Бюджет-2007: плюс-минус 700 миллионов

30 июня 2008

Редкое заседание в областном Законодательном собрании обходится без дебатов. Но июньское было особенно жарким, ведь депутатам предстояло принять исполнение бюджета Кировской области за прошлый год и поправки в текущий.

Формирование главного финансового документа региона - одна из важнейших задач, которые приходится решать депутатам Законодательного собрания. Они не только активно участвуют в обсуждении, принятии бюджета, но и контролируют его исполнение. Кроме того, многие избранники народа сами занимаются бизнесом, а значит, напрямую участвуют в пополнении доходной части областного бюджета. Это, кстати, отметил и руководитель Федеральной налоговой службы по Кировской области Александр Зудин, когда депутаты в конце мая организовали в управлении выездное заседание комитета по бюджету и налогам.

- Мы поддерживаем и приветствуем налогоплательщиков, - сказал он в начале своего выступления, - которые в полном объеме исполняют обязательства перед государством, соблюдают законодательство, своевременно представляя отчетность, и не имеют долгов перед бюджетом. Сегодня здесь собралось много порядочных предпринимателей, и я рад, что к вашей деятельности, уважаемые депутаты, у налоговых органов нет замечаний, вы показываете достойный пример ведения бизнеса.

Затем Александр Зудин перешел к главным вопросам повестки дня: об общей ситуации со сбором налогов и о проблемах, с которыми приходится сталкиваться налоговикам.

ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ УВЕЛИЧИЛАСЬ

В начале заседания руководитель УФНС по Кировской области озвучил несколько контрольных «цифр». Так, в первом квартале текущего года в консолидированный бюджет области прирост налоговых отчислений составил 1,2 миллиарда рублей по сравнению с 2007 годом. Больше всего средств принес сбор налога на прибыль - 643 миллиона рублей, на втором месте - налог на доходы физических лиц в размере 532 миллионов рублей, третье место занимает налог со специальными режимами - 125 миллионов рублей.

По итогам первого квартала налоговикам удалось обеспечить исполнение не только областного бюджета на 139,3%, но и местных на 112%. Дополнительные начисления по контрольной работе увеличились на 23%, а доля убыточных предприятий снизилась: в 2006 году их было 2,5 тысячи, сегодня - 888. Также уменьшилось с 3,7 до 2 тысяч количество организаций, имеющих нулевой финансовый результат.

Между тем осталась общая задолженность в бюджеты всех уровней, которая сегодня составляет свыше 10 миллиардов рублей. К слову сказать, это почти половина областного бюджета. Наследство это «пришло» с 1999 года и постепенно только увеличивается. Ни для кого не секрет, что больше половины общей задолженности по налогам приходится на разорившиеся предприятия. Многие собственники искусственно затягивают процедуру банкротства еще с 1993 года. Естественно, все более или менее ликвидные активы давно переведены на другие юридические лица, поэтому взыскивать долги просто не с кого.

Не менее безнадежная ситуация складывается и с задолженностью по земельному налогу.

Земли сельхозназначения в свое время делились на паи, которые потом «определяли» в совместную собственность колхозов. Со временем многие из них разорились, а пайщиков найти тоже не удается: кого-то нет в живых, и завещания они не оставили, кто-то уехал из деревни и не сообщил налоговым органам о своем новом месте жительства. Результат - почти 22 миллиона рублей общей задолженности по этому виду налогу.

ДОРОГИ И СЕЛО - ПРИОРИТЕТЫ

Впрочем, несмотря на весь негатив, депутаты остались довольны, ведь в целом ситуация с собираемостью налогов в Кировской области вполне благоприятная: плановые назначения увеличиваются каждый год, реальные налоговые поступления превышают запланированные суммы.

Кстати, именно это и насторожило на июньском заседании ОЗС депутата Валерия Туруло перед принятием закона «О внесении изменений в закон Кировской области «Об областном бюджете на 2008 год».

- Все замечания, высказанные нами в ходе предыдущих дискуссий на комитетах, были учтены, - отметил Валерий Николаевич. - И видно, что проделана большая работа по решительному использованию ресурсов. Однако меня настораживает фраза, произнесенная главой департамента финансов Еленой Ковалевой, что часть налоговых поступлений не была ожидаемой, и, соответственно, при планировании бюджета она не учитывалась. Необходимо максимально точно отражать эти показатели.

