Вятка устремлена в будущее

23 сентября 2008

В Кировской области обсуждается стратегия развития. Как значится в этом документе, к 2020 году наш регион выйдет в число лучших в России по многим показателям. В августе ее утвердили в правительстве, в сентябре она будет внесена на рассмотрение депутатов Законодательного собрания.

Что же ждет, согласно стратегии, жителей вятского края до 2020 года? Повышение качества жизни. Социальная сфера к этому времени будет представлять собой развитый комплекс качественных и доступных услуг. Кировская область войдет в число регионов-лидеров по качеству образования.

Значительно возрастет рождаемость, при этом показатель материнской смертности сократится в 4 раза, младенческой – в 2 раза, численность населения увеличится до 1,5 миллиона человек.

Заработная плата вырастет в 4,5 раза, к 2015 году ее абсолютный размер в действующих ценах приблизится к 50 тысячам рублей, к 2020 году – к 90 тысячам. Доля среднего класса в Кировской области увеличится почти в два раза по сравнению с 2006 годом и составит 65%, удельный вес населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократится с 22,2% в 2007 году до 5% в 2020 году.

И это еще не все: к 2020 году будет демонополизирован рынок жилищно-коммунальных услуг, полностью ликвидирован аварийный жилфонд, до 1,7% снижен уровень ветхого жилья. Доля платежей населения за жилфонд будет составлять не больше 8% от совокупного дохода семьи. При этом через 12 лет планируется выйти на годовые объемы строительства из расчета не менее 1 квадратного метра жилья на каждого жителя области.

Какой станет экономика области?

Сегодня наш регион развивается по инвестиционно-консервативной модели, которая подразумевает вмешательство власти лишь в оперативное решение тактических задач, не выделяя при этом основных точек роста экономики. Принимаются меры по развитию инфраструктуры, но на это не хватает бюджетных средств. За последние 15 лет ежегодная потребность в финансах на модернизацию объектов ЖКХ превышала 500 миллионов рублей в год, а фактически до 2004 года их в областном бюджете на эти цели не предусматривалось. В результате износ основных фондов ЖКХ достиг 66%.

– Будущее за так называемой инновационной моделью, – говорят разработчики стратегии. – Основана она на концентрированной поддержке приоритетных отраслей регионального хозяйства.

Ставку они решили сделать на развитие глубокой переработки древесины, целлюлозно-бумажного производства, биохимии, торфодобычи, строительной индустрии и, конечно же, агропромышленного комплекса. При этом лесопромышленный комплекс должен стать одним из основных приоритетов развития экономики.

По объемам заготовки и деревообработки область уже сейчас занимает ведущее место в Приволжском федеральном округе и входит в число наиболее крупных производителей европейской части России. К уровню 2004 года объемы переработки уже возросли в 1,4 раза. Если в 2003 году на тысячу кубометров заготовленной древесины приходилось 103 кубометра продукции глубокой переработки, то в 2007 году – уже более 145 кубических метров. И это, как видно, не предел…

В настоящее время реализуется несколько инвестиционных проектов. В их числе строительство завода по производству фанеры в Подосиновском районе и там же – механизация лесозаготовительного производства мягкой древесноволокнистой плиты. В Омутнинском районе будет создан лесопромышленный холдинг, включающий в себя лесозаготовительное производство, деревообрабатывающий комбинат по производству OSB (ориентированно-стружечной плиты) и лесопильное производство.

Самый грандиозный проект – строительство целлюлозно-бумажного комбината с объемом инвестиций порядка 35 миллиардов рублей – уже прошел первое слушание в инвестиционной комиссии Министерства экономического развития РФ.

Кроме того, в Омутнинском районе планируется организовать производство большеформатной фанеры мощностью 60 тысяч кубометров в год с оценочным объемом инвестиций 1,5 миллиарда рублей. Будет запущено производство большеформатной фанеры в городе Кирове. Подвергнется реконструкции Нововятский лыжный комбинат, здесь предстоит построить завод ориентированно-стружечных плит мощностью 400 тысяч кубических метров в год и организовать лесозаготовительное производство с годовым объемом до 1 миллиона кубометров древесины.

