Цены на электричество возвращаются

3 июня 2009

В Законодательном Собрании опробовали новую форму работы - "правительственный час". И вот уже второй раз подряд на пленарных заседаниях представители Правительства Кировской области отчитывались перед депутатами за свою работу и отвечали на их вопросы.

В мае тема резкого скачка цен на электроэнергию по актуальности превзошла все остальные - даже экономический кризис как бы отошел на второй план; не случайно депутаты Законодательного Собрания попросили Правительство разъяснить ситуацию и отчитаться о том, что делается для нейтрализации ее негативных последствий. Естественно, что миссию эту возложили на заместителя председателя областного правительства, курирующего вопросы энергетики, Александра Горсткина.

Александр Павлович сказал, что не только депутаты Заксобрания получают жалобы от предпринимателей (а в первую очередь от роста тарифов пострадал именно малый и средний бизнес); подобного рода обращениями завалена приемная в Правительстве области.

Как следовало из пояснений, сегодня 70% электроэнергии в Кировскую область поставляется по регулируемой цене и 30% - по нерегулируемым тарифам. Это та электроэнергия, которая закупается на свободном рынке. В рамках реформы отрасли с 2007 года доля электрической энергии, которую продают по регулируемым тарифам, каждое полугодие снижается, ас 2011 года страна полностью перейдет на свободные нерегулируемые цены.

Нерегулируемая цена состоит из трех частей: оптовой цены на электроэнергию, что составляет чуть более половины розничной цены, тарифа на транспортировку и так называемой "сбытовой надбавки".

Если в январе предприятия, которые потребляют менее двух тысяч киловатт-часов электроэнергии в месяц (а это, как правило, и есть предприятия малого и среднего бизнеса), платили по 2 рубля 92 копейки на киловатт-час, то в марте цена для них выросла до 3 рублей 1 копейки; в апреле же энергетики выставили счета уже с новым тарифом - 6 рублей 28 копеек за 1 киловатт-час. Цены поднялись вследствие изменения методики расчета тарифов, потребители заранее об этом не были уведомлены.

Правительство Кировской области не осталось в стороне от проблем бизнеса. 21 мая была создана рабочая группа, куда вошли сотрудники КЭС-холдинга, "Кировэнергосбыта", региональной службы по тарифам, представители малого бизнеса, депутаты Законодательного Собрания. А уже 22 числа состоялось ее первое заседание. В нем приняли участие депутаты Николай Ефремов, Геннадий Мамаев, Евгений Хоменок и Михаил Лихачев. Были выработаны рекомендации, и в тот же день в адрес президента КЭС-холдинга ушло письмо с предложением принять срочные меры по нормализации ситуации.

Все действия, которые предпринимались, были направлены на то, чтобы вернуть тарифы на прежний уровень - хотя бы к их значениям в первом квартале 2009 года. 26 мая региональная служба по тарифам утвердила средневзвешенные регулируемые цены на электроэнергию с учетом дифференциации. Это позволит скорректировать нерегулируемую цену за апрель и снизит ее в майских платежах. ООО "Кировэнергосбыт", в свою очередь, проведет соответствующую корректировку счетов за электроэнергию в мае - с учетом апрельской переплаты.

В августе будет поднят вопрос о целесообразности существующего критерия для перевода потребителей на нерегулируемые цены - по количеству часов использования электроэнергии. Кроме того, уже подготовлен проект обращения к Правительству Российской Федерации, направленный на приостановление снижения доли электрической энергии, поставляемой по регулируемым ценам. Правительство Кировской области настаивает на том, чтобы сохранялся существующий баланс - во всяком случае, до стабилизации экономической ситуации в стране.

В 2020 по-новому

На "правительственном часе" депутаты заслушали два доклада губернатора Никиты Белых. Оба - более чем обстоятельные.

Первый касался исполнения областного бюджета 2009 года по итогам первого квартала. Как живет Кировская область в условиях экономического кризиса и как она выглядит на фоне других регионов? Как нам жить и куда двигаться дальше?

Особое внимание вятский губернатор уделил стратегии социально-экономического развития нашего региона - так называемой "программе 2020". Принималась она в сентябре прошлого года и, соответственно, финансово-экономический кризис в расчет не брался. Более того: по мнению Никиты Юрьевича, в принятой стратегии Кировская область существует как бы отдельно от Приволжского федерального округа и всей остальной страны. В документе не учтены ни межрегиональная конкуренция (а она - за все виды ресурсов - значительно обострилась в условиях кризиса), ни кооперация, попытки которой в последнее время предпринимаются, ни стратегия, на которую ориентируются другие регионы.

Между тем стратегия - документ крайне необходимый, ибо мы должны знать, к чему мы стремимся в конечном итоге и какие приоритеты должны для себя выбрать как на ближайшую, так и на среднесрочную перспективу. Поэтому корректировки, а то и совершенно новой редакции не избежать.

По мнению Белых, наисерьезнейшая наша проблема, которая оказывает негативное влияние на состояние экономики Кировской области и тормозит ее развитие, - это поселенческая структура. То есть система размещения хозяйствующих субъектов, транспортной и социальной инфраструктуры. В своем теперешнем обличье она не соответствует тому демографическому прогнозу. А он неутешителен: предполагается довольно серьезное уменьшение численности населения, причем не столько за счет естественной убыли, сколько по причине миграции. Необходимо свести все к единому знаменателю, если понадобится, ускорить процесс формирования инфраструктуры в точках роста, куда стремится мигрировать население.

