Финансовая конституция на фоне кризиса

10 декабря 2008

Итак, одно из ключевых событий в жизни области - как в социальной, так и в экономической сфере - состоялось: областное Законодательное Собрание большинством голосов депутатов приняло главный финансовый документ нашего региона - закон об областном бюджете. Причем речь идет о бюджете, сформированном не на один год, как это было прежде, а сразу на три - на 2009-й и на плановый период 2010 - 2011 годов.

Есть у нынешнего бюджета и другая принципиальная особенность - принят он в условиях разрастающегося глобального кризиса, уже успевшего выйти за рамки исключительно финансового сектора и задевшего производственные отрасли российской и в том числе вятской экономики. Что, конечно, не может не вызывать опасений по поводу перспектив исполнения этой трехлетней финансовой конституции нашего региона. Ведь сейчас даже самые искушенные эксперты не могут с уверенностью предсказать, насколько отразится этот кризис, например, на объеме налоговых поступлений, за счет которых формируется бюджет. И потому принципиально важным является мнение на сей счет тех, кто несет немалую долю ответственности за утверждение этого документа - депутатов областного парламента, давшего ему зеленый свет.

О ГОСГАРАНТИЯХ И СОЦИАЛЬНОМ ЭФФЕКТЕ

Разумеется, основная масса депутатского корпуса дает этому документу позитивную оценку, что вполне логично, поскольку большинство парламентариев проголосовало за его принятие.

Савелий ЕРМОШИН, депутат областного Законодательного Собрания:

- Во-первых, мы были обязаны принять этот бюджет. Ведь без него область - ее экономика и социальная сфера - просто не смогла бы жить. А во-вторых, важно отметить, что между принятием бюджета в первом и втором чтениях произошли заметные изменения. В частности, перераспределена расходная часть: на сельское хозяйство в 2009 году добавлено 100 миллионов рублей.

Но, поскольку главные параметры - общий объем доходов и расходов - мы изменить уже не могли, нам пришлось снять эту сумму с другой расходной статьи - с дорожного хозяйства. Таким образом выбрано более важное для области направление. Как бы мы ни относились к проблеме наших дорог, аграрный комплекс в сегодняшних условиях все же невозможно было оставить без дополнительного финансирования.

Еще один важный момент. Проектом бюджета предусматривалось предоставление в 2009 году государственных гарантий на банковские кредиты предприятиям области на 950 миллионов рублей, что крайне важно для экономики в условиях банковского кризиса - известно, какие проблемы сейчас возникли с кредитованием. Однако предполагалось, что эти гарантии будут предоставляться без права регрессного требования, то есть в случае банкротства или других финансовых проблем предприятия-заемщика по его долгам отвечала бы область своим бюджетом, иными словами - деньгами налогоплательщиков. Но депутатский корпус, считаю, проявил здесь государственный подход - в закон о бюджете внесена поправка: эти гарантии будут предоставляться все же с правом регрессного требования к заемщику, то есть все-таки ответственность так или иначе будет нести не бюджет, а тот, кто брал кредит.

Что касается принятия бюджета сразу на три года, то сделано это с учетом того, что на 2010 и 2011 год заданы лишь проектные параметры. И совсем не исключено, что эти цифры будут в дальнейшем существенно изменяться - в зависимости от реально складывающейся ситуации, от того, насколько возрастут или, может быть, уменьшатся вследствие кризиса налоговые поступления. Так что бюджет, на мой взгляд, вполне реалистичен. И что не менее важно - нацелен на поэтапное сокращение бюджетного дефицита: с каждым годом его объем планируется сокращать.

Владимир ЯГОВКИН, депутат областного Законодательного Собрания:

- Безусловно, мы, депутаты-аграрии, оцениваем принятый бюджет положительно. То, чего мы добивались при формировании бюджета, в итоге было учтено - финансирование села увеличено. Поэтому мы проголосовали за этот бюджет. Понятно, что заложенные в него цифры по финансированию сельского хозяйства все же недостаточны. Но ведь всем хочется получить больше - надо бы увеличивать расходы не только на село, но и на здравоохранение, образование, культуру, спорт. Однако мы исходим из реалий, из тех возможностей, которыми сегодня располагает область.

В целом бюджет принят вполне сбалансированный. А нынешний финансовый кризис если и скорректирует его параметры, то незначительно. Ведь основан бюджет в основном на поступлениях от тех отраслей, которые в любом случае не остановят производство. Это прежде всего агропромышленный комплекс - сельхозпредприятия, а также предприятия переработки сельхозпродукции. И если взять, например, одного из крупнейших налогоплательщиков области - Кирово-Чепецкий химкомбинат, то он также завязан на аграрный комплекс, поскольку является производителем минеральных удобрений. И значит, его продукция также будет пользоваться неизменно высоким спросом. Думаю, все это дает достаточно веские гарантии того, что бюджет будет исполнен.

Сергей ЛУЗЯНИН, депутат областного Законодательного Собрания:

- Нами принят сбалансированный и реальный бюджет. Сейчас надо будет работать над тем, чтобы его исполнить. Что, конечно, в условиях кризиса сделать нелегко. Мы уже сейчас наблюдаем, как финансовый кризис затронул и реальный сектор - нашу промышленность. И надо будет принимать меры по недопущению сокращения производства, сокращения рабочих мест. Но это уже текущая работа, а прежде чем ею заниматься, все равно необходимо было принять основные ориентиры, что мы и сделали, проголосовав за бюджет.

