Качество жизни населения зависит от качества законов

4 декабря 2009

А также от их неукоснительного исполнения и ответственности депутатов за принимаемые решения. Это главные принципы, на которых строят свою работу областные парламентарии. О том, как работали наши депутаты в минувшем году и что планируют на 2010 год, «Время МБ» беседует с председателем Законодательного Собрания Кировской области Владимиром Александровичем ВАСИЛЬЕВЫМ и руководителями депутатских фракций.

- Владимир Александрович, чем отмечен для областного парламента уходящий год: ростом активности депутатов, повышением качества и количества принятых законов, нацеленностью на приоритеты?

- В минувшем году мы приняли 14 законодательных инициатив с поправками в федеральные законы, 132 региональных закона. Огромное спасибо всем депутатам за эту большую работу. Все парламентарии были активны, каждый документ, каждый вопрос готовились серьезно и тщательно. Это очень важно, так как от качества наших законов зависит качество жизни людей. А чтобы не быть голословным, скажу, что лишь где-то 5%, причем не законов, а некоторых их положений, опротестованы прокуратурой. Это достойный показатель профессионального уровня наших парламентариев, которым можно гордиться.

Я бы сказал, что наши депутаты работают самоотверженно, потому что этот же объем работы законодатели других регионов выполняют в совершенно других условиях. У них в разы больше бюджеты, есть отдельные здания, у каждого депутата не по одному освобожденному помощнику, чего нет у кировских парламентариев. У нас самый маленький бюджет и его процент от общих расходов области (0,11%) в Приволжском федеральном округе, а также самый немногочисленный аппарат.

В последнем послании Президента РФ Федеральному Собранию отмечается большой разброс и в количестве депутатов в разных регионах, и в численности аппаратов законодательных органов. Все это будет приводиться в соответствие с общими нормами на федеральном уровне.

Вопрос об увеличении аппарата поднимался фракциями, но был отклонен до лучших времен, хотя это не прихоть. Жизнь заставляет более глубоко вникать во все вопросы. Мы должны обеспечить конституционное равноправие между исполнительной и законодательной властью, а, значит, в идеале иметь в штате квалифицированных аналитиков, экономистов, финансистов, социологов, других специалистов, которые обеспечивали бы более глубокую и независимую от исполнительной власти законотворческую деятельность. Сегодня по сравнению со штатом областных чиновников мы в абсолютно разных весовых категориях. Но законодательный орган власти - это не обслуживающий персонал, а равноправный партнер.

А приоритет нашей деятельности один - чтобы жизнь жителей Вятского края стала лучше. Аналитическое же прогнозирование - основа подготовки законодательных инициатив. Мы должны не просто соломку в виде закона подстилать, а серьезно заниматься экспертной работой. Иначе законодательство превратится в латание дыр, а не в инструмент улучшения качества жизни.

- У фракций, которые не лидируют в нашем парламенте, есть немало полезных инициатив, но они не принимаются, так как не имеют необходимого числа голосов. Всегда ли неправо меньшинство?

- За каждую инициативу, за каждое решение депутаты несут ответственность перед своими коллективами (если депутат-руководитель), перед избирателями и жителями региона в целом. Никакой фракции не запрещается ставить вопросы и выдвигать инициативы, и если они действительно важные и актуальные, имеют здравый смысл, то всегда находят поддержку у Заксобрания или в виде поправок к законам, или непосредственно законопроектов, или в виде обращений в Госдуму. СП. Ермошина, Ю.Л. Шлемензона, А.В. Бусыгина, представителей, как Вы выразились, не лидирующих фракций, но одних из самых активных депутатов, ОЗС поддержало в выдвинутых ими инициативах.

Только не надо превращать парламент в объект для политических дебатов и демаршей. Нужна конструктивная работа. ОЗС - это площадка для принятия ответственных и взвешенных решений. Ко всему прочему инициативу нужно грамотно оформить на бумаге, проработать экономически, финансово, юридически, предложить механизм реализации, оценить последствия ее реализации. Проще всего давать советы, критиковать, но, если что-то предлагаешь, скажи, откуда взять на это деньги.

