Опора России

3 ноября 2009

О стратегии развития области, самоуправлении, национальной идее и многом другом говорили глава Зуевского района, председатель ассоциации “Совет муниципальных образований Кировской области” Александр Михайлович Кутергин и исполнительный директор ассоциации, депутат Законодательного Собрания, председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению Михаил Валентинович Лихачёв в беседе с журналистами “Вятского края”.

Возвращения к уездам не будет

“ВК”: В концепции новой стратегии развития области предполагается выделить 11 макроцентров. Можно ли говорить об укрупнении районов и создании уездов?
А.М. Кутергин:
Речь идёт о корректировке уже существующей стратегии развития области до 2020 года. В прошлом году она широко обсуждалась и была принята. Но в связи с финансово-экономическим кризисом встал вопрос: как состыковать её с реалиями наших дней? Главное: основные усилия направить на несколько перспективных “точек”, что вовсе не означает объединения существующих районов в несколько крупных. Предполагается сконцентрировать определенные социальные услуги - к примеру, медицинские, образовательные, туристические. Это не значит, что остальное население окажется как-то ограничено: бюджетное финансирование будет по-прежнему выдерживаться. Просто в намеченных “точках” появятся более квалифицированные услуги, и люди получат возможность обращаться уже не в областной центр, а в эти 13 (сначала было 11) макроцентров, что удобнее и ближе. Повторяю, речь не о создании каких-то уездов.
“ВК”: Но сегодня усматривается необходимость укрупнения сельских поселений.
А.М. Кутергин:
Это связано с концепцией развития органов местного самоуправления, рассчитанной на три года. Речь об объединении поселений, где проживают 200 - 300 человек. Их устройство требует некоторых административных изменений, но ни в коем случае не объединения районов.
М.В. Лихачев: Хроника такова. В сентябре 2008 года была утверждена стратегия-2020, и тогда появились лишь предвестники кризиса. Но когда он стал остро ощутим на Вятке, возник вопрос о корректировке стратегии. В мае этого года на публичных слушаниях в рамках “правительственного часа” на заседании ОЗС губернатор Никита Юрьевич Белых обратился к депутатам с соответствующими предложениями. Результатом общей работы стали предложения по корректировке стратегии-2020, и общественному мнению были представлены так называемые 11 центров. По ошибке перворазработчики назвали их макрорайонами, что было воспринято как некое слияние в 11 районов.
Сегодня в каждом райцентре есть ЦРБ, где зачастую даже не хватает врачей, что уж говорить о современном компьютерном мед­оборудовании. Поэтому с учетом специфики, экономической базы, наличия уже развитых медицинских учреждений (тех же ЦРБ) и были сформулированы предложения о концентрации средств в 11 межрайонных центрах и 2 отдельно взятых районах. Их адреса есть на сайте правительства области. Сам тезис об административном объединении районов не соответствует законодательству.
Да, принятая в августе концепция развития местного самоуправления в Кировской области предусматривает укрупнение поселений. Мы оказались заложниками ситуации 2003 года, когда утвердили ошибочное решение: там, где имелся флаг над “сельсоветом”, сразу были созданы поселения с их администрациями, даже если в селе всего-то сотня жителей. И теперь, чтобы выдать этим муниципальным работникам зарплату, приходится доплачивать из областного бюджета, ибо собственных доходов не хватает даже на это. Концепция предполагает поэтапную, в течение трех лет, реорганизацию подобных поселений - и только при волеизъявлении населения.
“ВК”: И на прошедших недавно местных референдумах уже голосовали за объединение каких-то поселений?
А.М. Кутергин:
Нет, прошли референдумы по вопросу самообложения населения. И выборы глав поселений.
“ВК”: Будет ли теперь хватать этим поселениям (как, впрочем, и другим) собранных налогов и иных доходов? На что пойдут средства от самообложения?
А.М. Кутергин:
Средства, которые будут собирать с населения, ни в коем случае не направят на содержание органов местного самоуправления. Это принципиально, потому что на референдуме, как правило, ставится вопрос о внесении гражданами определенной суммы на конкретные цели: на освещение, расчистку дорог, ремонт водопровода и так далее. При этом на каждый собранный рубль добавится 30 копеек из областного бюджета - для поселения получится неплохая сумма. А это как раз самоуправление в действии: человек, вложив свои деньги, проконтролирует их расходование. 95 процентов проголосовавших поддержали идею самообложения...
М.В. Лихачев: ... что важно в первую очередь для небольших сельских поселений, где почти вся жизнь держится на дотациях сверху.

