Страсти по учительской зарплате

2 апреля 2009

На мартовском пленарном заседании Законодательного Собрания депутаты обсудили и приняли в окончательной редакции целый пакет «школьных» законов. Однако само по себе заседание - это заключительный этап рабочего процесса. Основное обсуждение вопросов идёт на депутатских профильных комитетах, где оттачивается каждый нюанс. А учитывая значимость упомянутой темы, на комитете по социальным вопросам было действительно жарко.

«Российская школа не имеет права быть ветхой - и в прямом, и в переносном смысле этого слова», - этой выдержкой из послания Президента страны Д.А. Медведева Федеральному Собранию начал заместитель главы департамента образования А.М. Измайлов разговор о необходимости обезопасить для школяров условия обучения. Как показал мониторинг, ряд городских и сельских образовательных учреждений требуют срочного капитального ремонта и реконструкции, и муниципалитетам одолеть такие затраты не под силу. Для приведения зданий в соответствие с требованиями надзорных служб, главным образом пожарных, в рамках областной целевой программы «Дети Кировской области» разработана специальная подпрограмма, в которой прописаны меры, позволяющие предотвратить аварийные и чрезвычайные ситуации и обеспечить безопасность детей. Делать это решено на принципах софинансирования из областного и муниципальных бюджетов. Из областной казны на эти цели уже в текущем году запланировано израсходовать 50 млн рублей, всего же потребуется около 219 миллионов. Как заметила присутствовавшая на заседании комитета глава департамента финансов Е.В. Ковалёва, деньги пойдут пообъектно, летом, чтобы не прерывать учебного процесса. Правда, в связи с принятием этой подпрограммы сократятся расходы областного бюджета на экспериментальную деятельность, предусмотренную той же целевой программой. И то сказать: если выбирать между детской безопасностью и «экспериментами», первое куда важнее. В результате спокойно учиться смогут более 4 тысяч школьников.

Некоторые депутаты высказали недоумение, что по поводу безопасности школ заговорили только сейчас. Однако представитель департамента образования внёс ясность, подчеркнув, что ремонтом и реконструкцией образовательных учреждений активно занимаются уже лет пять, поэтому в последнее время уже 97 процентам из них пожарный инспектор не страшен.

Депутат А.В. Бусыгин поинтересовался, когда же приведут в норму спальный корпус Советского лицея, который закрыт за несоблюдение противопожарных требований. В нём проживали более 100 ребят из 12 районов области, которых были вынуждены отпустить домой задолго до каникул. И в то же время заметил, что нельзя в принципе замалчивать обстановку с пожарной безопасностью. В том же лицее из-за отсутствия пожарной лестницы ребята в случае беды могут оказаться отрезанными от спасения. Комментируя ситуацию с противопожарной безопасностью учреждений образования, социальной и культурной сфер, в которых выявлены нарушения, заместитель председателя правительства А. А.Галицких отметил: «Главный российский пожарный инспектор, посетив нашу область, предложил принципиально новые способы решения этой проблемы, в том числе по Советскому лицею».

Размеренный ход заседания был нарушен, едва приступили к обсуждению поправок в областной закон об образовании. Изменения эти обусловлены прежде всего необходимостью отрегулировать переход на отраслевую систему оплаты труда. Кстати, по этому поводу в социальный комитет пришло немало обращений от педагогических коллективов. Учитывая социальную значимость принимаемого законопроекта, на заседание, помимо Е.В. Ковалёвой и А.А. Галицких, была приглашена председатель обкома профсоюза работников образования и науки Т.А. Макеева. Споры в основном разгорелись вокруг так называемых «сельских» - 25-процентной надбавке к зарплате учителей, работающих в сельских школах. Педагоги опасаются, что они существенно потеряют в зарплате в связи с переводом этих выплат из разряда «окладообразующих» в «стимулирующие». Их не устраивает, что эта выплата пойдёт не подкрепленным законодательно дополнением к окладу. «Никто не отменяет 25-процентную выплату сельским педагогам, - пытался убедить собравшихся А.А. Галицких. - Да как вообще можно говорить об отмене «сельских» в нашей области, которая, по сути, является сельской?» Как пояснил Александр Александрович, эти доплаты всего лишь перешли из одного нормативного документа в другой - в положение об оплате труда работников образования. А гарантией их выплаты служит областной закон о финансировании учреждений образования, где норматив оплаты определён в денежном эквиваленте и прописаны повышающие коэффициенты. «И до тех пор, пока вы, депутаты, не внесёте изменений в этот закон, сократив норматив или изменив коэффициенты (а я надеюсь, делать вы этого не будете), эти 25 процентов «сельских» гарантированы и законодательно, и бюджетно», - подчеркнул представитель облправительства. Кроме того, в конце февраля главой департамента образования А.М. Чуриным издан приказ об обязательности этих выплат. А учитывая, что большинство школ находятся в ведении муниципалитетов, соответствующее распоряжение ушло на места и от губернатора Н.Ю. Белых.