- Нешуточные страсти разгорелись вокруг изменения ставок транспортного налога. Какова Ваша позиция по этому вопросу?

- Принять федеральный закон о повышении ставок транспортного налога, а через неделю его отменить и отдать решение на откуп регионам - это неправильная позиция. Какие-то регионы уже не раз повышали ставки, другие, как наш, приняв закон однажды, больше к нему не возвращались. Разве что дополняя его поправками по установлению налоговых послаблений. Причем мы установили льготы для физических и юридических лиц - пенсионеров, инвалидов, сельхозпроизводителей и других категорий.

Приняв закон о повышении ставок в первом чтении в октябре, мы за месяц пересмотрели его и впервые приняли дифференцированные ставки для владельцев маломощных автомашин до 100 л. с, которых у нас до 90%, и для мотоциклов до 45 л. с. Мы сохраняем все льготы. Кстати, сам налог физические лица по новой ставке будут платить только в 2011-м году. Причем платить можно частями: до 1 июля и до 1 сентября.

Совсем не повышать ставки мы не можем, иначе не будет средств у муниципалитетов на содержание дорог, не получим и деньги из федерального бюджета. А так на ремонты и строительство дорог кредит на дорожные нужды будет возможен уже в 2010. Ведь только на обслуживание дорог необходимо в год 1 млрд. 300 млн. руб. Сегодняшний закон позволяет собрать 650 млн. руб., а где взять вторую половину? В бюджете этих денег нет. Поэтому мы увеличим налоговые поступления и еще возьмем кредит, чтобы муниципальные образования могли хоть как-то содержать дороги.

Мера не популярная, а как быть? Зимой в иное село вообще не проехать, и предприятия, как раньше, уже не помогут расчистить снег, все считают деньги. Закон будет работать с 2011 года, а за этот год поднимутся пенсии и зарплаты, и эти транспортные ставки уже не будут казаться такими неподъемными.

Одновременно мы готовим обращение в Госдуму о включении транспортного налога в стоимость бензина. Это логично, так как кто больше берет бензина, тот больше ездит и больше разрушает дороги, значит, и заплатит больше. А те депутаты, кто голосует против, пусть скажут, откуда взять денег на дороги, у кого их заберем, или какую налогооблагаемую базу мы не учли, а вы ее видите. Вот здесь и идет речь об ответственности. В областной бюджет из 27 млрд. руб. мы собираем своих 13 млрд., а остальное - дотации из федерального центра. Поэтому мы должны показать, что сделали все для поиска собственных средств, тогда и в казну есть основание обратиться за помощью.

- А как исполняются наши законы?

- Здесь должна в первую очередь работать исполнительная власть, но и законодателям необходимо держать исполнение законов на постоянном контроле, чтоб они работали.

Контрольные вопросы рассматриваются на комитетах, мы заслушиваем информации непосредственно на заседаниях Законодательного Собрания. Есть у нас такая форма работы как правительственный час. Но для контроля этого недостаточно.

Проблема в том, что исполнительная власть сама исполняет закон, сама же и отчитывается, а проверить достоверность информации некому. А если бы депутаты или их помощники имели возможность больше проверять исполнение, то и больше было бы ответственности у исполнительной власти. В мировой практике предусмотрены очень жесткие наказания за неисполнение законов, поэтому они и работают. И нам необходимо усилить контрольные функции ОЗС.

- Какие законодательные инициативы возможны на региональном уровне в 2010 году в свете послания Президента РФ Федеральному Собранию?

- Впервые в послании президента прозвучало, что мы должны прекратить жить только за счет богом данных наших природных ресурсов и стремиться к тому, чтобы в стране разрабатывались такие технологии, материалы, техника, оборудование, продукты, которые были бы востребованы на мировом рынке. А что мы умеем лучше других? И каждый регион должен переосмыслить свои возможности, чтобы государство в целом могло улучшить жизнь своих граждан.

Президент России говорит: мы будем поддерживать те регионы, где модернизацией будут заниматься вплотную. Думать должны и предприятия, и учебные заведения, и институты, что предпринять для обновления технологий, выпуска новой продукции, обучения кадров. Соответственно и законодательство будем ориентировать на стимулирование и поддержку инноваций во всех сферах экономики. Хватит иждивенческих настроений, надо самим зарабатывать.