Муниципальные дороги

“ВК”: Известно, что на муниципальный уровень передается 6 тысяч километров дорог. С ними из областного бюджета в 2010 году пойдут определенные деньги. О какой сумме говорится сегодня? Как она будет распределяться между районами?
А.М. Кутергин:
Да, принято решение о передаче части областных дорог на содержание муниципальным районам. Они, вообще-то, по закону носят статус поселенческих дорог. Есть нормативы на содержание дорог. По ним и посчитали, что на все 6 тысяч дорожных километров надо 650 миллионов рублей. Пока в бюджете предусмотрели 325 миллионов. Сейчас идет поиск подходов к увеличению названной суммы.
М.В. Лихачев: Изменения, вносимые в бюджет области, предусматривают передачу части транспортного налога муниципалитетам.
Был бы механизм
выживания
“ВК”: Жить по средствам приходится всем, но формирование бюджетов идет сверху, а не снизу. Как не потерять дотации и идти вперед, то есть найти механизм, чтобы оставить бюджетные средства тем, кто больше работает, достигает лучшего результата, например, в экономии энергоресурсов, в сокращении расходов?
А.М. Кутергин:
Формирование бюджетов идет параллельно, а не сверху или снизу. Учитываются наши базовые цифры, цифры поселений - их доходов и расходов. Конечно, у нас не хватает средств для исполнения всех полномочий. Особенно на уровне поселений: может, из 37 полномочий финансово подкреплены 5 - 6. Так устроена наша бюджетная система, что в поселениях остается 10 процентов НДФЛ, остальное потом перерас­пределяется через район и область. Приходится экономить, бережно подходить к расходованию средств.
“ВК”: А если хорошо поработал, “излишки” снимут?
А.М. Кутергин:
Не совсем так. Существует бюджетное выравнивание: районы, где своя доходная база составляет 10, 30, даже 60 процентов от необходимого, получают дотации. Происходит перераспределение средств. А насколько оно справедливо, это вопрос. Однако дополнительные доходы, которые мы получаем благодаря наращиванию производства, увеличению поступлений от НДФЛ, акцизов, земельного налога, должны оставаться на территории, где они “добыты”. И в этом правительство нас поддерживает. По отдельным моментам уже имеются и механизмы, как оставить деньги, полученные сверх плана, территориям.
М.В. Лихачев: В 2008 году 14 муниципальных районов заменили дотации из областного бюджета дифференцированными нормативами отчислений от НДФЛ, то есть большим объемом сбора от данного налога. А когда в 2009-м до нас докатился кризис, лишь один район - Верхнекамский - вышел с предложением о подобной замене на 2010 год.
Этот вопрос мы выносили на правление ассоциации, выходили с законодательной инициативой, внесены изменения и в федеральное, и в региональное бюджетное законодательство. Сегодня можно провести замену дотаций дифференцированными нормативами отчислений от НДФЛ, притом сроком на 3 года, чтобы все, что пойдет “плюсом”, осталось в местном бюджете, но кризис уже сделал свое дело: идет реальное падение поступлений от НДФЛ. Палка-то тут о двух концах: взял больше от этого налога - получай все свое, недобрал - не рассчитывай на дотации. Необходимо стимулировать собственное развитие - прежде всего производства. И понимать, что сегодня до 47 процентов доходов облбюджета - это безвозмездные поступления из федерального бюджета.
“ВК”: В общем, государство довольно жестко регулирует финансовую политику. Но есть ли у районов какие-то дополнительные источники доходов? Не всю же муниципальную собственность распродали...
А.М. Кутергин:
Можно поискать. Правда, в районах та же собственность в основном относится к предприятиям ЖКХ. Котельные, водопроводы, канализация. Немного муниципального жилья. А также школы, больницы. То есть вся социальная сфера, которая сама требует бюджетных вложений. Мы, в Зуевском районе, уже продали то, что не касается наших полномочий. Пусть пользуются предприниматели и платят налоги. А вот с сельскохозяйственным налогом пока заморочки. Он остается на местах, и мы бы готовы собирать его с населения, но оформление земельных участков в собственность длится два года. Плательщики этого налога все еще физические лица, хотя идет концентрация земельных долей в сельхозпред­приятиях. Они их выкупают постепенно. А как собирать налог с отдельно взятых людей, которые “своих” земельных долей и не видели? Такой вот правовой казус.

Китайцы нам помогут?

