Какие времена, такие и цифры

4 декабря 2009

Разговор с предсе­дателем объедине­ния работодателей Кировской области «Совет хозяйст­венных руководи­телей» Евгением Хоменком о том, как мировой эко­номический кризис повлиял на проект областного бюдже­та на 2010 год.

- Евгений Львович, проект закона о бюджете Кировской области на 2010 год на заседании областного Законо­дательного собрания принят в пер­вом чтении. И на самом заседании, и после него было немало споров и взаимоисключающих мнений. Так, лидер фракции КПРФ Сергей Мама­ев заявил: «Бюджета фактически нет. Формируются какие-то цифры по остаточному принципу». И заверил на специально организованной встрече с прессой, что его фракция за такой бюджет голосовать не будет. А какой «такой»? Каждому времени - свой бюджет. В кризисные времена и бюджет соответствующий. Можно ли сказать, что от бюджета развития мы вновь вернулись к бюджету выжи­вания? В чём его главные отличия от предыдущих?

- Какой бюджет?.. Давайте лучше назову цифры. Вот на этот год мы планировали собственные доходы в сумме 16 миллиардов 900 миллионов рублей, а фактически будет где-то 13400-13500 млн. рублей. Представля­ете?! При этом расходы на будущий год планируются на 29 млрд. 200 млн. рублей с «копейками». Естественно, возникает вопрос, как при таких дохо­дах выдержать такие расходы? Дефицит установлен в 2 млрд. 240 млн. рублей. Конечно, дефицит у нас и раньше был. Выдерживали. Для того чтобы выдержать этот дефицит, при­дётся кредиты брать: 5 млрд. 260 млн. - это уж очень большая цифра. Кре­диты брали, но в 2007-08 годах цифры были намного скромнее. И мы закан­чивали год по сути с профицитом. В этом году профицита не получится. Раньше у нас остатки на счетах были большие - два с лишним миллиарда. В этом году остаток будет в пределах 150 миллионов. В общем-то это как раз речь о том, как кризис на нашем бюджете сказался. Конкретнее, пожалуйста. Предположим, в про­шлом году мы более двух миллиардов рублей получили от Кирово-Чепецка. В этом году у нас с Кирово-Чепецкого завода минеральных удобрении нало­говой прибыли фактически не будет. Вот такие цифры...

- Да, цифры если и не скорбные, то уж точно - не радующие. Федераль­ные поступления, кредиты - продол­жаем жить с протянутой рукой. А как же внутренние резервы? Все ждали, что с приходом нового, молодого, энергичного губернатора, с привле­чением свежих толковых специа­листов за счёт оживления местной экономики, своих предприятий будет расти доходная часть бюджета...

- Губернатору не повезло. Кризис очень больно ударил по его планам, ведь мы зависим от общей ситуации в России. Западные банки прекратили перекредитование. А наши монопо­листы (РАО ЕЭС, РЖД), а особенно банки кредитовались оттуда - сразу ощутили нехватку средств. Почему российское правительство стало помогать банкам? Да ведь если банк­ротом становится Сбербанк и другие наши крупные банки - это сразу цепная реакция. Помните, что было, когда «сгорели вклады населения» и не только ведь населения, а и многих предприятий и фирм?! Поэтому нуж­но было срочно, даже в «пожарном порядке» принимать меры, чтоб не повторилось уже пережитое. Когда губернатор приступил к руководству областью, началось общее падение экономики в I квартале. Многие крупные предприятия с января не работали или работали по три дня в неделю, некоторые лихорадило всё первое полугодие. Что уж про «Мо­лот» и «Эликон» говорить. Вот что Белых досталось. Сейчас губернатор двадцать крупнейших налогоплатель­щиков областного бюджета ежеднев­но «пропускает через себя»: с каждым руководителем беседует, выявляет оперативно проблемы, решает теку­щие вопросы. И это правильно!

- А самым крупным «наполнителем бюджета» у нас по-прежнему остаёт­ся КЧХК?

- У нас в области, конечно, это кирово-чепецкий завод минеральных удобрений. Сейчас, правда, он не таксильно помогает. Кто вносит основ­ной вклад в бюджет? Прежде всего монополисты: энергетики, связь, железная дорога. Но ведь кризис и на них повлиял - и у них есть сокра­щение производства. Если станок не работает, так он и электроэнергию не потребляет. Отсюда и сокращение поступлений в областной бюджет, в том числе от энергетиков. Никуда от этого не денешься.

- А ещё по кому сильнее ударил кри­зис и сократил их вклад в бюджет?

