Бюджет: внутренние резервы и внешние факторы

29 октября 2008

Принятие главного финансового документа области - годового бюджета - всегда было важнейшим вопросом для жизни области, поскольку именно он на целый год определяет и качество, и уровень жизни региона, всех отраслей его социальной сферы, а во многом - и производственного сектора. И соответственно закон о бюджете был и остается одним из важнейших законов, которые рассматривает и принимает областной парламент. Вот только на сей раз вопрос этот приобрел для депутатского корпуса еще более острое звучание. Во-первых, нынче бюджет принимается не на один год, а сразу на три. И, во-вторых, сегодня процесс его принятия проходит в условиях мирового финансового кризиса, породившего множество вопросов, на которые пока нет ясного ответа даже у специалистов и экспертов.

Поэтому, как и следовало ожидать, представленный на суд областного Законодательного Собрания проект облбюджета на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов на депутатских слушаниях по данному вопросу стал предметом самого пристального внимания, а порою и острой полемики среди парламентариев. 

На фоне кризиса

Сначала - о том общемировом и общероссийском фоне, на котором происходит сегодня процесс рассмотрения облбюджета.

Евгений ХОМЕНОК, депутат областного Законодательного Собрания, председатель комитета по бюджету и налогам:

- Финансовые вливания нашего государства в банковскую систему, которые сделаны в стране в связи с кризисом, превышают 150 миллиардов долларов, вливания, которые сделаны в Европе, - полтора триллиона евро, американцы направили из бюджета в свой финансовый сектор 700 миллиардов долларов. И эти меры пока не дают нужного результата.

Кризис всеобъемлющий. Естественно, в ближайшее время какие-то быстрые меры не могут быть приняты. Когда выделили банкам средства на повышение ликвидности, то оказалось, что этого недостаточно. И проблема в другом: у них не хватает собственного капитала. Кроме того, уже сейчас ясно, что в стране будут снижаться темпы производства автомобилей, металла, темпы строительства.

Государство обозначило бюджетные приоритеты - это дороги, здравоохранение, сельское хозяйство. И, естественно, пенсионная реформа. Также важный момент - повышение зарплаты бюджетникам.

Но средства из федерального центра на это будут выделяться только для федеральных бюджетников, а для наших, региональных, мы должны изыскивать деньги сами.

В целом ситуация действительно непростая, и, возможно, нам придется пересмотреть многие наши областные целевые программы, поскольку и федеральные целевые программы тоже будут пересматриваться. Для простых граждан заметных изменений все эти явления не принесут, но нам придется работать над бюджетом более плотно в течение всего следующего года.

«Все в наших руках»

А вот как оценивают депутаты сам проект областного бюджета и перспективы его дальнейшей корректировки.

Евгений СМЕТАНИН, депутат областного Законодательного Собрания:

- В проекте бюджета меня настораживает то, что он крайне социальный. Мы порождаем иждивенчество. То есть в бюджете очень мало того, что стимулировало бы экономический рост, акцент, к сожалению, сделан на таких сферах, в которых бюджетные деньги не прирастают, а распределяются и тратятся.

Мы принимаем бюджет - это же не просто какая-то бумага, это закон, по которому мы должны жить после этого.

Я бы в первую очередь обратил серьезнейшее внимание на поддержку реального сектора экономики. Сегодня он остро нуждается в средствах, и в этом смысле те денежные ресурсы, которые предусматривает бюджет, слишком малы. Поэтому на заседании нашего депутатского комитета по экономике и энергетике мы перед принятием бюджета внесем по этому поводу свои предложения.

Что касается общемирового кризиса, то пока ярко выраженных кризисных тенденций в нашей области нет. Какие-то специальные меры сегодня принимаются руководством страны. В контексте общей концепции эти меры будут приняты и у нас.

А то, что бюджет мы принимаем на три года, - это позитивная динамика, это некое планирование - хотя бы трехлетнее, а лучше, если бы это было 5-летнее планирование. Естественно, бюджетные параметры 2010 - 2011 годов еще будут корректироваться. Тем не менее они уже предусмотрены и дают определенные ориентиры.