В целом же общий потенциал инвестиционных проектов в лесопромышленном комплексе области превысит 61 миллиард рублей в ценах 2007 года. Оборот всех организаций отрасли по деревообработке увеличится, в сопоставимой оценке, в 9 раз, по целлюлозно-бумажному производству – в 19, а отчисления от предприятий отрасли в бюджет области – в 6, а то и в 7 раз.

В результате, по замыслу стратегов, производство валового регионального продукта увеличится в 3,5 раза. В консолидированный бюджет области к 2020 году будет поступать 48 миллиардов рублей в год, тогда как в 2007 году было собрано 14 миллиардов рублей.

Законотворчество – процесс сложный

Сегодня со стратегией развития нашего региона ознакомлены все чиновники, включая глав районов, поселений и муниципальных образований. Кстати, для них проводились кустовые совещания, на которых присутствовали представители правительства области и депутаты ОЗС.

– Такая форма общения очень продуктивна, – считает депутат Николай Ефремов, заместитель председателя Законодательного собрания. – Мы действуем в едином правовом и информационном поле и нам нельзя отдаляться друг от друга.

Тем более реализация стратегии во многом зависит от глав муниципалитетов. И в настоящее время важно, чтобы они не только указали на недостатки документа, но и внесли свои предложения. Законодательные инициативы с мест важны как на этапе обсуждения и принятия стратегии, так и в ходе ее реализации.

Законодательная и исполнительная власть всегда находится в партнерских отношениях, и мы не можем не учитывать мнения глав муниципалитетов, поскольку при современной системе управления они играют важную роль в принятии и подготовке законов области. Причем для нас, депутатов, ценно общение не только с главами, но и с другими руководителями, поскольку от их правосознания зависит многое, в том числе и благополучие жителей области.

Контакт депутатов с «муниципалами» в рамках совершенствования законодательства был всегда. Но зачастую он ограничивался лишь подготовкой решений об адресной помощи муниципальным образованиям, то есть главы обращались к законодателям, когда заставляла нужда. Сегодня эту ситуацию депутаты решили изменить в корне и предпринимают меры к тому, чтобы активизировать инициативу «снизу».

– Сотрудничая с Ассоциацией «Совет муниципальных образований», – продолжает Николай Александрович, – депутаты выезжают на кустовые совещания, где рассказывают, как правильно и грамотно подготовить законодательную инициативу. Существуют регламенты и инструкции, но в них сложно разобраться, не имея практики и юридического образования. Мы подпитываем теорию живым общением и примерами.

Удастся ли поймать журавля

Между тем на прошедших кустовых совещаниях главы муниципальных образований весьма осторожно высказывались о стратегии и даже выражали некоторые сомнения по поводу далеко идущих намерений. Такую позицию понять можно – не так давно сельчане обожглись на громадье планов по развитию льноводства в области. Да и сегодняшние проблемы могут не хуже тумана заслонять светлые дали, обозначенные стратегией. Идут разговоры о сокращении на селе фельдшерско-акушерских пунктов и школ, и это не вызывает энтузиазма ни у сельчан, ни у местной власти. Поднимаются арендные ставки на землю, постоянно дорожают ГСМ, электроэнергия, и оттого становится все труднее выплачивать процентные ставки по кредитам, которые хозяйства набрали, да еще под залог имущества. На федеральном уровне введен запрет на забой животных в частных подворьях, а это может свести на нет деятельность индивидуальных предпринимателей, занимающих до недавнего времени 55-60% «мясного» рынка области…

Раздаются также высказывания, суть которых в том, что основная ставка экономического прорыва Кировской области делается на «журавля в небе». То есть предприятия, которые должны принести в область благополучие, существуют в лучшем случае на чертежах, а их строительство почти полностью зависит от неких инвесторов, которые в любой момент могут и передумать. А федеральным властям в общем-то все равно, в каком регионе будет построен завод, лишь бы налоги платились исправно. Конечно, и от наших местных предприятий ждут поступательного движения, которое без сторонних инвестиций тоже немыслимо.

Впрочем, любое сегодняшнее сомнение или предложение может пойти на пользу для совершенствования документа и уточнения прогнозных цифр. Во всяком случае, бизнес-сообщество, «высший эшелон» исполнительной и законодательная власти региона готовы к борьбе за лучшее будущее.

