Деньги счет любят

25 марта 2009

Депутат Законодательного Собрания Кировской области Евгений Хоменок возглавляет одни из самых сложных комитетов ОЗС - по бюджету и налогам. Регулировать денежные потоки области - дело чрезвычайной ответственности, а в нынешних условиях сбалансированная бюджетная политика важна вдвойне; бюджет в кризис уже больше чем бюджет: это и социальная сфера, и настроение в обществе, и возможность наиболее безболезненно преодолеть трудный период. Наступивший год будет не самым легким для федеральных и местных законодателей. Кризис внес серьезные коррективы, которые требуют поправок в принятый закон об областном бюджете на 2009 год. О некоторых из них корреспонденту "МК на Вятке" рассказал Евгений ХОМЕНОК.

- Евгений Львович, чем занимается "Объединение работодателей"?

- На сегодняшний день мы позиционируем себя как некоммерческую организацию работодателей Кировской области "Совет хозяйственных руководителей".

Одно из главных направлений - работа в трехсторонних комиссиях, как областной, так и городской. В этом мы руководствуемся поручениями нашего президиума, наших собраний. На этих собраниях, которые мы проводим пять-шесть раз в год (причем одно из них с участием директоров минувших лет), вопросы ставят директоры. Мы поддерживаем эти вопросы и переправляем в Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), нашим депутатам в Государственную Думу, в Правительство Российской Федерации.

Это, прежде всего, вопросы, касающиеся налогообложения, в частности, снижения НДС до 12 процентов, чего мы давно добиваемся, начисления НДС по факту оплаты, а не по отгрузке. Есть вопросы по инвестиционной политике, которым мы постоянно уделяем внимание. Есть "долгоиграющие" вопросы; так, мы буквально все последние десять лет ставим вопрос о кадровой политике в стране. Речь о том, что в громадном количестве готовятся специальности, которых уже давно переизбыток - менеджеры, экономисты, юристы, бухгалтеры. Выпускников по этим специальностям по одному из годов мы насчитали более семи тысяч, а потребность в специалистах была чуть больше тысячи.

Плотная работа ведется с региональной службой по тарифам на электроэнергию и тепло для промышленных предприятий, для села, бюджетников.

Достаточно долго работали с городом, выстраивая взаимоотношения между промышленностью и муниципальной властью. Думаю, что примем участие в подготовке празднования 635-летия областного центра.

- Что побудило Вас пойти в Законодательное Собрание?

- ВОЗС я прошел по списку "Единой России". Предварительно у меня был разговор с тогдашними руководителями Кировского отделения "ЕР" о том, что если я пройду в Собрание, то работать буду только в бюджетной сфере, чтобы направлять ее в то русло, которое считаю наиболее важным. Почему именно в бюджетном комитете? Наверное, потому, что я отработал и начальником планового отдела, и заместителем директора по экономике завода «Лепсе", да и его директором был много лет. То есть у меня достаточно багажа для того, чтобы ориентироваться в новых условиях.

- Как на практике происходит формирование бюджета?

- Формирование бюджета на следующий год начнется уже совсем скоро. Первая ласточка - слушания в областном правительстве по бюджету 2010 года, которые запланированы буквально на 26 марта. На этот раз процесс составления бюджета будет гораздо сложнее, чем в предыдущие годы, когда объемы производства росли, шло, как принято говорить, поступательное движение. Сейчас мы наблюдаем сдерживание темпов роста сразу по нескольким направлениям.

В апреле рассмотрим поправки в бюджет текущего 2009 года. Они будут связаны с тем, что кризис никого не обошел стороной, в том числе и Кировскую область. Очень тяжелое положение в масштабах страны в металлургической и автомобильной отраслях, и это обстоятельство напрямую затрагивает наши предприятия - Омутнинский металлургический завод, завод ОЦМ, "Лепсе" и целый ряд других предприятий. Кроме того, опять же в масштабах страны, резко сжался кредитный портфель. То есть банки увеличивают для предприятий ставки по кредитам, требуют повышенных гарантий. Такая же жесткая кредитная политика ведется банками и в отношении физических лиц, отчего сокращается покупательская способность населения, особенно в приобретении квартир, автомобилей...

