Эффект малых дел

21 июля 2009

Какой бы сложной ни была текущая экономическая ситуация, регион не должен отказываться от инновационной стратегии развития. Даже малые инновации способны переводить развитие целых отраслей на качественно новый уровень. Но реализация поставленных целей невозможна без эффективной бюджетной политики.

Об этом «Время МБ» беседует с Евгением Львовичем ХОМЕНКОМ, председателем комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания Кировской области, председателем областного объединения работодателей «Совет хозяйственных руководителей».

- Евгений Львович, расскажи­те о ситуации с исполнением областного бюджета на 2009 год. Почти на каждом заседании Зако­нодательного собрания обсужда­ются поправки в бюджет и сокра­щение расходов.

- В последние три-четыре года об­ластной бюджет ежегодно увеличи­вался на десятки процентов: улучша­лась структура экономики, увеличи­вались налоговые отчисления. И если в начале 2000-х основные средства уходили на обеспечение самого не­обходимого - выплаты заплат бюд­жетникам, закупки топлива и т.д., то в последние годы заработали большие масштабные социальные программы, появились дополнительные возмож­ности.

Только заработная плата в среднем по области росла на 27-28%. Но начи­ная с сентября ситуация резко ухуд­шилась. Стали экономить практически на всем. Согласно последним поправ­кам, собственные доходы облбюджета 2009 года из-за снижения налоговых поступлений уменьшаются на 375 млн. рублей. Однако увеличиваются доходы за счет федеральных перечис­лений - на 612,5 млн. рублей. В итоге доходная часть бюджета возрастает на 237,4 млн. рублей. Эти средства вы­деляются федеральным центром на реализацию социальных программ и сразу переводятся в расходную часть. В целом бюджет сейчас дефицитный. Дефицит составляет порядка 3 млрд. рублей.

На последнем заседании Заксобрания принято решение уменьшить ассигнования на содержание органов исполнительной власти, содержание бюджетных учреждений (сокраща­ются расходы на услуги связи, ком­мунальные, транспортные услуги), на реализацию ряда бюджетных целевых программ.

В то же время увеличиваются рас­ходы на уплату бюджетными органи­зациями земельного налога, социаль­ную поддержку льготных категорий граждан, реализацию целевой про­граммы по повышению инвестици­онной привлекательности области, увеличивается объем межбюджетных трансфертов муниципальным образо­ваниям.

- Есть ли возможность сейчас де­лать прогнозы относительно бюд­жета-2010?

- Пока прогнозы делать прежде­временно. Их нет и на федеральном уровне. Минэкономики еще не дало прогноз на 2010 г. Поэтому нет пони­мания и в Комитете по бюджету и на­логам Госдумы.

А чтобы определиться, как будут работать наши предприятия, нужно знать, как будут работать отрасли в целом, каким будет госзаказ и проч. В этом году бюджет будет приниматься со сдвижкой. Первое чтение в октяб­ре, в ноябре второе. Но конкретные цифры сейчас даже обсуждать невоз­можно.

- Евгений Львович, будучи предсе­дателем объединения работода­телей, Вы представляете бизнес, задача которого - минимизировать издержки. Одновременно с этим возглавляете комитет по бюдже­ту и налогам, одна из задач кото­рого - увеличение наполняемос­ти областной казны. Не возникает конфликт интересов между этими «двумя руководителями»?

- Внутренний конфликт между собственными желаниями и долгом гражданина возникает у большинства людей, и я здесь не исключение. Что­бы разрешать такие противоречия до­статочно руководствоваться здравым смыслом и не впадать в крайности. Об­щество - сложная система отношений, дисбаланс в одной сфере расшатыва­ет всю систему. Это касается и идеи повышения налогов, я против таких нововведений. Если увеличить нало­говое бремя, то сейчас потеряют пред­приниматели, а потом потеряют все.

Если говорить предметно, то сей­час ключевая задача законодателей - по возможности поддержать бизнес.

В этом году принят областной за­кон, устанавливающий основания и условия предоставления отсрочек и рассрочек уплаты региональных на­логов. Предприятия могут воспользо­ваться ими, если они сохранят рабо­чие места и будут своевременно выплачивать заработную плату.

Мы продолжили практику оказа­ния поддержки бизнесу через предо­ставление государственных гарантий. Для этого в областном бюджете в 2009 году предусмотрен 1 млрд. рублей. В будущем году эта практика также бу­дет сохранена. Почти в 10 раз увели­чивается сумма, которую планируется потратить на развитие малого бизне­са - 300 с лишним млн. рублей. От 9 до 12% (вместо 15%) снижена ставка на­логообложения для субъектов малого бизнеса, работающих по УСН. Умень­шение поступлений мы планируем возместить за счет развития новых предприятий малого бизнеса.

Вообще сегодня малый бизнес яв­ляется хорошей возможностью для выпускников и людей, которые хотели бы заняться своим делом. Вариантов развития небольшого частного биз­неса ведь очень много! Современное оборудование может быть установле­но на очень малых площадях. Я, напри­мер, в Китае видел микропроизводс­тво компонентов из пластмассы для автопрома. Занимается этим семья, и, по сути, у себя дома.

- И насколько качественные зап­части у них получаются?!

- Если мы говорим о качественном сырье, современном оборудовании и соблюдении технологий, то огром­ных цехов для производства не нуж­но. Семейный микробизнес развит и в Европе. Причем его уровень там вне подозрений.

- Раз уж мы затронули пробле­мы малого бизнеса. В послед­ние месяцы одной из главных тем обсуждения стал Федеральный закон №159 «О малой приватиза­ции», точнее, трудности с которы­ми столкнулись предприниматели, которые формально имеют пра­во и готовы стать собственниками арендуемых помещений на льгот­ных условиях. За полгода действия закона в Кирове фактически не вы­куплено ни одного помещения. Что Вы думаете об этой проблеме?