Динамика внутреннего регионального продукта (ВРП) в Кировской области одна из самых низких в России. В Приволжском: федеральном округе с ней сопоставима лишь Республика Марий Эл. По объему ВРП на душу населения мы занимаем 13-е место в ПФО из 14 и 66-е место - в Российской Федерации. А по оценкам рейтингового агентства "Эксперт", наша область занимает 74-е место среди регионов России по инвестиционной привлекательности.

Основная причина такого отставания - неэффективная структура экономики. Основной вклад в ВРП обеспечивают агропромышленный комплекс, сектор торговли и услуг, транспорта и связи, за которыми со значительным отрывом следуют отрасли промышленного производства. Доля реального сектора экономики у нас значительно ниже, чем в целом по ПФО, в то время как доля госсектора и социальных услуг существенно превышает средние значения.

Уровень жизни в области далеко не самый лучший в округе, причем если по средней заработной плате и стоимости потребительской корзины мы не являемся аутсайдерами, то по соотношению этих показателей устойчиво занимаем последнее место в ПФО.

Анализ структуры занятости и средней заработной платы также выявил перекосы. Зарплата в основных отраслях экономики и социальной сферы ниже средней по ПФО, зато зарплата госслужащих превышает средние показатели по округу и уступает лишь сектору финансовых услуг. Доля занятых в производстве ниже, чем в госуправлении и социальной сфере.

Исходя из сложившейся ситуации и учитывая антикризисный характер экономической политики, по мнению Никиты Юрьевича, необходимо в ближайшие два года сохранить потенциал наиболее значимых отраслей, подготовить проекты комплексного освоения природных ресурсов, обеспечить экономическую, продовольственную безопасность области. До 2011 года нужно создать эффективную территориально-поселенческую структуру и сеть учреждений социальной сферы. Для развития экономики области в посткризисный период следует создавать и развивать полноценную инфраструктуру поддержки инновационной деятельности и малого предпринимательства, формирования зоны опережающего развития и повышения инвестиционной привлекательности нашего региона.

В рамках антикризисной программы необходимо поддержать в первую очередь химическое производство, важнейший бюджетообразующий вид экономической деятельности региона, обладающий высокой степенью эффективности. Не менее важны те виды экономической деятельности, которые обеспечивают продовольственную и инфраструктурную безопасность региона, а именно - сельское хозяйство и строительство, которые сейчас имеют высокую добавленную стоимость при сравнительно низкой производительности труда. Производительность необходимо поднимать, повышая технологический уровень производства и стимулируя развитие предприятий. Следует обеспечить также поддержку тех секторов региональной экономики, которые значимы для пополнения доходной части бюджета, - с высокими объемами прибыли и производительностью труда. Это пищевая промышленность, металлургия и машиностроение.

В среднесрочной перспективе важным видом деятельности станет добыча и переработка полезных ископаемых. Это позволит обеспечить ключевые отрасли местными ресурсами в химическом производстве и индустрии стройматериалов, что повысит их эффективность и бюджетоотдачу.

Лесопромышленный комплекс пока не вносит существенного вклада в экономику региона. Следует выстроить эффективную политику в этой сфере, провести инвентаризацию всех ресурсов и производств, сделать анализ рынков сбыта, определить наиболее выгодное для области использование леса.

Развитие агропромышленного комплекса, имеющего наибольшую господдержку, останется приоритетным направлением. Здесь будет проведен анализ эффективности господдержки, определены приоритеты внутри отрасли. "Следует помогать нашим сельхозпроизводителям выйти на рынки других регионов, сделать продукцию конкурентоспособной", - отметил губернатор.

На создающиеся в нашей области наукоемкие производственные кластеры также стоит обратить внимание. Пока они не вносят большого вклада в ВРП, однако при грамотной поддержке со стороны органов власти эта деятельность может стать основой будущей несырьевой экономики и способствовать развитию высокотехнологических производств.

Также следует развивать инновационный сектор экономики со специализацией в сфере биохимических технологий и в производстве препаратов крови.

Новая стратегия должна быть подготовлена уже к началу осени, и губернатор призвал всех заинтересованных - и депутатов, и общественность, и представителей науки - принять участие в ее разработке. Воодушевившись этой идеей, депутаты договорились не прекращать работу и в августе, во время парламентских каникул.

Андрей Гудов

Этапы реализации стратегии:

2009 - 2011 годы - реализация антикризисной программы, направленной на сохранение промышленного и кадрового потенциала бюджетообразующих и инфраструктурных отраслей. Создание опорного каркаса социальной сети. Создание опорного транспортного каркаса. Подготовка документации по развитию приоритетных отраслей и инвестиционных проектов. Газификация приоритетных промышленных площадок. Создание инновационной инфраструктуры.

2012 - 2015 годы - реализация отложенных инвестиционных проектов. Развитие транспортной инфраструктуры. Развитие опорной социальной сети. Изменение административно-территориального устройства области. Развитие инновационного биотехнологического кластера.

2015 - 2020 годы - выход реализуемых проектов на полную мощность. Рост собственных доходов консолидированного бюджета. Изменение структуры экономики - увеличение доли обрабатывающих и инновационных производств. Рост производительности труда и средней заработной платы. Решение существующих в настоящее время базовых вопросов в области энергетики, жилищного строительства. «Московский комсомолец на Вятке», № 23 от 03.06.2009

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 05.06.2009 09:48:29