Надежда как стратегия

2 февраля 2010

Депутатский корпус ОЗС одобрил на пленарном заседании долгосрочную стратегию социально-экономического развития Кировской области. По мнению большинства, даже в условиях кризиса это переход к нормальной системе стратегического прогнозирования, в рамках которого можно и дальше осуществлять законотворческую деятельность по реализации направлений плана жизни области. И даже именующий себя оппозиционером депутат В.Н. Туруло признал, что «это и есть системная работа: когда некое мнение обретает материальное оформление, мы открываем надежду на будущее». Губернатор по просьбе народных избранников - они посчитали это важным - уточнил, что данная редакция стратегии - не обновлённый вариант сочинения 2008 года, а абсолютно новый, переработанный документ.

Сценарий жизни

Докладчик - заместитель председателя правительства области Э.А. Носков - заострил внимание на существенно изменившихся параметрах стратегии, её финальных показателях и политике в отношении социальной сферы. Прежними остались приоритеты, инновационный сценарий, предполагающий развитие высокотехнологичного производства, и цель - повышение качества жизни населения до уровня более успешных соседей по ПФО. Причём с максимальной адресной поддержкой нуждающихся - одних только инвалидов в области свыше 149 тысяч человек, из них более четырёх тысяч детей. А запланированное благополучие возможно лишь в результате серьёзного развития приоритетных отраслей экономики, предполагающих изменение самой структуры валового регионального продукта с увеличением доли реального сектора экономики, кардинального повышения производительности труда, формирования зон опережающего развития и подготовки инфраструктуры для реализации базовых инвестиционных проектов, поддержки малого и среднего бизнеса. И, что очень важно, модернизации социальной сферы - создания опорного каркаса с целью концентрации в наиболее подходящих для этого районах высокотехнологичных услуг, приближенных к городским условиям, и соответственно той же концентрации, а не распыления бюджетных средств. Такой вариант выбрали из-за пустеющей глубинки, с каждым годом теряющей свою перспективность.

Плотность населения в нашей области самая низкая в ПФО - 11,6 человека на один квадратный километр. В почти 70 процентах населённых пунктов проживают менее 100 человек. И решить проблемы этих людей - а это недостаток кадров, слаборазвитая транспортная инфраструктура, низкий уровень газификации - может не только «возведение каркаса», но и оптимизация административно-территориального устройства и система расселения. Правда, лишь тщательно продуманная.

Но если всё пойдёт по плану, к 2020 году объём ВРП увеличится в пять раз в сравнении с 2008 годом, инвестиции в основной капитал возрастут в 2,4 раза, производительность труда - в три раза, а наша с вами номинальная зарплата - в 3,3 раза. Так что Кировская область не только укрепит свои позиции, но и поднимется в рейтинге соседних регионов на 3-4 ступеньки.

Работа над новым вариантом стратегии началась с мая прошлого года, и у всех желающих была возможность поучаствовать в её разработке - по разным профилям трудились шесть рабочих групп. Активно обсуждалась стратегия и в прессе, и в общественных организациях, и представителями науки и бизнеса. Прорабатывались предложения и в политических фракциях Заксобрания, и в депутатских комитетах. И большинство из них нашло отражение в новой редакции стратегии. Тем не менее накануне пленарного заседания депутаты на своих профильных комитетах ещё раз «прошлись» по волнующим позициям. Членов комитета по социальным вопросам больше беспокоило, как бы не оказался опорный каркас «из ржавого железа». Но на сегодня можно сказать пока одно: по всем 11 опорным центрам получены обоснованные предложения от глав районов, так что нынешнее стратегическое решение соотнесено и с наличием транспортной сети, и с количеством обслуживаемого населения, и с теми программами и мероприятиями, которые «развёртывают» на этих территориях департаменты здравоохранения и образования.

Народные избранники высказали и опасение по поводу того, хватит ли места в спортзалах тем, кто согласно долгосрочному плану полюбит спорт: к 2020 году поклонников здорового образа жизни должно стать на 30 процентов больше. Есть вероятность, по мнению депутатов, превратиться в китайцев, которые занимаются физкультурой и спортом прямо на улице. Впрочем, к 2020 году с этим делом станет уж точно яснее.

Разговор о модернизации социальной сферы, о возвращении судоходности реки Вятки продолжился уже на пленарном заседании. Депутат С.П. Ермошин хотел знать наверняка, есть ли конкретные цифры, доказывающие нерентабельность перевоза грузов вод-ным путём. Доказательства есть, заверил Э.А. Носков, но, если поменяются условия, к вопросу целесообразности вернутся. А депутат А.В. Бусыгин вновь напомнил о создании на территории трёх районов - Советского, Лебяжского и Нолинского - национального парка «Атарская Лука», в связи с чем нужно перепрофилировать экономику этих территорий.

Много предложений поступило по организации реального сектора экономики, по поддержке моногородов и отдельных предприятий, по оптимизации территориального устройства, по освоению биотехнологий и другим заложенным в стратегию направлениям. Другое дело - кто всё это будет выполнять. Но и ответ на виду: хотим быть лучше - самим и рукава засучать.

