«Сельские» теперь не льгота, а стимул

15 апреля 2009

На последнем заседании Законодательного Собрания депутаты приняли поправки в Закон "Об образовании в Кировской области". Одна из них связана с отменой такой меры социальной поддержки сельских учителей, как 25-процентная надбавка к окладу. Это не означает, что они лишатся доплаты. Данная гарантия будет предоставляться им в виде выплат стимулирующего характера, что зафиксировано в другом нормативном акте - в положении об оплате труда работников образования.

Похоже, что именно слово "стимулирующих" всполошило учителей и взбудоражило общественность: раньше доплату получали только за то, что приехали в село и поступи ли на службу в школу. Словосочетание "стимулирующего характера" звучит не очень-то определенно. Менять что-то в своей работе? Искать новые методики, экспериментировать, проводить открытые уроки, доказывать свою квалификацию? Кому нужны такие сложности?

Между тем переход на отраслевую систему оплаты труда не просто предрешен, но и необратим. И один из основных принципов этой системы - дать большую самостоятельность, в том числе финансовую, администрации учреждений. В данном случае - школ. То есть директор сам вправе решать, как поощрять своих сотрудников - в рамках отведенной сметы.

Из Закона Кировской области № 269-ЗО от 1 октября 2008 года "Об оплате труда работников областных государственных учреждений"

"Статья 2

Отраслевые системы оплаты труда основываются на следующих принципах:

1) соблюдение государственных гарантий по оплате труда работников, установленных трудовым законодательством;

2) обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы без ограничения ее максимальным размером.

Статья 3

Отраслевые системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кировской области и включают в себя оклады (должностные оклады), ставки заработной платы; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера".

Казалось бы, все очень хорошо и правильно: кто лучше директора знает возможности своих учителей и то, как они реализовывают свой творческий и профессиональный потенциал? Но на самом деле не все так просто, как казалось бы. Ибо здесь включается пресловутый "человеческий фактор", который, между прочим, чаще всего является главной причиной не только авиа-, но и техногенных катастроф. И действительно, где гарантия, что стимулировать будут не профессионализм, а личную, например, лояльность к руководству? "Новая система оплаты труда действительно прогрессивна, - приходилось слышать от сведущих людей, - но только в том случае, когда она отработана до автоматизма. Период "обкатки" и "притирок" неизбежен, через него надо пройти. Плохо, что он по времени совпал с финансовым кризисом".

Подобные мысли звучали и в комитетах Законодательного Собрания, где предварительно рассматривался этот вопрос, и в самом пленарном заседании; было сломано немало копий. Доводы областного правительства убедили почти всех депутатов. По большому счету, вопрос оставался только один: есть ли гарантия, что зарплата учителей не уменьшится? Зампред правительства, Александр Галицких, курирующий образовательную сферу, ответил, что принят приказ департамента образования, в котором дано распоряжение считать выплату в размере 25 процентов от должностного оклада к ставке зарплаты обязательной для установления. Но проблема в том, что большинство сельских школ находится на балансе муниципалитетов и областное правительство не в праве давать им подобные указания - только рекомендации. Что и было сделано: в районы направлены письма, в которых рекомендовало данную выплату признать обязательной, как и в областном центре. Дело правительства и депутатов - проконтролировать, как это выполняется. Потому что с законом все в порядке - дело в исполнительской дисциплине.

В результате 38 депутатов проголосовали "за", 12 - против, а трое - воздержались. Поправки в закон об образовании были приняты.

Андрей ГУДОВ

___________________________________

ВОПРОСЫ ДЕПУТАТОВ

Александр РЯЗАНОВ, член ПП "Либерально-демократическая партия России":

- Ко мне приходит много писем от педагогов, которые работают в сельских школах и детских садах. Их очень настораживает тот факт, что 25-процентная надбавка переводится из окладообразующей в стимулирующую выплату. Хотелось бы порекомендовать правительству более плотно сотрудничать с профсоюзами при работе над такими законами.

Альсина ШУМИЛОВА, член депутатской группы "Независимые депутаты":

- Вы говорите все верно, но когда мы начинаем считать на местах, у нас почему-то многие вещи не сходятся. Получается, что гарантированная часть оплаты сельских учителей стала намного меньше, чем по старой тарификационной сетке, хотим-не хотим, но потеря в заработной плате будет. У меня два вопроса: какая гарантия восполнения этой потери и не является ли это просто-напросто экономией бюджетных средств?

Валерий ТУРУЛО, член депутатской группы " Независимые депутаты":

- Учитывает ли новая система инфляционную поправку и не вступим ли мы в перспективе в противоречие из-за того, что убираем из закона обязательные льготы и гарантии, оставляя их в подзаконных актах?

Сергея Лузянин, член фракции "Единая Россия":

- Я внимательно всех выслушал. Сужу с точки зрения логики и математики, Если денег не хватает, то не хватает и при той, и при другой системе оплаты. А если деньги будут, так они везде будут. Есть норматив, который мы принимали, и, так я понимаю, мы его не понизим. И если сказано, что нельзя эти деньги тратить на кочегаров и прочих рабочих, так пусть районные товарищи, ответственные за школы, и отслеживают это правило. Пусть они выходят на районные прокуратуры и требуют, чтобы эти деньги шли на оплату педагогов, а не куда попало. Так будет быстрее и доходчивее. И для учителей в том числе, которые письма нам пишут. Они же пишут оттого, что им никто ничего не разъясняет! Им пришли и сказали - завтра будет меньше денег. Потому они в штыки все и восприняли.

Доводы ПРАВИТЕЛЬСТВА

"Переход на новую отраслевую систему оплаты труда во всех бюджетных сферах предполагает совершенно новые принципы формирования в бюджете оплаты труда. Во многом эти принципы заимствованы из внебюджетной, бизнес-сферы. Но в эту сторону мы обязаны двигаться: мы должны стимулировать труд и оплачивать его по результату".

"Расходы областного бюджета на финансирование школ увеличиваются с каждым годом, тогда как количество школ и число учащихся уменьшается. Достаточно простой арифметики для того, чтобы понять, что зарплаты педработников при этом растут".

"Учитель, пришедший работать в сельскую школу после института на полторы ставки (27 часов в неделю), по единой тарифной сетке получал по 2475 рублей, с "сельскими" (по старому начислению) - 4640 рублей 63 копейки. При такой же нагрузке по новой системе с 1 января он получает 6750 рублей".

ДЕПУТАТСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Органам местного самоуправления муниципальных образований - устанавливать стимулирующие выплаты за работу в учреждениях, структурных подразделениях, расположенных в сельских населенных пунктах, в размере 25% от оклада должностной ставки заработной платы. Не допускать снижения заработной платы работников муниципальных бюджетных учреждений без учета премиальных выплат при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ такой же квалификации.

Департаменту образования - продолжить информационно-разъяснительную работу по этому вопросу и поставить на контроль реализацию закона.

Через два месяца решено вернуться к рассмотрению вопроса и заслушать, как осуществляется реализация закона на местах. «Московский комсомолец на Вятке», № 16 от 15.04.2009

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 20.04.2009 12:47:40

Последнее изменение: 03.09.2010 15:53:10