- В таком случае встает вопрос о корректировке Стратегии развития Кировской области до 2020 года?

- Правительство области подготовило проект стратегии с учетом всех аспектов послания президента и кризисных явлений в экономике, и уже в ближайшее время этот документ будет передан депутатам для обсуждения и дальнейшего принятия закона. Время стало жестче, и мы должны более жестко оценивать свои возможности и соответственно этот генеральный для региона документ. Для реализации Стратегии уже в 2010 году будем принимать законы, которые прежде всего будут направлены на увеличение доходной части бюджета. Будут доходы, будем думать, куда их направить.

В преддверии 2010 года я поздравляю от имени депутатов всех жителей нашей области с Новым годом и Рождеством. Давайте все вместе будем делать больше добрых дел, больше уважать и беречь друг друга, чтобы в каждом деле и поступке была главной заповедь: не навреди, а помоги. Тогда и жить мы будем лучше и легче переживать трудные времена. Желаю вам, дорогие земляки, здоровья, успехов в делах и благополучия.

ОТ ИМЕНИ ФРАКЦИЙ ОЗС

Герман Анатольевич ГОНЧАРОВ, фракция «Единая Россия»:

- За последнее время мы рассмотрели очень много различных вопросов, работали конкретно над каждым региональным законопроектом.

Достаточно сказать, что из 29 инициатив, с которыми ОЗС вышло в Госдуму, 24 подготовили мы. Наиболее важные из них «О приостановлении действия отдельных положений Жилищного кодекса РФ» и поправки в ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» по вопросу технической инвентаризации общего имущества в многоквартирных домах; о внесении изменений в ФЗ «О ветеранах» в части предоставления им мер соцподдержки из федерального бюджета. Предложили внести изменения в ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» в части предоставления им скидок на оплату жилых помещений независимо от принадлежности жилфонда. Вносили предложения в Бюджетный кодекс РФ в части выделения бюджетных ассигнований на выплаты стимулирующего характера и многие другие инициативы.

Чтобы всю эту большую работу проводить квалифицированно, мы создали экспертный совет на общественных началах во главе с депутатом Е.В. Сметаниным, в который вошли не только депутаты фракции, но и специалисты в области экономики, юристы, те, кто непосредственно занимается законотворчеством. Они готовят законопроекты, которые мы потом выносим на заседания фракции и ОЗС.

Оперативно обсуждались вопросы, требующие безотлагательного решения, например, по развитию АПК. По инициативе депутата В. Ворожцова занялись проблемой высокой стоимости ГСМ. В течение двух месяцев планомерно отслеживали ситуацию со стоимостью бензина у нас и в других регионах, работали вместе с антимонопольным комитетом, а когда работа подходила к концу, нефтеторговые компании сами снизили цены на бензин. Но прошло время, и снова цены взвинтили, значит, снова будем заниматься.

Не менее остро стоял вопрос о повышении тарифов на электроэнергию. По этому вопросу создали рабочую комиссию, которая с лета вела работу со структурами правительства области, администрации города, службами по тарифам, специалистами организаций и предприятий, и в конечном итоге мы вышли с предложением о принятии единого регионального усредненного тарифа на тепловую и электроэнергию с повышением на 13%. Надеемся, что нас услышали соответствующие структуры.

В 2010 году работу фракции будем корректировать с учетом послания президента, прошедшего съезда нашей партии, где прозвучали послание от Д. Медведева, интересные выступления и очень глубокий продуманный доклад В. Путина. Он поблагодарил депутатов всех уровней за оказанную большую поддержку антикризисных мер, принятых Правительством РФ, которые уже приносят результаты: поднялся ВВП, оживились жилищное строительство и банковская система, сохранились социальные гарантии.

