Законодательное собрание: 15 лет спустя

9 апреля 2009

В этом году Законодательное собрание Кировской области отмечает свое 15-летие.

За полтора десятка лет в структуре законодательного органа власти Кировской области произошло немало перемен. При этом каждый из четырех созывов внес в законодательство вятского края свой вклад.

I СОЗЫВ

47 депутатов первого созыва избирались на альтернативной основе по одномандатным избирательным округам. Им пришлось «прописать» правовое поле для собственной деятельности, а также конкретизировать правовой статус региона, его управленческих и общественных институтов. Именно этими депутатами был разработан и принят Устав Кировской области, законы «О гербе Кировской области», «О дне Кировской области», «О статусе депутата Кировской областной Думы» и т. д. Большинство из них, претерпев многие редакции, действуют и поныне. Тогда же были сформированы постоянные комиссии, охватывающие все сферы хозяйственной и общественной жизни.

II СОЗЫВ

Депутатам второго созыва предстояло пережить вместе с согражданами дефолт 1998 года, встретить новое тысячелетие, значительно расширить законотворческую деятельность, наладить сотрудничество с коллегами из соседних регионов. Именно этот созыв был самым продуктивным на законотворческую деятельность. Депутаты приняли 236 законов (для сравнения: первый созыв принял всего 36 законов), 602 постановления и 7 законодательных инициатив. На пленарные заседания депутаты второго созыва собирались 40 раз.

III СОЗЫВ

Третий созыв запомнился в первую очередь благодаря своим структурным изменениям: в силу различных обстоятельств тогда в областном законодательном органе сменились три спикера.

Также в этом созыве появились новые комитеты: по промышленности, ЖКХ, строительству, транспорту и связи, по развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса, по законодательству и вопросам местного самоуправления.

В марте 2002 года была создана Контрольно-счетная палата Кировской областной Думы и принят соответствующий закон. Основная функция нового органа -контроль за расходованием бюджетных средств. В июле того же года в соответствии с изменениями, внесенными в Устав Кировской области, областная Дума была переименована в Законодательное собрание.

ОЗС СЕГОДНЯ

Четвертый созыв, который работает и сейчас, тоже имеет свои особенности. Впервые депутаты приняли трехлетний бюджет и стратегию развития Кировской области до 2020 года. Деятельность этого созыва проходит в пору политических реформ, инициированных президентом страны. Свои коррективы в деятельность парламентариев вносит и финансовый кризис.

Выборы нынешнего состава ОЗС состоялись 12 марта 2006 года. Двадцать семь депутатов были избраны по одномандатным избирательным округам, столько же – по партийным спискам (повторно в Законодательное собрание прошли 14 депутатов). Политический аспект в четвертом созыве стал доминирующим, преобладающее большинство мандатов получили депутаты-единороссы. Помимо этого сложились еще четыре партийные фракции, а также группа независимых депутатов. Свидетельство зрелости этого депутатского корпуса – умение преодолевать межфракционные конфликты, искать и находить компромиссы в интересах самых разных социальных групп. Как это удается делать и какие законодательные инициативы продвигают избранники народа, лидеры фракций рассказали общественности.

Владимир Васильев, председатель ОЗС:

- Наше Законодательное собрание исторически является преемником представительных органов власти - земских изб, губернских земских управ, Вятских губернских Советов, Советов народных депутатов.

За 15 лет своего существования оно заняло в системе органов власти прочное место, определенное Конституцией РФ и Уставом Кировской области.

Депутатами первого, второго и третьего созывов были приняты законы, позволившие выстроить систему органов власти в Кировской области, обеспечить стабильность при осуществлении масштабных социально-экономических преобразований.

Парламент четвертого созыва приоритетом своей работы определил повышение эффективности законотворческого процесса через усиление взаимодействия с органами исполнительной власти и местного самоуправления, специалистами, учеными и практиками, широкой общественностью.

Герман Гончаров, заместитель руководителя фракции «Единая Россия»:

- Результаты деятельности Законодательного собрания Кировской области -это совместная работа всех депутатов. Говорить о том, что та или иная фракция одна принимала какие-то решения на пленарном заседании, нельзя. Законодательные инициативы поступали от каждой фракции.