- По крупным налогоплательщикам. Омутнинский металлургический завод - там промышленное строи­тельство остановилось, МСЗ 1 Мая - никто в кризис не строит железные дороги, и спрос на его продукцию (краны, шпалоукладчики) резко снизился, «оборонка» - Минфин не давал лимиты Министерству обороны весь I квартал. Договоры с нашими оборонными предприятиями начали заключать только в мае-июне. Деньги на предприятия не поступали, и это сказалось на всём первом полугодии, в том числе и на бюджете области.

- А что же лес - «главное богатство области»?

- Лес в первом полугодии вообще остановился, особенно экспорт.

- Ну а сельское хозяйство у нас всег­да в последние годы страдало больше других отраслей. В новом бюджете «урезание» его финансирования, как я слышал, намного больше, чем в среднем по России.

- Сколько где сократили, пока точно никто сказать не может - бюджеты, как и у нас, ещё окончательно не при­няты. Губернатор завтра (интервью взято 13 ноября. - В.Ф.) встречается с селянами: будут искать, за счёт чего можно добавить в аграрный сектор. А добавки будут обязательно. Даже после принятия бюджета - в течение года. Мы будем поддерживать тех, кто работает, кто даёт области реальную сельхозпродукцию. Как «Дороничи», к примеру. Надо продол­жать завоёвывать рынки для нашей сельхозпродукции и прежде всего у соседей - Коми, Татарстан, Нижний Новгород. Кирово-Чепецк дал в конце года 300 млн. тонн удобрений нашим сельхозпроизводителям - это очень важно, и будем продолжать подобную поддержку аграриев.

- О строительстве цементного завода на базе Советских карьеров можно забыть? Это, выходит, такой же «мыльный пузырь», как и недавний миф о ЦБК?

- Проект был докризисный, когда ощущался острый дефицит цемента в масштабах страны. Чтобы снять этот дефицит, пустили на российский рынок Турцию, Китай. Конкуренция сбросила цены. А сейчас объёмы стро­ительства упали, и такой, как раньше, потребности в цементе не стало. У фирмы-подрядчика с деньгами на­пряжённо, кредиты брать рискованно - даже в Москве объёмы строитель­ства упали, практически перестали строить всю «логистику». Значит, и ожидаемая прибыль от ещё непост­роенного завода заведомо снизилась. Но, надеюсь, вопрос окончательно не закрыт - его решение будет зависеть от развития общей ситуации.

- Пока же ситуация такова, что власть для пополнения бюджетных источников «шарит по карманам населения». Это я о повышении транспортного налога, вызвавшего такие бурные страсти. Жириновский (я видел по телевизору его пламенную и довольно убедительную речь) предлагает включить этот налог в стоимость бензина.

- Нанаш взгляд, это было бы пра­вильно - кто чаще ездит, больше и платит. Но это прерогатива федераль­ного законодательства, на уровне области мы так сделать не можем.

С одной стороны, мы повышаем транспортный налог, а с другой, - за время, пока у нас в области его не трогали (с 2006 года), выросла и средняя зарплата, и пенсии. Так что, несмотря на инфляцию, логика в по­вышении есть. Федералы поступили хитро: установили базовую ставку, а на сколько повышать - решайте на местах. Но нам уже недодали денег и содержание дорог возложили на муниципалитеты. Сказать, что это хорошо для нас, язык не повернётся. Но мы ищем возможность снизить «нагрузку» на плательщиков. Пен­сионеры и ветераны войны имеют преференции до 30 и 50 процентов. 25 рублей на одну лошадиную силу - это для «Жигулей» - 1750 рублей в год, а для машин до 45л.с. («Ока», «За­порожец») ставка 15 рублей. Ну а за мощные машины будут по 18-25 тысяч платить - тут тоже на пределе. Мы пытались снизить ставку на машины до 100 л.с. с 25 до 20 рублей, но пока этот вопрос не прошёл. Будем ещё спорить на заседании комитета ОЗС 25 ноября. Мы предлагаем разнести оплату транспортного налога на два раза - 1 июля и 1 сентября. (Когда вы получите этот номер, ОЗС уже узако­нит новые ставки - прим. ДВ)

- Любопытная картина: с индивиду­алов транспортный налог собирается почти полностью, а «малый бизнес» задолжал оплату около 180 млн. рублей. Бизнес так и не перестали «кошмарить»?

