Ответственность – на плечах губернатора

1 декабря 2009

После принятия ряда поправок депутаты Заксобрания всё же «ударили транспортным налогом по автомобилистам». А всю ответственность за столь непопулярную меру взял на себя губернатор как инициатор законопроекта. Похоже, на себя ему придётся брать и основной удар в борьбе за трезвость вятского мужика.

Где действовать...

Согласия в депутатах при обсуждении повышения транспортного налога не было и на сей раз, хотя его в какой-то степени смягчили между первым и вторым чтением. Прежде всего было решено дифференцировать налоговую ставку для легковых машин мощностью до 100 лошадиных сил. Владельцы автомобиля до 45 «лошадок» будут платить по 15 рублей за каждую. С 45 до 85 л.с. - по 20 рублей, и с 85 до 100 л.с. - по 25 рублей. На мощные автомобили сохранены ставки, принятые в первом варианте законопроекта. Кроме того, чтобы снизить финансовую нагрузку на автовладельцев, налог разрешено платить в два этапа. Сохранены и льготы. Те же пенсионеры, которые и являются основными хозяевами маломощных машин, будут платить лишь половину стоимости налога. А вот предложение КСП зачислить в льготники и транспортников, занимающихся пассажироперевозками, депутаты отклонили. Так что ожидать нам в скором времени повышения платы за проезд. Кстати, все принятые льготные поправки обойдутся областной казне в 100 млн рублей.

Напряжение в зале возникло сразу после отказа монолитного блока «единороссов» заслушать резолюцию пикетчиков, собравшихся утром перед входом в здание Законодательного Собрания. «Дать слово народу», как просили депутаты левого толка, подавляющее большинство народных избранников отказалось, предложив перенести вопрос в последний раздел о разном. А чтобы привести парламентариев к «общему знаменателю», докладчику - председателю комитета по бюджету и налогам - не раз приходилось возвращаться к доказательствам необходимости принятия новых налоговых ставок (кстати, в новом виде они в два раза ниже предельно допустимой нормы), средства от которых пойдут в 2011 году за счёт кредитов на поддержку сельских дорог. Однако его доводы не казались убедительными оппозиционной стороне. Особое недоумение вызвало высказывание докладчика о якобы значительном повышении к 2011 году и зарплат, и пенсий. Пришлось тут же уточнять, что отчёт идёт от 2006 года, с которого и действовал закон, не корректировавшийся всё это время. Депутат В.В. Крешетов высказал мнение о том, что повышение ставок уйдёт в недоимку, в результате чего ожидаемого экономического эффекта не получится - останется лишь, как подчеркнул депутат, «огромное недовольство людей, порождённое этой циничной выходкой». Оппозиция призывала «поступать по совести», искать иные пути решения проблем, не залезая в карман налогоплательщика, которому и так несладко при нынешней жизни.

Тем не менее закон, повышающий транспортный налог, был принят при 15 голосах «против» и одном воздержавшемся.
Правда, перед этим прозвучало предложение голосовать поимённо, чтобы народ, как говорится, знал своих героев. Но губернатор области взял ответственность на себя. «Я понимаю, - отметил Н.Ю. Белых, - что мера эта крайне непопулярная, но в то же время абсолютно убеждён, что и крайне необходимая. И я беру, как инициатор этого законопроекта, всю ответственность на себя. Других источников на содержание дорог в бюджете нет». И добавил, что людям ещё долго придётся объяснять необходимость закона, пока они не оценят его по состоянию дорог.

... А где и наблюдать

Из оппонента левый блок депутатского корпуса превратился в союзника губернатора, как только тот поднял вопрос о необходимости объявить серьёзную войну тотальному пьянству, в котором увязла наша область. Причём гораздо глубже, чем вся Россия. У нас и умирают от последствий алкоголя в два с лишним раза чаще в сравнении с теми же общероссийскими показателями.
Речь идёт о комплексном подходе в решении алкогольной проблемы. «Однобокость в этом деле даёт лишь отрицательный результат. Кроме того, пьянство не одолеть силами отдельного региона, если на то нет федеральной политической воли», - подчеркнул Н.Ю. Белых. В центре антиалкогольная кампания уже стала предметом обсуждения, и наверняка в скором времени появится ряд нормативных актов, влияющих на сферу потребления алкоголя.
Проходит стадию согласования и региональный план первичных мероприятий, состоящий из трёх блоков: организационно-правового, культурно-воспитательного и информационно-пропагандистского. Что касается правового обеспечения социальной антиалкогольной политики, то на сегодня в области нет основного закона, закрепляющего её ведущие направления, который бы лёг в основу всех действий по ограничению пагубного влияния пьянства.
Как проинформировал губернатор, правительство над ним работает и в ближайшее время вынесет на суд депутатов. А на сегодня ключевым моментом является, по мнению руководителя региона, ограничение времени розничной продажи крепких спиртных напитков.