____________________________

Николай Липатников, президент ВТПП:

– Считаю, что стратегию сегодня нужно обязательно принимать. Я не отношусь к тем критикам, которые, читая документ, видят в нем одни недостатки. Наоборот, нашел здесь много достоинств: мне симпатичен раздел возможных достижений агрокомплекса и стройиндустрии, очень хорошо прописана газификация области. Безусловным плюсом стратегии является обращение к местному топливному ресурсу области – торфу. Конечно, степень проработки разделов документа разная. Например, мне бы хотелось большего анализа возможностей вузовской науки и применения достижений наших вятских ученых на практике с выплатой им приличных гонораров. Но в любом случае стратегия – это ориентир, вешки, которые ставятся зимой на поле для того, чтобы путник не сбился с пути…

Одна из главных проблем, с которой мы столкнемся при ее реализации, – это человеческий фактор. Стратегию должны как когда-то брежневскую «Малую землю» проработать все наши чиновники, чтобы каждый, кто придет к ним с хорошим бизнес-планом, идеей пополнения бюджета, был услышан. У нас же с такими энтузиастами подчас говорят абсолютно равнодушным тоном, давая понять, что они никому не нужны. И второе – это скептицизм, с которым некоторые относятся к стратегии. А если начал дело, в которое не веришь, то оно и не получится. У Президента Дмитрия Медведева в одном из выступлений прозвучала хорошая мысль, что если человек будет тормозить экономическое развитие подведомственной ему территории, проявлять явное неуважение к мнению и предложениям, которые должны пойти на пользу бюджетам территорий, то он должен немедленно покинуть свой пост. У нас примеров таких пока нет, а неуважение и нежелание работать есть. Всегда легче критиковать со стороны, чем самому участвовать в процессе.

Николай Коев, начальник управления по вопросам местного самоуправления администрации Правительства Кировской области:

– Я прекрасно понимаю скептические реплики. Мы многие обещания «пережили»: и к 1980 году коммунизм, и к 2000-му каждому по квартире. Всегда нужно отделять зерна от плевел. Те вещи провозглашали федеральные власти, а эту стратегию мы сами разрабатывали, нам же ее и воплощать. Поэтому она будет дополняться и уточняться новыми целевыми программами. Каждый район, поселение, муниципалитет должны найти свое место в этой стратегии. Мы будем синхронизировать ее с возможностями и перспективами роста 45 муниципальных образований области. Наша задача – поверить в то, что мы делаем. Только тогда можно увлечь людей, живущих на территории каждого муниципалитета.

У нас сложилась хорошая практика работы с главами районов и поселений. Мы обобщаем опыт муниципальных образований, распространяем его в Кировской области и выносим на рассмотрение правительства и Законодательного собрания. Все муниципальные образования должны не только говорить о недостатках и критиковать власть, но и готовить соответствующие документы (законопроекты или поправки в действующее законодательство), чтобы в рамках законодательной инициативы выйти на ОЗС. Да, это тяжело, юристы не у всех есть, но такой работой нужно заниматься. Если мы сможем выстроить стройную систему пошаговых действий, то действительно сделаем все, что прописано в стратегии.

Евгений Хоменок, депутат ОЗС, председатель комитета по бюджету и налогам в ОЗС, председатель объединения работодателей Кировской области:

– У каждого государства, региона, района есть свой план развития. У нас теперь в области он тоже появился. Главная задача – повысить качество жизни, выйти на бездефицитный бюджет и самодостаточность. Это, безусловно, большой шаг вперед.

Рассматривалось, конечно, несколько вариантов стратегии, но выбран был наилучший, когда государство в лице областного и федерального правительства контролирует и направляет процесс.

Стратегия – это ориентир, на который нужно равняться. А работать по ее реализации придется всем. У нас уже были большие проекты. Когда строился «Абсолют», мало кто верил, что такое возможно на вятской земле. А ведь построили, теперь он действует, развивается… У страха глаза велики, но глаза боятся, а руки делают.

За всеми обманами, которые пережила наша область, стояли частники. Сейчас дает кредиты, финансирует государство и не прекращает оказывать поддержку.