Сергей ЛУЗЯНИН, депутат областного Законодательного Собрания, заместитель председателя комитета по социальным вопросам:

- Основные параметры бюджета, на мой взгляд, заданы реальные, в нем сделаны правильные акценты - это рост расходов в первую очередь по социальным отраслям. Понятно, что проект бюджета еще будет дорабатываться. Поступят предложения и от депутатского корпуса, и правительство области еще что-то уточнит.

В бюджет заложен серьезный рост доходов и расходов, но он реальный, не запредельный. Конечно, хочется, чтобы бюджет был еще в два раза больше. Но где взять такие доходы? Так что у нас есть повод для того, чтобы попытаться изыскать эти дополнительные деньги.

Формируется бюджет исходя из определенных нормативов. Когда начиналась работа над ним, о кризисе еще не думали. Но это не значит, что нет возможности сейчас что-то корректировать. Мы примем его как закон, но и потом сможем в течение года над ним работать, вносить поправки, исходя из тех изменений, которые будут происходить в экономике. Все в наших руках.

Валерий ТУРУЛО, депутат областного Законодательного Собрания:

- Те меры, которые сегодня принимает государство, кардинально не изменят ситуацию, а просто дадут нам время, чтобы мы смогли разобраться в ситуации и принять решительные меры для того, чтобы в какой-то степени обезопасить экономику нашей области и включить основные ресурсы, которые у нас есть и которые находятся на сегодня в пассиве.

Понятно, что экономике сейчас нужны не краткосрочные вливания, а длинные деньги, они должны вкладываться в реальный сектор, максимально стимулировать его развитие. И понятно также, что длинные деньги должны вкладываться в инфраструктуру - дороги, связь и так далее.

Думаю, у нас есть сегодня два ресурса, на которые мы можем

ориентироваться. Первый - это земля, и необходимо запустить ее в максимальный оборот, чтобы мы были обеспечены продовольствием и сохраняли продовольственную безопасность нашей области. И второй ресурс, который мы можем активно использовать, - это лес. Но сегодня нам предлагается спекулятивная схема использования лесов. Меня беспокоит то, что лесные ресурсы будут, скорее всего, отдаваться в Субаренду, следовательно, уже на начальном этапе будет появляться спекулятивная накрутка.

Другая проблема: сегодня у нас нет кредитных ресурсов. Кредиты предприятиям заморожены. Они сейчас практически остановлены. Например, Кирово-Чепецкий химкомбинат уже остался без сырья, на него цены подскочили в 5 раз!

На мой взгляд, в области нужно создать чрезвычайный штаб, который мог бы разработать программу антикризисного управления в условиях кризиса экономики России. И не надо бояться об этом заявлять, потому что тот бюджет, который мы прописали, должен быть обеспечен системой условий для его выполнения. И он должен быть защищен, следовательно, нужны дополнительные меры, чтобы мы могли эту защиту обеспечить.

О дотациях, субсидиях и дополнительных стимулах

Бюджет - явление многогранное. В нем находит отражение проблематика самых разных сфер нашей жизни. Это и социальная сфера, и промышленность. Это и вопросы развития аграрного сектора, и проблемы финансового обеспечения муниципальных образований области. И каждый из этих аспектов бюджета достоин стать темой отдельного обсуждения.

Михаил ЛИХАЧЕВ, депутат областного Законодательного Собрания, председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению:

- В бюджете серьезно увеличиваются составляющие, связанные с финансированием муниципальных образований. Однако еще остается несколько очень серьезных вопросов, которые нам, депутатскому корпусу, совместно с правительством области и муниципалитетами, предстоит решать.

В первую очередь - это вопрос о замене дотаций муниципальным образованиям на дифференцированные нормативы по налогам. У нас в этом году 14 районов работают по такой схеме, и, конечно, всех нас обескуражила задержка с продлением действия этой нормы на федеральном уровне. Она была установлена только на 2006 - 2008 годы, и в дальнейшем возможность замены дотаций на дифференцированные нормативы действующим бюджетным законодательством не предусматривается.