Впервые принимается бюджет РФ на 75% социальной направленности. И даже в условиях кризиса в стране увеличилась рождаемость на 3,7% и снизилась смертность на 4,2%, то есть демографическая ситуация выправляется. Инфляция в 2008 году была 13,3%, сегодня 9,6. И наша страна единственная в мире в условиях мирового кризиса увеличила пенсии. На съезде было внесено предложение об увеличении за 2-3 года строительства недорогого жилья с сегодняшних 5% до 25%. Серьезно стоит вопрос о снижении ставок по ипотечным кредитам до 10-11% и банковских ставок на жилищное строительство до 10% в 2010 году, а в будущем до 5-6%.

В. Путин обратился к депутатам всех уровней с просьбой подготовить законопроект о мерах, ограждающих детей и подростков от злоупотребления алкоголем, курением, наркоманией. Такой закон примем и мы. Было также обращение к местным депутатам взять под контроль оформление квартир ветеранам ВОВ вне зависимости от того, стояли они на очереди или нет. Эти списки мы сейчас составляем совместно с муниципальными властями, с участием общественной приемной ЕР, находим ветеранов даже в глухих деревнях.

В коротком интервью сложно рассказать о той большой работе, которую провели депутаты фракции в уходящем году. Огромное им спасибо, потому что все это сделано фактически на общественных началах. Мы выходили с инициативой обеспечить хотя бы фракции 1-2 штатными специалистами, но в кризис эти предложения реализовывать не стали.

Андрей Васильевич БУСЫГИН, фракция ЛДПР:

- Этот год был кризисным, и все фракции ОЗС, в том числе и наша, обратили внимание на борьбу с ним и на помощь предприятиям, прежде всего малого и среднего бизнеса. Для них важна господдержка в виде снижения налогов. В связи с этим член нашей фракции Ю.Л. Шлемензон вышел с законодательной инициативой о снижении налоговой ставки для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения. Инициатива была поддержана депутатами ОЗС, и в апреле соответствующий закон был принят (см. «Время МБ», №59, 2009 г.). Мы считаем, что это победа нашей фракции в условиях кризиса.

ЛДПР - партия оппозиционная и работает под лозунгом «Мы за бедных, мы за русских», то есть мы защищаем интересы всех малоимущих граждан, живущих в России. И наша фракция выступает против решений правительства области, ухудшающих жизнь вятчан с низкими доходами. Именно поэтому мы выступили против законопроекта по увеличению ставок транспортного налога, так как сегодняшние ставки в изменениях не нуждаются. Хотя мы голосовали против, законопроект был принят в первом и во втором чтениях, высокие ставки получат малообеспеченные жители области, потому что они - владельцы машин мощностью до 100 л. с, маломощных лодочных моторов и мотоциклов. В крайнем случае, возможна (и населению была бы понятна) лишь индексация транспортного налога на размер инфляции. Но таких предложений в ОЗС не поступало. Свою позицию по этому вопросу мы открыто заявили на брифинге 19 ноября и на пленарном заседании ОЗС 26 ноября.

Мы боремся также за точное исполнение федерального закона, который предусматривает полностью бесплатное обеспечение всеми без исключения лекарственными средствами детей до 3 лет и детей до 6 лет из неполных семей. Но регионам даны полномочия принимать решения об ограничении различными списками лекарств для детей. «Ограничительный» закон принят и у нас. Поэтому депутат нашей фракции А.А. Рязанов предложил внести поправки в областное законодательство и не ограничивать никакими списками лекарственные препараты для этих детей. Пока понимания в правительстве области мы не нашли, но надеемся, что нас услышат и федеральный посыл будет зафиксирован в областном законе. Это наша задача на 2010 год. В начале нашего созыва мы внесли предложение о выборах в законодательную власть исключительно от политических партий, чтобы партии через своих депутатов получили властные функции в регионах и в стране. Это было тогда неожиданно, но сегодня такая идея прозвучала в послании Президента РФ. Мы эту работу продолжим до конца 4-го созыва ОЗС, а если решение в масштабах России не будет принято, тогда отстаивать нашу позицию будут депутаты от ЛДПР 5-го созыва.

Сергей Павлинович МАМАЕВ, фракция КПРФ:

- Депутаты нашей фракции регулярно посещают все комитеты, в которые входят, активно работают по всем законопроектам, которые выносятся на рассмотрение ОЗС, и в них мы предлагаем то, что необходимо для улучшения жизни населения.

