседание комитета по законодательству и местному самоуправлению, на которое были приглашены представители прокуратуры, областного суда, УВД, УФСИН, службы занятости и т. д. Все сошлись в одном – проблему рецидивной преступности нужно искоренять. А в первую очередь необходимо выяснить причины, толкающие людей на этот шаг.
 
– Росту рецидива способствуют грубые просчеты и недостатки в деятельности правовых органов, отсутствие осведомленности и тесных контактов с населением, – говорит старший помощник прокурора Кировской области по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами власти области, органами мест­ного самоуправления Андрей Рябов. – Имеются просчеты в работе службы участковых уполномоченных милиции. Ни для кого не секрет, что в некоторых случаях лучше назначать не условный, а реальный срок, исправительные и обязательные работы, штрафы. Кроме того, органы местного самоуправления не принимают мер по выделению временного жилья для лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Их работа ограничивается оказанием незначительной адресной и материальной поддержки. Причина этого – недостаток средств на проведение мероприятий, связанных с жилищными и бытовыми расходами.
 
Кроме того, по словам Андрея Владимировича, из изученных уголовных дел следует, что совершению преступлений также способствуют неустроенность лиц, их негативное отношение к труду, злоупотребление спиртными напитками, отсутствие постоянного места жительства, работы, утрата связи с род­ственниками.
Впрочем, что касается трудоустрой­ства, то здесь проблем, как говорится, нет: было бы желание…
 
ЯРАНСКИЕ БЕГУНКИ
 
В конце февраля 2006 года было заключено Соглашение о сотрудничестве между управлением тогда еще ФГСЗН и УИН Минюста России по Кировской области. Благодаря этому Соглашению сегодня осужденные получают оперативную и достоверную информацию о рынке труда, с ними регулярно проводится и проф­ориентационная работа. Более того, учреждения исполнения наказаний за 6 месяцев информируют районные центры занятости об освобождении граждан, при этом по запросу на них представляются характеристики.

В прошлом году в органы службы занятости обратились свыше 400 освободившихся граждан, из них 129 были трудоуст­роены. Еще 20 человек приняли участие в программах социальной адаптации, а 30 направлены на профессиональное обучение.

Однако работы одной службы занятости оказалось недостаточно.

Органы местного самоуправления в некоторых районах нашли свой способ сократить рецидивную преступность. Так, в Яранске, когда судимый выходит на свободу и становится на регистрационный учет, ему выдается лист-бегунок. С ним он должен побывать в органах социальной защиты, прокуратуре, центре занятости населения и т. д. В соцзащите его простимулируют материально, в центре занятости помогут в трудоустройстве, в ОВД выяснят, есть ли проблемы по месту жительства, а в районной больнице окажут необходимую медицинскую помощь.

«Такой опыт мы пропагандируем в 36 районах, – поясняет и. о. начальника управления по организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних УВД по Кировской области Сергей Окулов. – А вот с применением его на территории города Кирова возникают определенные трудности».
 
КНУТ И ПРЯНИК ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЯ
 
Между тем областные власти нашли еще один способ решить проблему рецидивной преступности. Сегодня готовится проект областного закона «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы».

Суть этого документа в следующем: работодатели будут предоставлять определенное количество рабочих мест для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и лиц, освободившихся из исправительных учреждений. При этом квота составит 2% к среднесписочной численности работников предприятия. Уволить таких работников будет не так уж просто: работодателю придется предварительно известить об этом органы службы занятости, а если дело коснется подростков, то распрощаться с ними станет возможным только с согласия Государственной инспекции труда по Кировской области и комиссии по делам несовершеннолетних.

Конечно, обязать предприятия квотировать места для данных категорий граждан никто не в силах. Единственное, чем можно заинтересовать работодателей в квотировании – льготы по местным налогам и сборам.

– Этот закон нужен области, – говорит Сергей Окулов. – Он значительно сократит уровень рецидивной преступности.

Будет ли такой закон состоятельным? Большой вопрос.

– Пока нет четко прописанного механизма «кнута и пряника», принимаемый закон исполняться не станет, – уверен начальник отдела трудоустройства и специальных программ управления ГСЗН по Кировской области Андрей Нечаев. – В федеральном законодательстве прописана ответственность работодателя только за отказ от трудоустройства инвалидов. Штрафных санкций за игнорирование требования по квотированию мест для бывших осужденных и подростков мы применить не можем. Для этого нужно внести в закон Кировской области «Об админист­ративной ответственности» соответствующие поправки.

Впрочем, этот вопрос депутаты уже обсудили. Кроме того, на территории Кировской области успешно действует закон «Об административной ответственности», где появилась статья об ответственности за бытовое дебоширство.

– Хотелось бы выразить благодарность депутатскому корпусу за поддержку этого законопроекта, – говорит Сергей Окулов. – За полгода мы зарегистрировали 1 130 протоколов по бытовым скандалам. Как результат, за 12 месяцев число бытовых убийств сократилось с 91 случая в 2006 году до 75 в 2007 году.
Юлия Андреева

МНЕНИЯ

Николай Ефремов, заместитель председателя Законодательного собрания:

- Проблема рецидивной преступности для нашей области не нова, и ее решением занимаются многие службы. Свою компетентность в этом вопросе органы прокуратуры, областного суда, УВД, УФСИН, службы занятости продемонстрировали депутатам на расширенном заседании комитета по законодательству и местному самоуправлению. Они доказали, что полностью владеют обстановкой и озабочены поисками путей решения. Депутатский корпус и правительство области, видя такое желание изменить эту ситуацию, активно сотрудничают с ними. Так, например, в настоящее время разрабатывается законопроект о квотировании рабочих мест, который, безусловно, станет еще одним решением этой проблемы. Сегодня все прекрасно понимают, что снижение уровня рецидива приведет к уменьшению количества преступлений.

Михаил Лихачев, председатель комитета ОЗС по законодательству и местному самоуправлению:

- Люди при выходе из мест лишения свободы не могут трудоустроиться. Особенно остро эта проблема стоит в районах области, где порой бывает трудно найти работу даже квалифицированным специалистам.

Сегодня мы все должны объединиться для решения этой проблемы, и каждый обязан действовать на своем уровне максимально. С появлением закона о квотировании у вышедших на свободу появится реальный шанс трудоустроиться и честно зарабатывать на жизнь. Тогда у многих не будет соблазна идти на повторное преступление, ведь в основном причина этого порой необдуманного шага - безработица и социальная неустроенность.

Евгений Сметанин, член комитета ОЗС по законодательству и местному самоуправлению:

- Проблема рецидивной преступности сложна и многогранна. Все, что сегодня делается, вскрывает лишь вершину большого айсберга. Мы пытаемся решить проблему по-старому, но у нас уже совсем иная страна, и люди думают по-другому. Большинству рецидивистов не нужны рабочие места, они просто не станут трудоустраиваться, потому что жить по общепринятым законам, принципам и правилам не хотят. С ними должны работать специалисты: криминологи, психологи, педагоги, и именно они должны сказать нам, законодателям, как помочь решению проблемы рецидивной преступности. Она, безусловно, носит комплексный характер, и квотированием мест ее уж точно не решить, хотя тем, кто оступился один раз, это может помочь вернуться к нормальной жизни. Но таких единицы, и рецидивистами их назвать нельзя.

«Товар-деньги-товар», № 3 от 31.03.2008

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 15.04.2008 11:14:28

Последнее изменение: 15.04.2008 11:28:39