Законы пишутся в будущее

11 марта 2009

Парадное лицо регионального Законодательного Собрания - пленарные заседания. Они на виду, им достается внимание коллег-журналистов. Между тем основная законотворческая работа проходит в промежутках между "пленарками": в рабочих группах, в постоянных комитетах, в аппарате ОЗС. От законодательной инициативы до принятия закона путь неблизкий. О нем корреспонденту "МК на Вятке" рассказал заместитель председателя ОЗС Николай ЕФРЕМОВ.

- Николай Александрович, давайте начнем с того, чем занимается вице-спикер?

- В составе Законодательного Собрания Кировской области 54 депутата. Трое из них работают на профессиональной основе. Председатель - Владимир Александрович Васильев, и два его заместителя: Владимир Иванович Агалаков и ваш покорный слуга. Мы выборные должностные лица.

Все депутаты ОЗС, в зависимости от профессиональной деятельности и интересов, входят в состав комитетов. Комитетов восемь, и мы с Владимиром Ивановичем Агалаковым их курируем. В мою сферу входят вопросы формирования бюджета и налоговой политики, финансов, промышленности и строительства, развития среднего и малого предпринимательства, вопросы развития областного законодательства в целом. В ведении Владимира Ивановича самый крупный блок - социальные вопросы, а также природопользование, аграрная отрасль, комитет по регламенту и связям со СМИ.

В начале каждого года мы прорабатываем план законотворческой деятельности. Запрашиваем предложения от всех субъектов законодательной инициативы, установленных Уставом Кировской области. Это областное правительство, губернатор, судебные органы, прокуратура, представительные органы муниципальных образований, депутаты ОЗС.

План этот - не догма. Тем более что приходится учитывать изменения в федеральном законодательстве, а они появляются очень часто, особенно по вопросам местного самоуправления, а также по полномочиям, которые переданы в ведение регионов. Поправок бывает очень много, и мы вынуждены вносить соответствующие изменения в региональное законодательство. Такая "подчистка" занимает довольно много времени, хотя для нас важнее написание собственных законов. Именно они заполняют ту правовую нишу, которая не прописана на федеральном уровне.

Законотворчество - не единственная форма деятельности ОЗС?

- На Законодательном Собрании лежат еще две функции - представительская и контрольная - за исполнением принятых законов. Прежде всего нас волнуют те законы, которые связаны с распределением бюджетных денег, насколько эффективно и правильно они расходуются. Это всегда самая болезненная тема. Сюда входят не только областные законы, но и исполнение национальных проектов в сфере строительства жилья, здравоохранения, образования и т.д.

Эта работа выходит далеко за рамки пленарных заседаний. Скажем, по жилищному вопросу мы приглашали для совместного обсуждения строительные фирмы. Их руководители докладывали о тех проблемах, которые имеются в отрасли. Подобное обсуждение было и по жилищно-коммунальному хозяйству. В итоге мы даем рекомендации в адрес правительства, муниципальных структур, ведомственных организаций, принимаем собственные обязательства, в конце концов. Мы не вмешиваемся в хозяйственную деятельность предприятий, но у нас есть реальные рычаги влияния, например, через государственные заказы, которые подкрепляются существенным финансированием. Здесь сталкиваются три структуры: хозяйственная организация, правительство, которое выделяет деньги из бюджетного кармана, и мы, законодатели, которые держат этот карман под контролем.

Как готовятся пленарные заседания?

- Им предшествуют рабочие группы, заседания комитетов, есть и другие формы подготовительной работы. Надо сказать, что единой структуры региональных парламентов (по количеству депутатов или по числу комитетов) в России не существует. На мой взгляд, число депутатов надо бы сократить, чтобы возросла персональная ответственность каждого депутата. Важно ведь не только присутствие на сессии, но участие в подготовительной работе, личный вклад в общий процесс.

Не секрет, что порядка 90% законопроектов - это инициативы областного правительства. Взаимодействие с правительством у нас складывается нормальное. Готовя законодательную инициативу, они тоже формируют рабочие группы, приглашают поучаствовать в них и наших депутатов. Иди, работай, доноси свое видение проблемы, отстаивай интересы твоих избирателей - вот позиция, которой мы руководствуемся.

Такой же подход практикуется и в самом Законодательном Собрании. Скажем, какой-то законопроект, прошедший первое слушание, нуждается в доработке. Формируется рабочая группа, и вовсе не обязательно, что в ней доминируют депутаты от "Единой России". Лично я, к примеру, очень удовлетворен работой независимых депутатов, в частности, Василия Куприяновича Сураева. У него точный, математический склад ума, и его участие в рабочих группах очень существенно. То же могу сказать о Савелии Петровиче Ермошине, который прежде возглавлял фракцию "Справедливой России". Для меня неважно, в какой фракции состоит тот или иной депутат, каких идейных взглядов придерживается. Мне важно, как он работает.

Как строится деятельность рабочих групп?

- Порой возникает ситуация, когда предложенная формулировка законопроекта не устраивает депутатов. При этом время поджимает. Тогда я говорю: коллеги, напрягитесь, устраиваем мозговой штурм. Очень существенна и роль аппарата ОЗС. У нас очень сильное правовое управление, в котором собрались (в количестве всего шести человек) грамотные люди. Кстати сказать, аппарат у нас по количеству сотрудников самый маленький в Приволжском федеральном округе. Поэтому на ехидненькие вопросы, дескать, все сокращаются, а вы нет, я могу ответить, что мы работали и продолжаем работать в оптимальном режиме. Мы даже не можем позволить себе такую роскошь, как иметь по одному юристу на каждый комитет.

- Сейчас в стране происходят политические реформы. Как бы Вы их оценили?

- Реформа власти - естественное явление. Что-то уходит в прошлое, что-то появляется вновь. Насколько станет лучше? Посмотрим, готовых рецептов не существует.

Региональные парламенты в ходе реформ получают дополнительные полномочия, а значит, и депутатский мандат на следующих выборах станет более весомым, да и сама избирательная кампания, надо полагать, будет происходить более напряженно. Но это нормально, поскольку ведет к усилению ответственности депутатов.

Николай Александрович, спасибо за беседу и до следующих встреч.

Евгений МИКРЮКОВ

«Московский комсомолец на Вятке», № 11 от 11.03.2009

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 16.03.2009 10:52:33