А ведь эффективность этой нормы неоднократно подчеркивалась, потому что она давала главам муниципальных образований возможность зарабатывать дополнительные средства в местные бюджеты и направлять их на свои первоочередные нужды.

Однако тут есть положительные перспективы. На расширенном заседании комитета Госдумы по местному самоуправлению, где мы, председатели профильных комитетов региональных законодательных органов, принимали участие, нас заверили, что данная норма все же будет пролонгирована и, скорее всего, соответствующие поправки будут внесены в бюджетное законодательство в начале декабря этого года. Так почему бы и нам в областном бюджете не предусмотреть этот вариант заранее?

И еще важный момент. В бюджете предусматривается выделение 200 миллионов рублей на стимулирование развития муниципальных образований в течение

2009 - 2011 годов. Но, я думаю, к этой норме нам необходимо будет вернуться в течение 2009 года, чтобы в дальнейшем мы могли бы проиндексировать эту цифру на 2010 - 2011 годы.

Также нам стоит рассмотреть возможность увеличения размеров отчислений в муниципальные бюджеты федеральных и региональных налогов. Сегодня у нас транспортный налог в размере 100 процентов поступает в облбюджет. Может быть, нам здесь стоит сделать первый шаг -10 процентов отдать муниципалитетам? Для них это станет дополнительным стимулом к развитию.

Николай КИСЕЛЕВ, депутат областного Законодательного Собрания, заместитель председателя комитета по аграрным вопросам, переработке и развитию сельских территорий:

- Еще раз хочу напомнить, за что выступают аграрники. Мы выступаем за поддержку реального сектора экономики.

У нас большие средства выделяются на очень важную программу - это жилье для сельских специалистов, строительство школ и медучреждений. Но это не прямая поддержка села. А прямая поддержка нужна как воздух, потому что селянам надо сейчас гасить кредиты. А сейчас эту поддержку просить еще сложнее, потому что мы живем в условиях финансового кризиса.

Но тем не менее нам надо решить: нужен области урожай в миллион тонн зерна в год или нет? Если нужен, то сделать это смогут только 100 наиболее сильных хозяйств области, которые в состоянии распахать землю. Примерная цена вопроса - 200 миллионов рублей. Если этого не будет - увеличение зерновых площадей при этих условиях невозможно, значит, и миллиона тонн зерна не будет.

И еще нам надо принципиально решить два главных вопроса. Это кадры и техническое перевооружение села. Сегодня все сильные хозяйства хотя бы немножко перевооружились. Хотя бы по одному направлению - по земледелию или животноводству. Хотя надо бы развивать и то, и другое. Поэтому надо обязательно поднять уровень субсидирования закупок новой техники хотя бы до 25 -30 процентов. Без этого дальнейшее развитие даже лучших хозяйств будет невозможно.

Да, это опять дополнительные затраты. Но если мы собираемся сохранить в области хотя бы сотню сильнейших хозяйств, то это потребует как минимум 300 миллионов рублей. И тогда можно будет говорить об эффективности вложения средств.

И кроме того, мы уже сегодня должны закладывать в бюджет на долгосрочную перспективу дотации селу - на увеличение стоимости удобрений, топлива и так далее.

О главном

Но как бы ни оценивали депутаты те или иные аспекты проекта бюджета, какая бы критика ни звучала, есть все же некий главный вывод из всего сказанного на депутатских слушаниях.

Анатолий КОРОБЕЙНИКОВ, депутат областного Законодательного Собрания:

- Бюджет сверстан на три года. Это уже длительная перспектива. И сверстан бюджет в необычных условиях. Это довольно смелый бюджет, но бюджет для того и составляется, чтобы по нему работать и стремиться к каким-то показателям. А если просто на внешние факторы смотреть, избегая всяческих рисков, то можно и совсем не работать, ничего не предпринимать. Да, вопросы по бюджету есть, но впереди нам еще предстоит работа над ним, внесение необходимых поправок. Поэтому, я думаю, у нас все должно получиться.

Подготовил Е. КРАЕВ

«Вятский край», № 199 от 29.10.2008

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 31.10.2008 14:01:01

Последнее изменение: 31.10.2008 14:01:22