Фракционная работа зародилась еще в третьем созыве - именно тогда создавались первые депутатские группы. А сегодня уже можно сказать, что формируется политическая система страны. При этом очень важно, что нет однопартийности. В споре рождается истина!

Фракцией «Единая Россия» было подготовлено 24 законодательные инициативы в Госдуму РФ, и многие из них нашли поддержку. Например, Федеральный закон «О приостановлении действия отдельных положений Жилищного кодекса РФ» (вопрос касался технической инвентаризации общего имущества в многоквартирных домах), законы «О внесении изменений в ФЗ «О ветеранах ВОВ», «О государственной социальной поддержке ветеранов ВОВ»: «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ» и т. д.

Было направлено немало депутатских запросов, обращений в адрес Госдумы и Правительства РФ. Все они касались социально значимых проблем для жителей Кировской области. В частности, мы выходили с обращением по вопросу реконструкции трассы федерального значения «Вятка». Неоднократно поднималась нами и тема аварийного и ветхого жилфонда.

Кроме этого, единороссами было направлено обращение Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину «О принятии мер по поддержанию ликвидности банков». Правда, пока что средства, выделенные Правительством РФ на эти цели, до реального сектора экономики не дошли.

Герман Бабошин, заместитель руководителя фракции «За социальную справедливость»:

- Бытует мнение, что фракции «воюют» между собой, но это не так. Все наши разногласия помогают прийти к единственно верному решению.

Наша фракция «За социальную справедливость» поддержала закон «О ветеранах труда Кировской области», благодаря которому около 12 тысяч жителей области стали получать дополнительные пособия в размере 300 рублей. Также мы выходили с инициативой о внесении поправок в закон о спорте в части социальной поддержки заслуженных тренеров и мастеров спорта. К сожалению, пока нас не поддержали.

Наша партия готовит новые законодательные инициативы. Одна из них - «заморозить» стоимость льготного проезда в общественном транспорте.

Сергей Мамаев, руководитель фракции «КПРФ»:

- В Государственной Думе парламентские фракции существуют на протяжении всего постперестроечного периода. Поэтому создание их на уровне регионов -шаг, во-первых, необходимый, а во-вторых, закономерный.

Каждая фракция в ОЗС выражает позиции определенных слоев населения: тех людей, которые голосовали за партию. Это, я считаю, один из демократических принципов государственности. В то же время каждая партия имеет право выступать на заседаниях ОЗС, вносить свои предложения, законодательные инициативы.

Наша фракция трижды выходила с законодательной инициативой по предоставлению льгот по оплате жилья инвалидам, приватизировавшим свои квартиры. К сожалению, данный вопрос до сегодняшнего момента остался нерешенным.

Также коммунисты принимают активное участие в работе по поддержке детского и юношеского спорта. Мы всегда открыты для диалога и озвучиваем многие вещи так, как это не сможет сделать ни одна другая фракция.

Андрей Бусыгин, руководитель фракции «ЛДПР»:

- Многопартийность дала возможность существования в нашей стране оппозиции.

Для нас сегодня очень важно не разрушить то хрупкое равновесие, которое сложилось между, казалось бы, взаимонеприемлемыми идеологиями. У каждой партии свое мировоззрение, свой взгляд, и когда мы их складываем, то получаем общее решение. И в этом смысле роль фракций в жизни ОЗС трудно переоценить. Если оценивать ее по пятибалльной шкале, я бы поставил «шесть».

Наша фракция своевременно внесла поправки в бюджет области 2008 года, которые поддержало абсолютное большинство депутатов ОЗС. Это позволило избежать потери из бюджета 950 миллионов рублей. Мы инициировали предложение о проведении правительственного часа, которое тоже было одобрено депутатским корпусом. Благодаря этому сегодня мы имеем законное право попросить представителей Правительства Кировской области отчитаться о действиях по тем или иным решениям, выразить недоверие тому или иному должностному лицу.

В настоящее время члены фракции работают над облегчением налогового бремени малому бизнесу, необходимый законопроект будет вынесен уже на следующее пленарное заседание.

Я лично работаю над поправкой в закон «Об образовании в Кировской области», который позволит восстановить справедливость в вопросах бесплатного образования для значительного количества обучающихся в частных учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию.

Юлия Андреева

«Товар-деньги-товар», № 3 от 09.04.2009

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 24.04.2009 12:19:51

Последнее изменение: 03.09.2010 15:53:49