Владимир Савиных: «Высокие штрафы «кошмарят» бизнес»

19 февраля 2010

Защитить предприятия еще от одного «кошмара», в виде штрафов, несоразмерных с правонарушениями, ими допущенными – с такой законодательной инициативой на январском пленарном заседании ОЗС выступил депутат от фракции «Единая Россия» Владимир Васильевич Савиных.

Областные парламентарии единогласно поддержали Сасиных. Инициатива о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях направлена в государственную Думу.

- Владимир Васильевич, что послужило толчком для вашей инициативы?

- 13 апреля 2009 года вступил в действие Федеральный Закон № 9, которым были внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях: значительно ужесточена ответственность за нарушение федерального законодательства об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах. Понятно, что это было сделано, чтобы воздействовать на тех игроков рынка ценных бумаг, которые продают акции на биржах, размещают крупные эмиссии. Но коснулось буквально всех – в одной ситуации оказались все участники рынка ценных бумаг, все ООО, ОАО и ЗАО – то есть большинство предпринимательской среды Российской Федерации.

Большая часть корпоративных правонарушений теперь карается штрафом от 500 тысяч рублей. Иначе говоря, суммы штрафов увеличены в десятки раз!

- Для малого бизнеса в нашем регионе это значительные суммы…

- Более чем значительные! Особенно для предприятий, работающих в регионах. Для них такие штрафы – непосильное бремя! Фактически, банкротство! И уже есть примеры, когда предприятия подумывают о прекращении своей деятельности.

Между тем в большинстве случаев допущенные правонарушения не идут ни в какое сравнение с санкциями, которые налагаются на предприятия. Приведу такой пример. Фирма опоздала в предоставлении документации на один день. Может быть, из-за ошибки одного человека, отвечающего за отправку документов. Фирму штрафуют как минимум на 500 тысяч рублей, тем самым ставя предприятие на грань банкротства.

Ужесточение административного наказания уже взято на вооружение инициаторами корпоративных войн! С помощью такого «оружия» очень удобно, как говорится, «кошмарить» бизнес.

Между тем, Конституционный Суд еще в 2008 году прописал, что нельзя устанавливать непомерно большие штрафы. Не соотносимые с финансовыми возможностями юридических лиц, такие штрафы превращаются из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, ограничения свободы предпринимательства и права частной собственности.

С учетом того, что некоторые правонарушения по своему характеру являются малозначительными, совершенными по неосторожности, наказание за них должно быть соразмерным. Штрафные санкции должны быть дифференцированными. А кроме того, необходимо снизить границу штрафа.

- Владимир Васильевич, прежде чем выйти с этой законодательной инициативой в Заксобрание, Вы провели большую работу в бизнес-сообществе Кировской области…

- В рамках Вятской торгово-промышленной палаты состоялся круглый стол, в работе которого приняли участие предприниматели, профессиональные игроки на рынке ценных бумаг, аудиторские фирмы. Все участники встречи сошлись во мнении: нужно вносить изменения в Кодекс, иначе последствия могут быть непоправимыми.

- Какие именно предложения прозвучали на круглом столе?

- Все предложения я внес на рассмотрение пленарного заседания Законодательного Собрания Кировской области в форме законодательной инициативы. Поскольку цель административного наказания – предотвращение правонарушений, а не пополнение бюджета, то по ряду правонарушений, не повлекших финансовых последствий, было бы целесообразно ввести такую санкцию, как предупреждение.

Кроме того, я предложил внести изменения, снижающие нижнюю границу штрафов в 10 раз. И в то же время – оставить верхнюю планку для отдельных, серьезных правонарушений. Пусть это будут 700 тысяч рублей, а то и большая сумма.

Думаю, что необходимо также предусмотреть, что дисквалификация руководителя предприятия или ответственного лица применяется как вид наказания только при неоднократных, серьезных нарушениях.

Пункт 3 статьи 15.22 мы хотим вообще исключить, так как там есть такие формулировки, как «иные нормативные документы». Иначе говоря, применяется двойная отсылка, а это дает возможность привлекать к ответственности за любое нарушение, причем фактически бесконтрольно.

Отмечу, что Вятская торгово-промышленная палата приняла решение выйти с подобной инициативой в Российскую торгово-промышленную палату, которой будет предложено кардинально пересмотреть данный законопроект.

Подготовил Александр Гуляев «Вятский наблюдатель», № 8 от 19.02.2010

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 03.03.2010 08:58:30