Что предлагает стратегия? Создание инфраструктуры. Наконец-то появятся дороги и связь. Заработная плата нивелирует инфляцию и будет способна создать условия для нормальной жизни. Появятся новые рабочие места за счет лесной, сельскохозяйственной и других отраслей, будет вестись разработка полезных ископаемых – фосфоритов и торфа. Людской ресурс сохранится и пополнится. И чтобы все это реализовать, придется всем немало потрудиться. Мне кажется, что в ближайшее время государство предпримет инициативы по повышению дисциплины.

Эти 12 лет напряженно придется работать всем. Пришло время, когда результаты работы будут оцениваться не только деньгами, но и организационными мероприятиями. И это правильно – люди будут более интенсивно работать на всех уровнях, другого пути просто нет.

Михаил Лихачев, депутат ОЗС, председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению в ОЗС, исполнительный директор Ассоциации «Совет муниципальных образований Кировской области»:

– Я ознакомился с этим документом гораздо раньше моих коллег, поскольку принимал участие в его разработке в составе экономического совета при губернаторе. Да, много вопросов, много проблем, много мнений… Но, безусловно, хорошо, когда появляется общее руководство к действию, которого не было до сих пор. Стратегия на все проблемы – кадровые, транспортные, энергетические, по привлечению инвесторов в наш регион и другие – предлагает решения. При этом они стратегические, а не сиюминутные. Все результаты, которые там прописаны, были рассчитаны по минимальным рискам. Но, несмотря на все это, многие трудно воспринимают этот документ, поскольку к той работе, что предстоит, еще не готовы. И это самый большой минус.

Плюс стратегии в том, что она отталкивается от действующих программ, но ее принятие, безусловно, станет стартом для их доработки, усовершенствования, внесения корректировок в план развития районов, поселений. Мы проанализировали все плюсы и минусы нашей работы и поняли, как слабые места сделать сильными.

На кустовых совещаниях с главами районов и поселений возникает много вопросов по стратегии, люди высказывают свои замечания. Но, если разобраться, все они решаемы. Например, школы и фельдшерско-акушерские пункты никак не могут быть градообразующими предприятиями. И когда говорят, что у нас развалилось производство из-за того, что среднюю школу сделали основной, это неправильно. Причину и следствие нельзя путать, ведь оптимизация школ, сокращение ФАПов – это следствие.

Или еще: сокращение личных подсобных хозяйств. Тут надо сказать, что сегодня область выходит на крупно-товарное производство. Конечно, определенное соотношение между этими частями нужно сохранять. Но в дальнейшем все определится: если идет крупномасштабное производство мяса, то цена реализации одна, а если скот выращивает и сдает частник, то совершенно другая. Думаю, что личные подсобные хозяйства тоже сохранятся.

Михаил Анатольевич Шевелев, директор компании «Арсо-Аудит» ГК «ПроБизнесКонсалтинг», управляющий Вятским отделением Российской коллегии аудиторов:

– Сам факт появления стратегии и ее общественное обсуждение, безусловно, повысили активность деловых кругов, одновременно создав у бизнеса эффект ожидания от властей реальных действий по реализации намеченных планов.

В соответствии с положениями стратегии наращивание уровня бюджетной обеспеченности является одним из важнейших инструментов развития и параметром, характеризующим успешность реализации как отдельных этапов, так и стратегии в целом. В основу обеспеченности консолидированного бюджета области заложено повышение собираемости налоговых поступлений, повышение эффективности управления государственным и муниципальным имуществом, а также увеличение доходов от предпринимательской деятельности областных и муниципальных учреждений. До 2020 года все перечисленные источники планируется увеличить почти в 3,5 раза, причем в сопоставимых ценах 2007 года.

За этими цифрами стоят серьезные планы не только сохранить и приумножить производство ВВП на территории области, но и в разы повысить производительность труда. Очевидно, что исключительно административными методами этого не достичь. На мой взгляд, видение долгосрочной перспективы и объем принимаемых правительством обязательств создает благоприятную ситуацию для диалога бизнеса и власти через конструктивные предложения по повышению взаимной эффективности. Если решение административных задач, например, реформирование налогового администрирования и снижение давления на малый бизнес будут осуществляться с учетом повышения привлекательности региона для проживания и ведения здесь своего бизнеса, то реализация стратегии будет иметь все шансы на успех.

Юлия Андреева

«Товар-деньги-товар», № 8-2 от 23.09.2008

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 23.10.2008 13:32:26

Последнее изменение: 23.10.2008 13:39:24