Малый бизнес вздохнет свободней

27 апреля 2009

23 апреля на очередном заседании Законодательного Собрания Кировской области принят Закон «Об установлении на территории Кировской области дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщиками, избравшими объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов».

Идея и цель закона понятны и очень своевременны - снизить налоговое давление на малый и средний бизнес.

Инициатива в подготовке законопроекта принадлежала депутату ОЗС Юрию Львовичу ШЛЕМЕНЗОНУ. «Время МБ» попросило его прокомментировать суть закона и какой экономический и социальный эффект от него ожидается.

- Юрий Львович, как возникла идея подготовки законопроекта?

- Осенью прошлого года было опубликовано постановление Правительства РФ о снижении налоговой ставки для предприятий с упрощенной системой налогообложения с 15 до 5% и предложено регионам рассмотреть этот вопрос. Я решил поддержать его. Поэтому и вышел с законодательной инициативой по принятию областного закона о снижении налоговых ставок на предприятиях малого и среднего бизнеса. Инициатива была оформлена документально, и началась детальная проработка проекта.

Последствия мирового кризиса уже ощущались, и я понимал серьезность возникшей ситуации для экономики региона. Тем не менее считал и считаю, что в условиях кризиса малому и среднему предпринимательству для его выживания и развития как никогда нужна государственная поддержка.

У моей инициативы было немало оппонентов и в Законодательном Собрании, и в бывшем правительстве области, и наши разногласия были связаны, во-первых, с разным толкованием подхода к дифференциации налога, во-вторых, до каких значений снижать налоговые ставки.

Напомню читателям, что на заседании координационного совета по развитию предпринимательства при правительстве Кировской области, которое состоялось в декабре 2008 года, в числе планируемых в регионе антикризисных мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, был назван закон «Об установлении налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения на территории Кировской области». Будущий закон предусматривал снизить налоговые ставки с 15% до 5% предприятиям, применяющим упрощенную систему налогообложения и работающим в сфере лесодобычи и деревообработки, производства мясных, молочных продуктов, хлеба и хлебобулочных изделий, стройматериалов и в ряде других отраслей, которые соответствовали приоритетным направлениям развития региона.

- Я считаю, что дифференциация налога по отраслевому принципу - это коррупционный подход, так как перечень приоритетных отраслей зависит от чиновников и в нем были заинтересованы лица, работавшие в то время в правительстве области. Я категорически против отраслевого подхода и сумел убедить в этом депутатов Заксобрания.

Вопрос об отраслевой дифференциации предприятий я обсудил с коллегами из регионального отделения федеральной организации «Деловая Россия», которое возглавляю, а также из других регионов страны, с налоговиками, и все согласились, что здесь присутствует серьезная коррупционная составляющая. Мы же предложили принципиально иной подход к дифференциации, который объективен ко всем малым и средним предприятиям и исключает всякую дискриминацию.

Законопроект мною готовился вместе с рабочей группой под руководством В.В. Коромысловой, начальника областного управления развития предпринимательства, народных промыслов и ремесел. В результате совместной работы с новым составом правительства области, которое пошло на конструктивный диалог, хотя по отдельным вопросам и были разногласия, законопроект был готов.

- В чем суть Ваших предложений?

- На кого рассчитан закон. Во-первых, он не ограничивает сферы деятельности предприятий и будет равно доступен и деревообработчикам, и рекламистам, и юридическим фирмам. Во-вторых, он рассчитан на предприятия, которые применяют упрощенную систему налогообложения на разницу в доходах и расходах, то есть на тех, кто сегодня платит 15% налога. Таких у нас более 11 тысяч. Те, у кого налог 6% от оборота, под закон не подпадают.

Суть предложения. Дифференциация налоговой ставки будет зависеть от трех факторов. Первый - численность наемных работников, что очень важно для сохранения и увеличения числа рабочих мест. Второй - заработная плата наемных работников, которая должна быть не ниже двух МРОТ. что важно для наполнения бюджета. Так, при наличии среднесписочного числа работающих от 1 до 10 человек налоговая ставка составит 11%, от 11 до 25 человек - 10%, свыше 25 человек - 9%. В случае отсутствия наемных работников - 12%. И третий фактор-отсутствие просроченных задолженностей в бюджеты всех уровней. Эту последнюю поправку депутаты внесли уже непосредственно на пленарном заседании по инициативе Владимира Гавриловича Бакина, проголосовав за нее единогласно.

Острая дискуссия развернулась вокруг предложения не снижать налоговую ставку предпринимателям, у которых нет наемных работников. С этим я был категорически не согласен, и меня поддержали коллеги-депутаты, объединения предпринимателей, так как государство пока не создает нормальных условий для развития малого бизнеса, а это все-таки будет помощь.

- Какой экономический и социальный эффект получит наш регион от этого закона?

- Прежде всего мы получим реальное и регулярное пополнение областного и муниципальных бюджетов за счет налогов от предпринимателей, у которых появится стимул сохранять зарплату на приемлемом уровне, а не выдавать ее в конвертах, не уходить в тень. Кроме того, у малого и среднего бизнеса будет заинтересованность в сохранении и увеличении рабочих мест. А это серьезная социальная составляющая.

Важно и то, что малый и средний бизнес почувствует реальную господдержку и получит дополнительный стимул для развития.

- Юрий Львович, Вы работаете в комитетах по регламенту, депутатской этике и информационной политике и по законодательству и местному самоуправлению. Вроде бы малый бизнес - не тема этих комитетов. Почему именно Вы взялись за разработку законопроекта? Не проще было бы передать идею профильному комитету?