В целом же поправки, вносимые в бюджет 2008 года, серьезных нареканий как со стороны депутатов, так и со стороны Контрольно-счетной палаты не вызвали. Поэтому и соответствующий закон был принят единогласно в окончательном чтении.

Так, изменения коснутся выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений. При внесении предыдущих поправок расходы по этой статье были увеличены на 320 миллионов рублей. Сегодня на эти цели дополнительно выделяется еще около 500 миллионов.

Кроме того, на 300 миллионов рублей возросли расходы на дорожное хозяйство, в том числе на содержание и ремонт автомобильных дорог будет направлено свыше 200 миллионов рублей, остальная сумма - на их строительство. Еще на 50 миллионов увеличился объем субсидий муниципальным образованиям на ремонт автодорог местного значения.

Также увеличилось финансирование сельскохозяйственной отрасли на 100 миллионов рублей, в том числе на реализацию областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Кировской области до 2015 года» - на 80 миллионов рублей, остальные 20 будут направлены в помощь сельхозтоваропроизводителям как компенсация части затрат от гибели посевов сельхозкультур и многолетних насаждений из-за неблагоприятных погодных условий.

- Все дополнительные расходы будут осуществлены за счет увеличения доходов областного бюджета от налоговых поступлений, - поясняет Елена Ковалева. - В результате внесенных изменений параметры областного бюджета таковы: доходы составляют 24,961 миллиарда рублей, расходы - 27,433 миллиарда рублей, дефицит остается прежним - 2,471 миллиарда рублей.

А БЫЛ ЛИ ПРОФИЦИТ?

Жаркие июньские споры депутатов ОЗС вызвал проект закона «Об исполнении областного бюджета на 2007 год». Елена Ковалева отметила, что все показатели прошедшего года свидетельствуют, что поставленные задачи бюджетной политики области были выполнены в полном объеме. Контрольно-счетная палата с ней не согласилась, потому что в результате проверки обнаружила 29 нарушений. Впрочем, 26 позиций правительство области опротестовало, высказав явное несогласие с оценкой КСП, охарактеризовало их как субъективное мнение, в большинстве случаев противоречащее Бюджетному кодексу.

В общем, депутаты оказались между двух огней. Одни встали на сторону правительства, вторые, в основном представители фракции КПРФ, поддержали КСП.

Коммунистов насторожил образовавшийся по итогам прошлого года в нашем дефицитном бюджете профицит в 700 миллионов рублей.

- При вечной нехватке средств на те или иные важнейшие социальные нужды в казне к концу года остались «лишние» деньги, - негодовал Валерий Туруло. - Работу департамента финансов можно назвать неудовлетворительной, поскольку было проведено недостаточно качественное планирование и прогнозирование доходов.

- Я бы не стала давать такой категоричной отрицательной оценки деятельности департамента финансов, - возразила ему Елена Ковалева. - Бюджет вполне сбалансирован, поскольку большая часть оставшихся незадействованными денег - 577 миллионов - это целевые федеральные средства, которые перешли в бюджет этого года. А оставшиеся поступили после 26 декабря - даты завершения финансовых операций.

Ее полностью поддержал и первый заместитель председателя Правительства Кировской области Эдуард Носков, который предложил «поучиться всем желающим» основам финансирования и согласился даже прочитать парочку лекций, а КСП посоветовал «впредь уделять более глубокое внимание стратегическим вопросам планирования бюджета, а не акцентировать внимание на мелочах». Кроме того, проверяющему органу было предложено разработать новую методику для более точного прогнозирования налоговых поступлений.

Представитель КСП парировал доводы чиновника: составлять методики - не их обязанность, они только проверяющий орган и всегда свои замечания основывают на точных цифровых данных. Более того, стратегическим планированием экономики области не должны заниматься, а такие принципиальные разногласия с правительством возникли впервые.

Валерий Туруло тоже не стал молчать и согласился посетить эти курсы, правда, с одним условием, если «лектор» сядет рядом с ним «за одну парту».

Впрочем, эта острая полемика закончилась голосованием: «за» - 38 депутатов, «против» - 6, трое - воздержались. Законопроект «Об исполнении областного бюджета на 2007 год» был принят большинством голосов в окончательном чтении.

Юлия Андреева

«Товар-деньги-товар», № 6 от 30.06.2008

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 17.07.2008 12:37:46