Мы ожидаем, что поступления в областной бюджет будут значительно ниже, чем в предыдущем году.

Далее на очереди рассмотрение итогов исполнения бюджета 2008 года. Будут созданы рабочие группы, согласительная комиссия.

Затем ожидается бюджетное послание губернатора. В октябре-ноябре бюджет 2010 года будем рассматривать уже вплотную.

- Надо полагать, меняется сам режим работы и вашего комитета, и Законодательного Собрания в целом?

- Практически на каждом пленарном заседании Законодательного Собрания у нас есть или новый закон, связанный с налоговой политикой, или поправки к уже действующим правовым актам, в том числе это могут быть инициативы по внесению изменений в Бюджетный кодекс.

Работаем мы и с Контрольно-счетной палатой. Ее выводы и доводы рассматриваются на комитете. В общем, могу сказать, что у бюджетного комитета всегда была большая загрузка, но в этом году она еще больше выросла.

- Правительство РФ отказалось от принятого ранее трехлетнего бюджета с тем, чтобы все усилия сосредоточить на выполнении бюджета текущего года. У нас будут подобные изменения?

- В Кировской области трехлетний бюджет пока остается. Правительство Российской Федерации перешло только на исполнение бюджета 2009 года, потому что объем работы настолько велик, что депутаты со всеми своими помощниками едва-едва справляются с поправками в текущий бюджет. С 2010 года, по словам Кудрина, Россия вновь перейдет на трехлетний бюджет.

- Каких приоритетов Вы придерживались при формировании закона об областном бюджете, в частности, на текущий год?

- У нас сразу были заявлены два приоритета (кроме приоритетных программ, принятых Правительством России): здравоохранение и строительство дорог. И в основе всего - повышение социальной обеспеченности наших граждан. На это направлялось до половины бюджетных средств. Если бы не случился кризис, в 2009 году у нас были бы хорошие перспективы в социальной сфере.

И в последующие годы социальное развитие останется приоритетным. Речь идет и о качестве здравоохранения, и об образовании, и о строительстве жилья. Не секрет, что жилищный рынок замер, к концу прошлого года у нас стояло шестьсот с лишним невостребованных квартир. К концу нынешнего года, на мой взгляд, на жилищном рынке должно произойти некоторое оживление.

Еще один приоритет - сельское хозяйство. Область у нас сельскохозяйственная, и по тем программным мероприятиям, которые мы ведем - по строительству мясных, молочных комплексов, - вместе с федеральными деньгами в село направляется около двух миллиардов рублей.

- Наверняка высветились какие-то новые проблемы, требующие вложения бюджетных средств?

- Появляются новые задачи, которых не было при формировании текущего бюджета. В частности, поддержка реального сектора экономики в связи с финансовым кризисом. В бюджете уже предусмотрен миллиард рублей на государственные гарантии для тех предприятий, которые нуждаются в кредитах, но не имеют возможности самостоятельно их взять. Несколько таких заявок уже есть, и в ближайшее время они будут рассмотрены.

- В новой ситуации учитываются прежние результаты исполнения областного бюджета?

- Как же не учитывать предыдущий год? У меня по жизни сложилось так, что, когда я делал план следующего года на предприятии или в области, я всегда основывался на фактических результатах, на том, что достигнуто. Любая теоретическая модель или формула в экономике должна быть подтверждена практикой, иначе она окажется голословной.

- В последнее время камнем преткновения стал Федеральный закон №159-ФЗ. Он устанавливает приоритетное право выкупа муниципальной и областной собственности субъектами малого и среднего предпринимательства, которые арендовали эти площади не менее трех лет. Но на практике воспользоваться этим правом никто не спешит. Хотелось бы узнать Ваше мнение по этой проблеме.