Наша область с начала года включилась в процесс по переходу на новую отраслевую систему оплаты труда бюджетников. Первыми перевели свои бюджетные организации на новые условия оплаты труда пока лишь Зуевский, Свечинский районы и город Слободской. Основная масса муниципальных образований переводит свои школы на отраслевую систему с первого апреля, некоторые - с июля и сентября. Ситуация тщательно отслеживается, а это позволяет сделать вывод, что в учреждениях, где труд педагогов уже оценивается по-новому, зарплата меньше не стала. Такова, по крайней мере, официальная точка зрения, основанная на статистике и личных беседах с учителями и директорами школ.

У депутата А.Ф. Шумиловой иной взгляд на происходящее. Занимаясь полгода этим вопросом, она пришла к выводу, что пока новая система «выдаёт» одни минусы. Гарантированная базовая ставка сельских учителей стала значительно ниже, чем была по старой тарифной сетке, а чтобы добрать её стимулирующими выплатами, тех 10 процентов областного бюджета, которые формируют фонд оплаты труда, при нынешней кризисной ситуации явно недостаточно. И непонятно, чем эту недостачу компенсировать. «Если мы переводим «сельские» в разряд стимулирующих, то должны чётко представлять, откуда будем брать на это деньги. Без увеличения фонда оплаты труда нет смысла переходить на новую систему. Я считаю, что делать эти выплаты дополнением к окладу, по крайней мере, преждевременно».

Отрицательное отношение педагогов области к реформированию зарплаты донесла до депутатов Т.А. Макеева, считая, что весь смысл реформы - в оптимизации. В одном только Афанасьевском районе за одну неделю марта сократили 41 работника образования. А всё потому, что фонд оплаты «съедается» повышенным МРОТом, и, чтобы его сбалансировать, требуется сокращение «ртов». По мнению профсоюзной стороны, базы для стимулирования в сельских школах попросту нет, а в выигрыше пока только обслуживающий персонал (за счёт повышения МРОТ) да руководящий состав, но не учитель, который работает непосредственно с детьми, - вот и весь разговор о повышении качества образования и дифференцированной оплате труда.

Безусловно, сам процесс перехода на новую систему оплаты сложный, поэтому и мнения на этот счёт неоднозначные. Депутаты даже усомнились в основном - стимулирующем - принципе новой зарплаты, уходе от уравниловки, считая, что в роли обиженных оказались учителя-стажисты (больше повезло начинающим). Галицких согласился с тем, что при нынешнем состоянии бюджета трудно говорить о стимулирующем начале, но при этом подчеркнул, что переход на новую систему оплаты подразумевает иные принципы её формирования, и нужно время, чтобы этот механизм стал понятен каждому. Сегодня закладываются нормативные основы новой системы. А появятся в бюджете деньги - увеличатся и норматив, и стимулирующая составляющая.

Выслушав и обсудив разные мнения, члены комитета постановили взять под особый контроль реализацию закона и через месяц-два пригласить на своё заседание представителей районов, уже имеющих опыт работы. А кроме того, рекомендовать органам местного самоуправления при разработке нормативных актов по оплате труда обеспечить обязательность стимулирующей выплаты сельским специалистам, департаменту же -всерьёз заняться разъяснительной работой среди учителей, ведь именно отсутствие должной информации и сформировало негатив вокруг этого вопроса. Все рекомендации были записаны в постановление Заксобрания и учтены при вынесении парламентариями окончательного вердикта.

Марина СТЯЖКИНА

«Кировская правда», № 39 от 02.04.2009

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 03.04.2009 10:47:48

Последнее изменение: 03.09.2010 15:54:20