“ВК”: Всегда радует информация, что в районах что-то новенькое происходит, что-то строят. Слышали, что китайцы собираются инвестировать в Зуевке строительство предприятия ?
А.М. Кутергин:
Проектов разных у нас было много. Есть инвестиционная площадка, где первоначально планировалось производство кирпича. Имеется месторождение глины, соответствующей всем требованиям. Планировалось и производство плит - опять же имеются хорошие песчано-гравийные смеси. Был еще ряд предложений по нанотехнологиям. Под это оформляли землю и выстраивали инвестиционную политику. На площадке есть энергомощности, природный газ, железная дорога. Проект по тому же кирпичу пока приостановлен, так как наблюдается спад в строительной отрасли. А вот предложение по выпуску у нас энергосберегающих ламп, которое вы имеете в виду, нам нравится - зуевчане будут работать, платить налоги, приносить деньги в семьи.
“ВК”: А существует ли список таких инвестиционных площадок по районам?
А.М. Кутергин:
Конечно. Они на перспективу и в стратегии-2020 прописаны - ресурсы, транспортная, энергетическая составляющие...
“ВК”: У области немалый потенциал и в плане развития туризма...
А.М. Кутергин:
Да. И это опять же нашло отражение в стратегии. Сегодня наиболее перспективен Белохолуницкий район с его спортивно-туристическим комплексом “Грейт Филд”. А еще у нас есть культурно-исторические памятники - Великорецкое, Рябово и другие. Это несколько иное направление, чем туристический бизнес, но это тоже значимый ресурс, который надо использовать и развивать.
М.В. Лихачев: Практически по всем перспективным районам сделан проект, и ассоциация принимала в этом участие. Составлен, скажем так, полный перечень территорий с учетом энерго-, газоснабжения, подъездных путей. Потенциал у нас громадный, и за этим будущее. Взять хотя бы «Атарскую Луку», которая охватывает три района. Статус заповедника позволит создать там туристический комплекс.

Вспомним, что вятские - хватские

“ВК”: Так чего же нам не хватает? И в чем, если можно так выразиться, национальная вятская идея?
А.М. Кутергин:
Сложно сформулировать. Работать лучше надо да и к себе относиться уважительнее.
«ВК»: Это верно!
М.В. Лихачев:
Приведу один пример. Сейчас рассматривается законопроект о “комендантском часе” для подростков. Когда Краснодарский край принял “поправочку” по ограничению нахождения несовершеннолетних в общественных местах, информация пошла на всю страну. Но смею заверить, что в наше областное законодательство эти нормы еще до краснодарцев были внесены и действовали почти целый год. К сожалению, мы не смогли себя вовремя преподнести. А какой-то особой вятской идеи, наверное, не должно быть. Вокруг нас - национальные республики, удмурты, коми, марийцы, татары, русские и люди многих других национальностей - мы все мирно живем на одной территории. И уже привыкаем, что область называют Вятским краем. С приходом нового губернатора регион себя по-иному преподносит, не забывая при этом, что история Вятки пишется не с января 2009 года.
А.М. Кутергин: Вятский мужик всегда был работящим и независимым.
“ВК”: И этот свободный дух должен превалировать. Когда человек свободен, он свободно и мыслит, и работает. Это то, на чем сегодня и местное самоуправление должно подниматься. Оно не может быть несвободным.
А.М. Кутергин:
Пока, конечно, сказывается, что люди долгое время жили в жесткой системе. Но в небольших населенных пунктах, удаленных от райцентров и меньше обеспеченных, люди уже более организованны, лучше действуют элементы самоуправления.
“ВК”: Если заговорили о самоорганизации, инициативности, следует остановиться и на проблеме подготовки кадров для сельских и районных администраций.
А.М. Кутергин:
Работники поселенческих органов управления - люди, которые действительно переживают за каждого земляка, помогают всем, не имея достойной зарплаты, жертвуя личным временем. Да, может, у кого-то из них не хватает образования, умения быстро разобраться в нюансах постоянно меняющегося законодательства. И их, конечно, надо учить, готовить. Но это, как правило, добрые и патриотичные люди, готовые взять на себя проблемы поселения, его жителей. Это, без преувеличения, опора государства. И эти кадры государство должно беречь и пестовать. Пока они работают, в России будет спокойно.

Разговор вели Евгений ЖУЙКОВ, Надежда СОЗИНОВА

«Вятский край», № 201 от 03.11.2009

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 12.11.2009 07:57:20