- Вопросы по этому закону действительно есть, и уже на ближайшем пленарном заседании мы выйдем в Государственную Думу сразу с двумя инициативами по внесению в него изменений. В первую очередь мы просим отсрочить время, в течение которого предприниматели-арендаторы могут воспользоваться своим преимущественным правом, - с 1 июля 2010 года на 1 января 2012 года. Это, конечно же, в первую очередь связано с кризисом - площади стоят немалых денег, а банки весьма неохотно кредитуют бизнес. Во-вторых, мы просим более четко сформулировать, что такое "недобросовестный арендатор", которому, по закону, могут отказать в реализации преимущественного права. Тот это, кто не имел ни дня задолженностей по арендной плате (следовательно, и штрафов, и пеней), или это тот, кто не имел взысканий по задолженностям через суд. Это очень важно, поскольку исключит произвольность толкований, а стало быть, сведет на нет коррупциногенный фактор.

Есть вопросы и по областному закону, которым мы установили предельный размер площадей, которые арендаторы могут выкупить, и срок рассрочки платежей. Я лично был за цифру 2500 квадратных метров, и у меня нет никаких сомнений, что это правильно. Но депутаты ОЗС на своем собрании приняли предложение правительства - 500 метров. Но возникает вопрос: а правомерны ли мы теперь изменить этот закон? (По федеральному закону регионы имели право принять соответствующие законы только до первого января 2009 года). Сейчас правомерность устанавливают юристы. Но заниматься этим имеет смысл, потому что если мы установим хотя бы 1,5 тысячи квадратных метров, то охватим 98-99 процентов малого бизнеса.

Другой вопрос - о сроке рассрочки по платежам. Когда устанавливали три года, то прежде всего принимались во внимание мнения муниципалитетов, в том числе города Кирова. Теперь многие готовы изменить свое мнение, просят увеличить этот срок. Но, намой взгляд, есть одна очень важная причина, чтобы этого не делать, - инфляция. На пятый год даже при нынешних темпах ее роста она "съест" половину платежей. Исходить надо из реальных условий жизни. Мы снова разослали по муниципалитетам запросы. Получим ответы, получим заключение юристов и будем решать.

- Как формируется бюджет Законодательного Собрания? Какие в нем статьи?

- Собственный бюджет у Законодательного Собрания есть, но это уже не мой вопрос. Это вопрос аппарата. Я могу сказать одно: бюджет им резко уменьшили, на правительстве этот вопрос уже рассмотрен. Пришел новый губернатор, он создает новую схему управления, и его, я думаю, надо поддержать. Работа первых месяцев говорит о том, что губернатор делает очень много и очень толково. По некоторым вопросам складывается впечатление, что он всегда ими занимался.

По внутренним статьям расходов (по оборудованию, транспорту) финансирование сняли. Основными расходными статьями теперь будут заработная плата и средства на представительские расходы депутатов (10 тысяч рублей). По последней статье есть разные разговоры: кому-то из депутатов этих денег достаточно, кому-то мало. Например, депутатам из районов катастрофически не хватает. У каждого ведь разные возможности. Я, например, езжу в районы всегда на своей машине. Ни здесь, ни в ОЗС служебной машины у меня нет, а поручения выполнять нужно. Так или иначе, на расходы депутатов тратится менее 15 процентов от общих расходов ОЗС. И вообще, в сравнении с соседними регионами наше Законодательное Собрание живет очень скромненько: самый маленький в ПФО аппарат, нет отдельного здания, "жилплощадь" приходится арендовать у Правительства области.

- Чем Вам приходится заниматься в качестве члена комитета ОЗС по социальным вопросам?

- В социальном комитете я никакой особенной работы не веду. Участвую в общих собраниях, довожу решения Совета ОЗС, вношу какие-то свои предложения, согласуясь со здравым смыслом и, конечно, с теми задачами, которые стоят перед комитетом по бюджету и налогам.

- Вы хотите сделать акцент еще на каком-то важном вопросе, который мы не затронули?

- Я хотел бы особо сказать вот о чем. В той непростой ситуации, в которой мы оказались, ни в коем случае нельзя забывать о подростках, заканчивающих школу, - у них должна быть возможность получить профессиональное образование. Выпускникам учебных учреждений всех уровней должно быть обеспечено трудоустройство. Или, как вариант, - получение второй специальности, которая пользуется спросом на рынке труда. Всегда, например, нужны учителя, инженеры, программисты. Работодатели должны быть настроены соответствующим образом.

Евгений МИКРЮКОВ

«proГород», № 13 от 25.03.2009

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 02.04.2009 15:05:01