- Еще 26 марта Законодательное собрание приняло постановление выйти в Государственную думу сразу с двумя инициативами по внесению изменений в этот закон. Во-первых, мы просим отсрочить время, в тече­ние которого предприниматели могут воспользоваться своим преимущест­венным правом выкупа помещений и перенести сроки с 1 июля 2010 года на 1 января 2012 года. Выкуп недвижимо­го имущества требует значительных средств.

Это, кстати, одна из точек пре­ткновения - разные взгляды на стои­мость помещений у муниципалитетов и арендаторов. А в нынешних условиях банки существенно сокращают объ­емы кредитования и повышают про­центы по кредитам. Во-вторых, мы просим дать четкое определение «не­надлежащего исполнения арендатор­ских обязанностей». В предложенном нами определении добросовестный арендатор - это тот, у кого отсутствует задолженность по арендной плате и по уплате неустойки на момент принятия решения об условиях приватизации, и штрафы, пени не взыскивались с арендатора в судебном порядке.

Есть вопросы и по областному за­кону, который установил предельный размер площадей, которые арендато­ры могут выкупить. Я лично выступал за цифру 2500 кв. м. Ведь если устано­вили хотя бы 1500 кв. м, то охватили бы 98-99% малого бизнеса.

Но депутаты ОЗС на своем собра­нии приняли за максимум 500 метров. Другой вопрос - о сроке рассрочки по платежам. Когда устанавливали три года, то прежде всего учитывали мне­ние муниципалитетов, в том числе ад­министрации Кирова.

Теперь рассматривается возмож­ность увеличить этот срок до 5 лет. Но, на мой взгляд, есть одна очень важ­ная причина, чтобы этого не делать. А именно - инфляция. На пятый год, даже при наметившемся сокращении темпов роста, инфляция «съест» поло­вину платежей. Исходить надо из ре­альных условий жизни и руководство­ваться здравым смыслом.

- Сейчас идет работа над обновле­нием Стратегии Кировской области до 2020 года, в которой Вы прини­маете непосредственное участие. Ваши комментарии относительно основных идей этого документа?

- После доработки будут изменены показатели экономического развития области - объем валового региональ­ного продукта, другие индексы. При этом есть желание сохранить заявлен­ные в базовом документе 2008 года планы роста производительности тру­да и заработной платы.

Без существенного роста этих по­казателей мы не сможем стать дейс­твительно развитым регионом, интег­рированным в российскую и мировую экономику.

Какой бы сложной ни была текущая ситуация, но нам не обойтись без нанотехнологий, биотехнологий, высо­котехнологичной глубокой переработ­ки леса.

Современные технологии, поми­мо высокой производительности тру­да и высокой добавленной стоимос­ти, - это еще и стабильное качество. Если сохранить прежние технологии, стабильного качества никогда не бу­дет, не будет ни роста производительности, ни роста зарплаты соответс­твенно. Поэтому задачи по реализа­ции инвестпроектов в инновационных областях не отложены и не закрыты. Причем надо иметь в виду, что внешне незначительные частные инновации переводят развитие целых отраслей на качественно новый уровень.

Например, основу нашей металло­обрабатывающей промышленности сегодня составляют станки, имеющие скорость вращения 2000 оборотов/ мин. Мировым стандартом давно счи­таются станки с 40000 об./мин. Уже появились станки с 300000 об./мин. Представляете, как изменяется при таком увеличении скорость резания, производительность в целом?!

Так, даже небольшие инновации способны дать большой эффект. Но для этого они должны быть точными, к месту и такими, чтобы быть актуаль­ными сегодня, завтра и послезавтра.

- Наибольшие дискуссии в стра­тегическом меморандуме нового правительства вызвали предложе­ния о создании 11 макрорайонов, оптимизации системы социально­го обслуживания...

Давайте сразу определимся, что речь не идет ни о ликвидации районов, ни о санации поселений. Также не идет речь об укрупнении поселений, как это было в 1960-е гг. в СССР. Мы понима­ем, что резко ничего нельзя делать. Но область не может быть конкуренто­способной с существующей системой социального обеспечения и распределения средств на ее содержание.

Сегодня области нужен каркас из опорных пунктов, где был бы пред­ставлен весь объем социальных ус­луг. Ведь в большинстве малых школ и малых больниц достаточного качества услуг не добиться, а деньги расходу­ются. Создание в области 11 образовательных и комплексных лечебных центров вместо одного, которым сей­час является Киров, позволит сохра­нить трудовые ресурсы в районах.

Распределяя силы и средства на многочисленные малонаселенные де­ревни, мы вряд ли сможем эффектив­но управлять сельским хозяйством, обеспечить качественное образова­ние, здравоохранение.

- Регулярно поднимается вопрос о создании в Кировской области осо­бой экономической зоны. На Ваш взгляд, есть у региона перспекти­вы в этом направлении?

- Количество особых экономичес­ких зон в стране определено законом. Поэтому их в обозримом будущем бу­дет не больше и не меньше.

Поэтому применительно к нам нуж­но вести речь о технопарках. Вот их со­здание - более чем реально. Причем в ближайшее время. На мой взгляд, первый технопарк в Кировской облас­ти появится уже в течение следующего года. Что касается сферы, то это будут биотехнологии, деревопереработка, возможно, переработка агропродукции. Сейчас не готов сказать точно, ка­кой именно появится первым.

Беседовал Антон Пименов «Время МБ», № 62 от 21.07.2009

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 07.09.2009 10:42:55