Но с существующим составом в ОЗС мы не можем реализовать свои законодательные инициативы даже при поддержке фракций ЛДПР и «Справедливой России». У нас нет большинства.

Например, существует закон, предусматривающий льготы по коммунальным платежам для инвалидов, которые не приватизировали жилье: им бюджет доплачивает разницу в тарифе. А для инвалидов, приватизировавших жилье, таких льгот нет. Мы считаем, что это несправедливо, и дважды выходили с законопроектом об уравнивании этих прав для всех инвалидов, и оба раза получили отказ, хотя нас поддержали фракции ЛДПР и «Справедливая Россия». Но большинства мы так и не набрали. Сделаем третью попытку в 2010 году.

Помимо законотворческой деятельности мы выходим с различными инициативами в ОЗС и правительство области. Например, предложили Законодательному Собранию провести правительственный час и проанализировать, что предпринимается для выполнения закона о коррупции, так как ни в России, ни в нашем регионе он практически не действует. Все проголосовали, вроде бы поддержали, но перенесли мероприятие на 2-й квартал 2010 года. Мы не согласились, так как уже накопилось так много острых вопросов, что дело не терпит отлагательства.

Также есть необходимость заслушать ответственных лиц за реализацию закона о запрещении распития пива в общественных местах, потому что этот закон также не действует.

Предложили покончить с двоевластием в районах, которое создалось на основании ФЗ №131. Это нонсенс, который порой парализует работу районных властей, так как глава района вроде бы и выше по статусу главы администрации, а права на подпись финансовых и иных нормативных документов не имеет, значит, нет и реальной власти. А ведь только сокращение при этом штатных чиновников, задействованных в двух аппаратах, даст областному бюджету лишние 100 млн. руб. Решить вопрос реально, и 79 регионов уже двигаются в таком направлении. У Н.Ю. Белых есть понимание в этом вопросе.

Мы выступаем категорически против повышения транспортного налога и считаем, что думать надо о развитии промышленности и сельского хозяйства, а не создавать дополнительные финансовые проблемы в основном малоимущим владельцам стареньких машин и лодочных моторов.

Мы высказываем свои предложения и правительству области. Так, в регионе практически остановилось винно-водочное производство, три предприятия давно не работают и не дают былых доходов в бюджет, а прилавки магазинов заполонила паленая водка и портвейны. Здесь надо искать выходы.

А лесной ресурс как используется? Даже с последствиями ветровалов не можем решить вопрос. Это стихийное бедствие, и найти выход по расчистке лесов можно, если приложить усилия. Сельское хозяйство едва выживает, о какой продовольственной безопасности можно вести речь? На 30% сократилось поголовье скота, чего не было даже в военное время.

Справедливости ради нужно отметить, что новый губернатор за короткий срок сумел многое сделать: сократил на 15% число чиновников, а таких отличных дорог на основных направлениях и такого качества их ремонта в области не было за последние 20 лет. Вводится долгожданный кукольный театр, наконец-то, опять же по инициативе губернатора, в Кирове начали наводить чистоту, бороться с несанкционированными свалками. Но главное - Н.Ю. Белых прислушивается к критике и воспринимает ее конструктивно.

Сергей Александрович ДОРОНИН, фракция «Справедливая Россия»:

- Решение задач законотворчества, представление и защита интересов населения - эти приоритеты лежат в основе работы нашей фракции. Депутаты участвовали в разработке наиболее значимых для региона законопроектов: «О противодействии коррупции в Кировской области», «Об общественной палате» и др. Фракции удалось реализовать и инициативы, направленные на улучшение социальной ситуации в регионе, например, об увеличении финансирования мероприятий на развитие села, предусмотренного в 2009 г. Это позволит улучшить жилищные условия сельских жителей. Финансирование планируется за счет областных и федеральных средств.

Проблема дорог на Вятке - по-прежнему одна из самых острых. Я часто езжу по области, этим летом побывал в 26 районах и убедился, что состояние большинства дорог улучшилось. Но есть и такие участки дороги, а точнее бездорожья, где из-за полного отсутствия путевого сообщения страдают несколько районов области. Речь идет о направлении Вазюк - Киров. Фракция занялась решением этого вопроса, и я несколько раз совместно с руководством области выезжал в Москву для урегулирования финансовых вопросов на ее строительство.