Если же давать бюджету общую оценку, то очевидно, что он ориентирован прежде всего на социальную сферу - здравоохранение, образование, культуру, спорт. Но бюджет и должен быть социальным. Это его основная функция. Ведь даже говоря о тех средствах, которые выделяются на поддержку экономики, на поддержку, например, малого и среднего бизнеса, мы все равно подразумеваем некий социальный эффект: это зарплаты, это рабочие места, это налоги, которые направляются опять же в социальную сферу.

«НАС НЕ УСЛЫШАЛИ»

Впрочем, ряд депутатов в своих комментариях по поводу принятого документа не обошлись и без критических замечаний в его адрес.

Сергей ДОРОНИН, депутат областного Законодательного Собрания:

- В целом наша фракция - фракция партии «Справедливая Россия » - поддержала бюджет. И должен заметить, что меня как депутата-агрария, как руководителя агрофирмы «Абсолют-агро» не может не радовать то, что в окончательном варианте бюджета существенно увеличены расходы на сельскохозяйственную отрасль. Таким образом бюджет, я считаю, направлен на обеспечение продовольственной безопасности области. Надеюсь, мы и дальше, принимая следующие бюджеты, будем двигаться в этом направлении.

Однако у меня все же есть ряд вопросов по расходной части бюджета. Это, в частности, вопрос по расходованию бюджетных средств на развитие физкультуры и спорта. В соответствующей областной целевой программе заложены средства на строительство двух физкультурно-оздоровительных комплексов - в Санчурске и Котельниче - по слишком высокой цене. А я как депутат предлагал построить не менее комфортные комплексы по другому проекту - по значительно меньшей цене. Также нами предлагается начать строительство ледового тренировочного катка в Кирово-Чепецке и за счет этого войти в федеральную программу по строительству ледовых спортивных сооружении, что позволило бы привлечь в область дополнительно 70 миллионов рублей из федерального бюджета.

Но эти предложения пока, к сожалению, не услышаны. И в целом, на мой взгляд, развитию в области физкультуры и спорта пока что не уделяется достаточного внимания. В отличие от соседних регионов, где в это вкладываются значительные средства.

Дмитрий РУССКИХ, депутат областного Законодательного Собрания:

- У меня еще до принятия бюджета в окончательном чтении были возражения по ряду направлений. В частности, это вопрос по зарплате бюджетников. Считаю, что положение врачей и учителей при переходе на новую систему оплаты их труда, который сейчас объявлен, значительно ухудшится.

Кроме того, сейчас, в условиях кризиса, мы должны были посвятить весь бюджет социальным гарантиям - это зарплаты и социальная поддержка граждан. У нашей фракции - фракции КПРФ - были соответствующие предложения, но нас, к сожалению, не захотели услышать. И в целом этот бюджет, на мой взгляд, принят в отрыве от реалий сегодняшнего дня. Мы видим, что производство на многих предприятиях останавливается, а это значит, что они не смогут платить налоги в том объеме, на который рассчитан данный документ. И следовательно, заложенные в бюджет параметры не будут соблюдены.

ОБ ИНФРАСТРУКТУРЕ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Так или иначе, бюджет принят. И те непростые экономические реалии, с которыми сейчас столкнулась страна в целом и наша область в частности, депутатами при его рассмотрении все же учитывались. Так что соответствующую критику в адрес принятого документа вряд ли можно считать справедливой.

Итак, каков же общий вывод, который можно сделать по итогам работы над бюджетом?

Евгений ХОМЕНОК, депутат областного Законодательного Собрания, председатель комитета по бюджету и налогам:

- Принятый нами бюджет направлен прежде всего на финансирование нашей социальной сферы. Это более половины бюджета. Его основные приоритеты - здравоохранение и образование. Вместе с тем значительный объем средств выделен на строительство автодорог, а это всегда являлось для нашей области сложной проблемой. Сейчас мы планируем значительно продвинуться в ее решении. Тем более что в сегодняшних условиях крайне важным является развитие именно инфраструктуры дорог, прежде всего. Так как это станет основой для роста ключевых отраслей на нашей экономики, которые сейчас порою останавливаются в развитии именно из-за отсутствия развитой транспортной сети, хороших дорог. Это прежде всего лесопромышленный комплекс - лесозаготовка и деревообработка - и ряд других отраслей.

Кроме того, мы увеличили расходы на село. В складывающихся сейчас условиях принципиальным становится вопрос о продовольственной безопасности области. И решением об увеличении финансирования села мы эту безопасность в какой-то мере укрепили.

Если же говорить о доходах бюджета, то цифры по налоговым поступлениям, заложенные в данном законе, вполне реальны. Конечно, возможны отклонения в ту или иную сторону, доходы могут быть меньше, а могут быть и больше, что также не исключено. Но это будут отклонения на несколько процентов, что принципиально на бюджете не скажется.

Опасений, что нынешний финансовый кризис существенно повлияет на исполняемость бюджетных показателей, у нас нет. Меры, которые сейчас принимаются президентом и правительством страны, не позволят ситуации выйти из-под контроля. Да и на уровне области мы приняли свои меры - предоставили гарантии области по кредитованию наших региональных банков, чтобы они могли воспользоваться теми кредитами, которые выделены на федеральном уровне системообразующим банкам страны. И таким образом у наших региональных банков появляется возможность кредитовать нашу промышленность.

Также мы в законе о бюджете прописали гарантии области почти на миллиард рублей для наших промышленных предприятий, чтобы они в свою очередь могли без проблем получить эти кредиты. А это значит, что наша экономика будет работать и платить налоги, поэтому, считаю, нет никаких оснований для тревог по поводу исполняемости бюджета.

Е. Краев

«Вятский край», № 226 от 10.12.2008

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 15.12.2008 15:36:39