- Я сам в малом бизнесе вот уже больше 15 лет, и его проблемы мне понятны, я их постоянно на себе ощущаю. Кроме того, в сферу моих деловых контактов входит большое число представителей малого и среднего предпринимательства, что также дает возможность знать проблемы этого бизнеса изнутри.

Вот сейчас я в составе рабочей группы вплотную занимаюсь поправками в закон № 309-30 «Об установлении предельного значения площади арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества, находящегося в собственности Кировской области или собственности муниципальных образований Кировской области, и срока рассрочки оплаты при приобретении указанного имущества субъектами малого и среднего предпринимательства».

Соответствующий федеральный закон, в рамках которого принимался наш областной, устанавливает преимущественное право выкупа таких помещений предпринимателями, которые раньше их арендовали, на откуп региональных законодателей отдает установление предельного размера продаваемых помещений и сроков рассрочки платежей.

Законопроект долго обсуждался, высказывались разные, порой противоречивые точки зрения, и в результате были установлены предельное значение площади приватизируемых помещений 500 кв. м и срок рассрочки платежей до 3 лет. Я считаю, что наиболее оптимальное значение площадей до 1500 кв. м, а срок выплат - до 5 лет. Но и сейчас есть разные точки зрения, например ВТПП предложила увеличить размер выкупаемых площадей до 550 кв. м, то есть всего на 10%. По-моему, это просто смешная прибавка, которая никакой погоды не делает, так как если площадь окажется больше предельных значений хотя бы на 3-4 кв. м. то это помещение под закон уже не подпадет.

На мартовском же заседании мы вышли с инициативами в Госдуму, предложив уточнить термин «добросовестный арендатор». Тогда при обсуждении тоже развернулась большая дискуссия. Моя точка зрения - добросовестным арендатором является тот, к кому арендодатели не предъявляли претензий через суд, так как задержки арендной платы возникают не всегда по его вине. Есть возражения и в части финансовых возможностей предпринимателей для выкупа арендуемых помещений. Но я считаю, что каждый предприниматель сам для себя решит этот вопрос, главное, чтобы закон давал ему возможность приобрести арендуемое помещение.

- Какие еще реализованные инициативы есть в Вашем депутатском активе?

- Другие вопросы решались в комитетах намного легче и не вызывали острых разногласий. Возможно, это связано с тем, что раньше более серьезными комитетами считались комитеты по бюджету, промышленности, социальным вопросам, ЛПК и АПК, а вопросам, решаемым в нашем комитете, не придавалось большого значения. Но в последнее время это мнение круто изменилось, и наш комитет по регламенту и депутатской этике разросся с 5 до 15 человек, в основном за счет единороссов.

Почему? Да потому, что многие депутаты поняли, что вся работа ОЗС регулируется регламентом, он влияет на весь законодательный процесс, и четко и грамотно прописанный регламент, своевременное внесение поправок в него в ряде случаев имеют принципиальное значение. Например, на комитете обсуждались вопросы о явке депутатов, о процедуре голосования и другие. Надо сказать, что с явкой депутатов, за исключением одной фракции, дела обстоят неплохо и представители небольших фракций очень активны.

Широко говорить обо всех принятых решениях, думаю, нет смысла, так как это внутренние вопросы ОЗС. Но считаю важным заметить, что в последнее время, несмотря на противодействие, мы приняли решение о том, чтобы члены правительства держали отчет перед депутатами. С прежним правительством это было бы невозможно.

В работе законодательного комитета тоже очень много рутинных вопросов. Они не глобальные, но в повестке каждого заседания, по сравнению с другими комитетами, их всех больше.

- Что еще изменилось в характере деятельности ОЗС в связи со сменой областного правительства?

- Стало намного проще общаться с чиновниками. По крайней мере с теми, кто работает вместе со мной над законопроектами по малому бизнесу. С Олегом Казаковцевым, Сергеем Щерчковым мы говорим на одном языке, нашли взаимопонимание, хотя и через споры, длительные обсуждения. Выслушав аргументы обеих сторон, мы пришли к соглашению.

Общаться было достаточно комфортно. Естественно, их, как и губернатора, при снижении налоговых ставок поначалу пугали выпадающие доходы бюджета. Но когда просчитали все «за» и «против», взвесили потери и выгоды, все, включая Никиту Юрьевича, согласились, что приобретем больше, чем потеряем.

Новым в деятельности ОЗС стало то, что в марте образовалась фракция независимых депутатов, их 5-6 человек, часть из них перешла из фракции «Справедливая Россия».

- Как решаете вопросы, с которыми к Вам обращаются в ходе избирательной кампании и на депутатских приемах?

- Я избирался по списку партии ЛДПР, поэтому все вопросы задавались нашему региональному отделению, их держит на контроле вся наша фракция. Частные вопросы, не требующие больших материальных затрат, которые мне задают на депутатских приемах, решаются без особого труда. Например, выслушиваю много жалоб на административное давление на предпринимателей.

Они испытывают страшный прессинг чиновников федеральных структур, которые считают своей обязанностью прижать тех предпринимателей, кто еще хоть немного жив и способен работать. Много вопросов задают учителя по заработной плате, пенсионеры по перерасчету пенсий. Стараюсь помочь всем.

Беседовала Татьяна Владимирова «Время МБ», № 59 от 27.04.2009

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 21.05.2009 10:34:34

Последнее изменение: 03.09.2010 15:50:09