- Надзорных органов слишком много, они и «кошмарят». А тяжёлая ситуация у некоторых наших пред­принимателей сложилась в связи с доначислениями НДС. Покупали у фирм-посредников продукцию, различные масла, химикаты. И отде­льные поставщики оказались недоб­росовестными плательщиками НДС, кого-то даже и найти не могут. Их задолженность переложили на наши предприятия-заказчики. Приходится им сейчас судиться.

- Закрываются из-за отсутствия средств на финансирование некото­рые областные целевые программы. Кое-кто из депутатов ОЗС предлагает «снять деньги» и с программы «По­вышение инвестиционной привлека­тельности региона», ссылаясь на то, что она не работает. Ваше мнение?

- Неправильно! Хотели бы мы не хотели, но есть вопросы, которыми просто нельзя не заниматься. Ин­вестиции остановились везде, даже в Подмосковье, где было «золотое дно». Это не от хорошей жизни, но это временно. Инвестиции в наш регион - работа на будущее нашего края.

- Как и социальные программы, особенно по поддержке материнства и детства. Не так ли?

- Что касается социальных нужд, то сокращения основных выплат не будет - их содержание останется на прежнем уровне.

- Насколько мне помнится из полит­экономии, вслед за кризисом обычно следует подъём экономики...

- К сожалению, этот кризис не такой, как предыдущие. Всё со всем связано, разные отрасли экономики да и социальной жизни - звенья одной цепи. В целом в промышленности (можно осторожно сказать) падение закончилось. Идёт некая стабилизация. Но больших подъёмов мы не видим и не ожидаем в будущем году. Боюсь, что не покроем наши пот­ребности даже наполовину. Трудно с «Молотом». Я считал, что по «Молоту» надо было ехать в Тулу, договариваться с КБ «Приборостроение», брать и запускать в производство новые изделия. Ведь ситуацию там довёл до ручки папа бывшего зама нашего бывшего губернатора. А сегодня наш новый губернатор и его новый зам ежедневно (ещё раз — это не пре­увеличение!) пытаются её разрулить.

Сложно...

«Оборонка» кое-где («Лепсе», «Авитек», «Маяк») уже «выруливает» и порой неплохо. У шинного завода всё, что касается госзаказа, заказов МО, стабильно - как было, так и бу­дет. А вот сгражданской продукцией (теми же шинами для «Жигулей») хуже. Понятно: в кризис экономят на потреблении, даже в Европе и США средний класс, покупавший новый автомобиль раз в три года, сейчас уже «перешёл на пятилетку». Министерство обороны не рассчита­лось за произведённую продукцию с «Вахрушами», с «Белкой» (последней Минобороны задолжало 84 млн. руб­лей). Многие предприятия экономят на новом оборудовании, предпочитая ремонтировать старое. Предпри­ниматели, у кого устоялся и устоял их бизнес, хотят его сохранить. Не рискуя расширять.

Но у меня всё же есть надежда, что со второй половины следующего года начнётся оживление в ведущих сферах нашей экономики (лес, сельхозпереработка и даже лёгкая про­мышленность, проигравшая Китаю и Турции, как наиболее быстроокупаемые), расширятся рынки для сбыта местной продукции, окрепнет бизнес. И увеличатся поступления в бюджет, что поможет нам выстоять и в эти кризисные времена.

Валерий Фокин

Р.S.

Уже после того как это интервью было подготов­лено к печати, страсти по транспортному налогу продолжали бушевать и на общероссийском уровне. Уже принятое Госдумой решение было возвращено на повторное рассмот­рение и 20 ноября при повторном голосовании от повышения ставки отказались. Произошло это после специального совещания в Администрации Президента России, где в свя­зи с тем, что «граждане высказались против повышения ставок транспор­тного налога», повышение налога было признано «нецелесообраз­ным». Право принимать непопуляр­ные решения мудро предоставлено регионам. Впрочем, на местах могут не только увеличить, но снизить этот налог. Если, конечно, финансовое положение позволяет... Губернатор Кировской области на­стаивает на повышении. Всё понятно: сужается база налогообложения, снижаются собственные доходы бюджета.

Обостряется ситуация с «Молотом» - грядут новые массовые сокраще­ния.

Несмотря на то, что «губернатор ежедневно пропускает «Молот» через себя», тот, как в старой революцион­ной песне, «в стальную грудь сильней стучит».

Проблемы наполнения и исполнения бюджета области заставят ещё не раз вернуться к ним в разговоре на стра­ницах нашего журнала.

«Деловая Вятка», № 7 от 04.12.2009

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 18.01.2010 12:51:04

Последнее изменение: 18.01.2010 12:52:26