Законопроект, запрещающий продажу с 23 до 7 часов утра алкоголя крепостью выше 15 градусов в сети розничной торговли (общепит с его ресторанами, кафе и барами не подразумевается), был включён в повестку дня. Как и законопроект, предлагающий увеличение ответственности за изготовление и сбыт «домашнего» алкоголя.
Запретительное решение можно принять и в одностороннем порядке - постановлением правительства области, что и предлагали сделать многие депутаты на стадии его обсуждения в комитетах. Но здесь, как подчеркнул Н.Ю. Белых, именно тот случай, когда позиция и подходы в решении проблемы должны быть общими. «Я бы очень не хотел, чтобы такой вопрос, как антиалкогольная политика, рассматривался как частная инициатива правительства или отдельных его членов. Или мы вместе признаём пьянство социальным бедствием и вместе начинаем с ним бороться, или Законодательное Собрание занимает позицию наблюдения за тем, как это будет делать правительство. Но и политически, и идеологически правильно делать это совместно», - высказал свою точку зрения губернатор. Однако 33 депутата, за исключением 14 выступивших «за» (в их числе В.В. Крешетов, С.П. Мамаев и Н.А. Малков - директор агрофирмы «Надежда» из Советского района, который видит, как спивается село, но повлиять на это без соответствующих рычагов не может), пока не стали делить ответственность с губернатором, ссылаясь на «сыроватость» предложенных правительством законопроектов и на возможный разгул теневого и контрафактного алкоголя. Не повлияли на их решение и представленный опыт действия подобных законов в других регионах, и возможность принятия запретительных мер сроком на год, чтобы дальше посмотреть по ситуации. Как и доводы о том, что речь идёт не о запрете пития, а о его злоупотреблении и тяжёлых последствиях.

Однако Никита Юрьевич на попятную идти не собирается, и запрет на ночную торговлю крепким спиртным будет вынесен постановлением на уровне правительства.

Два мнения по поводу...

Е.В. Сметанин, депутат ОЗС:

- Нельзя забывать, что кризисная ситуация развития экономики государства вынуждает принимать такие непопулярные меры. И я думаю, что это не слабость и не действия, выходящие за рамки полномочий. Наоборот, нужны сила и мужество, чтобы принимать непопулярные, порой очень болезненные решения, но единственно возможные в той ситуации, в которой мы сегодня находимся. Обсуждение транспортного налога было достаточно эмоциональным и в то же время достаточно обоснованным. Пошагово рассматривали каждый момент: и виды транспорта, и какие люди за ним стоят. Принимая эти изменения, мы руководствовались старым законом - был большой запас, который мы не использовали. Может быть, это и было упущением, и ставку нужно было помаленьку увеличивать каждый год. А поступление и использование этих денег будет предельно конкретным и прозрачным.

Д.М. Русских, депутат ОЗС:

- Мы прекрасно понимаем, что бюджету тяжело и нужны деньги, но никто не спросил, а как живётся населению. И готово ли оно платить налог, который превышает нынешний в разы, особенно по автомобилям до 100 л.с. В моём понимании это просто неуважение к своему народу, которому и так тяжело. Тем более что налог не панацея. Когда у нас говорят, что бюджет социальный на 75 процентов, его можно сделать социальным на все сто - с населения собрать, а затем снова ему всё раздать. Если и поднимать, то надо было на уровень инфляции, это было бы честнее.

Марина Стяжкина

«Кировская правда», № 143 от 01.12.2009

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 18.01.2010 12:59:25

Последнее изменение: 18.01.2010 13:01:02