Надо отдать должное нынешнему документу - он более реалистичен и жизнеспособен. Ни заоблачных зарплат в 90 тысяч, что так повеселило в прошлый раз депутатов, ни другого креативчика. С.А. Доронин, видно, заскучав от такой «тиши и глади», решил подкинуть чуток амбициозности, предложив пустить скоростную электричку до той же Зуевки. «Летают» же такие поезда между двумя столицами. А что, чем депутат не шутит...

Как подчеркнул в конце деловых прений губернатор, стратегия не есть догма, и жизнь будет вносить в неё свои коррективы. А процесс сопровождения стратегии с созданием конкретных планов действий будет поручен обновлённому и более мобильному экономическому совету. Решения по обсуждаемым на пленарном заседании вопросам будут приняты в ближайшее время.

Наши права и поправки к ним

Клятву верности закону, чести и совести произнёс одобренный областными парламентариями на должность уполномоченного по правам человека в Кировской области бывший депутат Госдумы В.В. Климов - юрист, «афганец», в числе других наград имеющий медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени. Кстати, это была единственная кандидатура на должность уполномоченного по правам человека, внесённая губернатором и «соответствующая всем требованиям» для столь ответственного поста.

В окончательной редакции приняли депутаты поправки в областной закон, обеспечивающий жильём за счёт средств федерального бюджета ветеранов войны. Во-первых, упразднено ограничение в очереди - раньше на жильё могли претендовать лишь ветераны, вставшие в очередь на улучшение жилищных условий до 1 марта 2005 года. Кроме того, дополнительно предусматривается право на единовременную денежную выплату на покупку или строительство жилья нуждающимся, и опять-таки независимо от времени, когда встал ветеран на учёт в органы местного самоуправления. Как сообщил глава департамента социального развития А.И. Шиляев, на 20 января в органы местного самоуправления уже подали заявки на улучшение жилищных условий 1137 ветеранов. И эти сведения направлены в Москву. Однако Александр Иванович полагает, что цифра будет ещё больше, так как по проводимому в августе опросу по области нуждалось в улучшении жилья около 2 тысяч ветеранов, не стоящих в очереди, тогда как по действующему на ту пору законодательству на учёт можно было вставать лишь до 1 марта 2005 года.

Сразу в двух чтениях на пленарном заседании были приняты поправки в закон, регламентирующий организацию и деятельность по опеке и попечительству в Кировской области. Новшества вызваны необходимостью установления новых нормативов численности специалистов по этому виду деятельности с учётом повышения требований к ним и расширения функционала.

А на заседании комитета по социальным вопросам вновь вернулись к больной теме повышения транспортного налога. Как оказалось, забыли владельцев мотоциклов мощностью до 30 лошадиных сил. И сейчас они должны за своего работягу платить почти две тысячи рублей, в отличие от соседа - владельца маломощного «жигулёнка», транспортный налог за который обойдётся в 300-400 рублей. Кроме того, пенсионеры-мотоциклисты не вошли в число льготников. И эту ошибку депутат В.И. Ворожцов предложил коллегам исправить. Тем более это не единственная оплошность, касающаяся транспортного налога.

Марина Стяжкина

Из первых уст

Г.А. Гончаров, председатель комитета по социальным вопросам:

- Я одобряю нынешний подход к рассмотрению и разработке стратегии - у всех, кто хотел высказаться, была такая возможность. Кроме того, на наших рабочих группах и фракциях побывали представители правительства области - от заместителей председателя до специалистов. Предложения депутатов дорабатывались и были учтены в документе. И после такой длительной и тщательной процедуры доработки у меня не было сомнения в том, что она будет принята подавляющим числом голосов. Конечно, сама по себе стратегия - это не закон как таковой. На её основе будут разрабатываться законы, программы, облачённые в конкретные цифры, - по ним мы и будем двигаться вперёд. Но, чтобы видеть перспективу и направления, нужен этот документ. Сейчас документ должен уйти в ПФО, где по нему подготовят свои замечания для центра. И чем быстрее это будет сделано, тем больше у нас шансов решить ту же проблему по «Молоту» и другим социально значимым объектам.

А.Ф. Шумилова, независимый депутат:

- В сравнении с прошлой стратегией эта более реальна и конкретизированна и в отношении промышленности, и сельского хозяйства. Конечно, учитывая нашу демографическую обстановку, может возникнуть дефицит рабочей силы во всех сферах деятельности. Наиболее спорным вопросом оказался опорный каркас социальной сети. Но я считаю это решение правильным. На сегодня, хотим мы этого или нет, естественная убыль населения огромная, и нам вряд ли удержать малочисленные районы. Стратегия во многом затрагивает социальную сферу, а это бюджетная часть, которая тоже будет реформироваться. Мы попросту не можем оставаться на прежних позициях - будем менять этапы финансирования, подходы к нему в том же здравоохранении, образовании.

 

«Кировская правда», № 13 от 02.02.2010

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 03.03.2010 11:22:52