Один из самых значимых вопросов, который нашей фракции удалось решить, - финансирование достройки ледового дворца в Кирово-Чепецке. Мы считаем, что появление такого спорткомплекса даст толчок развитию некогда прославленной кирово-чепецкой хоккейной школы.

Мы также вышли с инициативой о присвоении звания «Почетный гражданин Кировской области» нашему легендарному земляку-хоккеисту Александру Мальцеву. Инициатива была поддержана депутатами и губернатором области.

Хочется также отметить, что «справедливороссы» придерживаются такого принципа: не тиражировать установки «сверху», а двигаться от реальных проблем повседневной жизни к законам, помогающим их решать. Поэтому за время наших депутатских каникул мы встречались с избирателями, трудовыми коллективами, руководителями органов местного самоуправления в различных районах области. Когда знаешь ситуацию изнутри, ты более подготовлен к работе и во многих вопросах начинаешь разбираться более профессионально. При этом информация, полученная нашими депутатами от избирателей, не остается только на региональном уровне, но и доводится до высших должностных лиц государства.

Одним из наиболее значимых событий этого года стало мое участие во встрече с лидерами страны. Точки соприкосновения интересов государства и бизнеса, их взаимной ответственности мы обсуждали на встречах с Д. Медведевым, В. Путиным, а политические перспективы демократии в России и вопросы сельского хозяйства стали темой для конструктивного разговора с С. Мироновым.

Савелий Петрович ЕРМОШИН, группа «Независимые депутаты»:

- То, что мы сделали в 2009 году, можно сформулировать так: поддержка и активное продвижение законов, направленных на сохранение финансирования и улучшение социально-бытовых условий для жителей области, и прежде всего наименее защищенных. Особенно в условиях кризиса. Поэтому эта же задача остается на 2010 год.

Важное место депутаты группы уделяли законодательному расширению полномочий органов местного самоуправления, формированию и деятельности областной избирательной комиссии, выступали инициаторами принятия некоторых законов по этим направлениям.

Центральное место было уделено отработке законодательной базы по противодействию коррупции в Кировской области. Позиция нашей группы достаточно четкая, но, к сожалению, предложенные нами признаки коррупционных правонарушений, которые, по нашему убеждению, необходимо было включить в закон, большей частью депутатов не были поддержаны. При этом оппозиционные фракции проголосовали за включение, а депутаты от партии власти против. Но я думаю, что депутаты ОЗС вернутся к рассмотрению этого вопроса и отдельный раздел о противодействии коррупции должен появиться в региональном законе об административных правонарушениях. Надеюсь, что федеральный центр тоже на это отреагирует. Ведь коррупция - это особо тяжкое преступление, а мера ответственности за нее, как за что-то незначительное.

У нашей группы была инициатива по созданию на общественных началах комиссии ОЗС по вопросам семьи, детства, материнства, и были люди, которые хотели работать и знали как. Тем не менее на пленарном заседании инициативу не поддержали. Сейчас автор инициативы депутат А.Ф. Шумилова обратилась к губернатору с предложением создать общественный совет по этим вопросам при губернаторе. Вопрос будет решаться в 2010 году, так как он важен.

В отношении транспортного налога мы считаем, что подход к ставкам должен быть дифференцированным. В любом случае не должно быть увеличения более чем в 2 раза, особенно для владельцев машин мощностью до 100 л. с, мотоциклов и мотороллеров. И одновременно более значительно увеличить ставки для мощных машин и владельцев яхт, больших катеров.

Одной из главнейших задач на 2010 год мне представляется необходимость создания условий по духовному и нравственному воспитанию жителей области. И если не будет проведена эта работа, то никакой модернизации в стране мы не добьемся. Здесь широкое поле взаимодействия с церковью, с другими общественными организациями, которые заинтересованы в том, чтобы разбудить здоровое ядро в обществе и через человека решать все экономические проблемы.

Подготовила Татьяна Владимирова «Время МБ», № 66/67 от 04.12.2009

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 11.12.2009 11:30:47