Борьба «ЗА» или «ПРОТИВ» населения

16 апреля 2010

Вперед, за трезвость!

22 апреля на заседании ОЗС депутатам предстоит обсуждать проект закона Кировской области«О слабоалкогольной продукции и непищевых жидкостях». Субъект инициативы - Губернатор области. Едва появившись на свет, законопроект вызвал самые разные толкования и прогнозы.

Да не обижу тех, кто причастен к законотворческой работе, перефразировав известную поговорку – «написать закон еще полдела...». А вторая половина дела, чтобы он заработал и дал ожидаемый эффект. Чтобы опирался не только на инициативу и видение разработчиками социальных проблем, а на просчитанную возможность его исполнения!

Пьет-то кто?

Какие основные цели обозначены в пояснительной записке нового закона?

Это запрет на изготовление, хранение и сбыт любой алкогольной продукции, как с целью сбыта, так и без таковой, и запрет на пребывание граждан в общественных местах с открытой бутылкой пива, банкой алкогольного коктейля. Цели, безусловно, благие, но...

Давайте посмотрим, кому адресован и на борьбу с чьими проблемами направлены Федеральный закон №11-ФЗ «Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», принятый в начале 2005 года и аналогичный, готовящийся сегодня на уровне нашей области.

Кто является наиболее активным потребителем данной продукции?

Если варят брагу, гонят самогон и потребляют в основном в сельской местности – то мы понимаем, что эта строка закона адресована жителям глубинки.

Если ходят по улицам с пивными бутылками «целостность упаковки, которых нарушена...» в основном молодые люди, то получается, что подтекст этих запретов адресован кому? Правильно, родителям. Угроза звучит конкретно и адресно - «родители - следите за своими детьми - иначе будет платить - ого-го какие штрафы!»

А это однозначно – те семьи, у которых острые социальные проблемы, а уровень жизни, возможностей и, к сожалению, культуры оставляют желать гораздо лучшего. А таковых, в нашей стране большинство.

А борется кто?

По данным УВД Кировской области, ежегодно сотрудники областной милиции составляют до 120 тысяч административных материалов на лиц, задержанных за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, за распитие пива, водки и т.п. на улицах. Но эта цифра, как капля в море, тонет в количестве тех случаев, которые не попадают в поле зрения стражей порядка.

И, разумеется, в связи с новым законопроектом возникает тот же вопрос – если не получилось организовать эффективную реализацию федерального закона от 2005 года по борьбе с массовым алкоголизмом, и спиртные напитки как распивались в общественных местах, так же массово распиваются и поныне, то как же будет достигаться исполнение нового закона, транслирующего требования первого на областной уровень?

Очевидно, что принятие областного закона может оказаться шагом в пустоту – для него не подготовлена почва, ни в плане возможностей милиции, ни в плане эффективного создания общественного мнения и гражданской активности, ни в плане изменения социальных условий, дающих реальные альтернативы времени, проведенному за бутылкой.

И это лишь несколько из множества вопросов без ответа. Опасаются граждане и того, что новые запреты могут стать новой темой для коррупции и взяток. Таким образом, законопроект уже на стадии обсуждения вызвал неоднозначное к себе отношение и большое количество претензий.

«Сухой закон» или назад в будущее?

Депутаты ОЗС ответили на вопросы ВН:

1) Можно ли сравнить готовящийся закон с «сухим законом» 1985 года?

2) Что потребуется предпринять, для того чтобы новый закон заработал?

Савелий Петрович Ермошин, руководитель депутатской группы «Независимые депутаты».

Человеческий фактор важнее всего

1) «Сухим» его никак не назовешь, ведь государство не берет на себя полную монополию и не проводит жесткую политику по регулированию вопросов продажи спиртного.

2) Для того чтобы он заработал в полную силу, начинать надо не с системы ограничений, а с человеческого фактора. С человека. Посмотрите, сколько сегодня молодежи думает не то том, как устроиться на работу и содержать семью, а как найти чего и выпить. Людей отучили работать. Удобнее пособие по безработице получать, чем трудиться. Надо начинать с создания нормальных экономических условий для жизни.

Дмитрий Михайлович Русских, заместитель председателя комитета по социальным вопросам.

ЗОЖ как национальная идея

1.) С настороженностью отношусь к понятию «сухой закон». Были уже безалкогольные свадьбы и полный отказ от алкоголя, а что получилось? Одной «сухостью» проблему не решить – и к тому же все в обществе должны быть готовыми жить без алкоголя, а это требует огромных усилий всех социальных институтов и повышения уровня жизни. От хорошей жизни не спиваются.

2.) В первую очередь это должно стать национальной идеей всей станы. Мы ее все ищем, а она на виду. Здоровый образ жизни нужно пропагандировать на самых разных уровнях - в семьях, в школе, детских садах, в институтах. Один закон в 2005 году уже приняли, а как пили в общественных местах, в парках и на улицах, так и пьют. Не запретами нужно действовать, а уводить молодежь в спорт, в здоровый образ жизни, чтобы в обществе не было нехороших примеров. Причем самую активную работу надо вести с ребятами 10 -12 лет, это та точка возврата, которая может дать результат. И основную нагрузку должны взять на себя государство и семья.

Информация для размышления

Статья 3 законопроекта КО «О слабоалкогольной продукции и непищевых жидкостях»

«На территории Кировской области запрещается:

изготовление с целью сбыта и (или) сбыт гражданами самогона, браги, других спиртных напитков домашней выработки, спиртосодержащих непищевых жидкостей;

изготовление, хранение спиртных напитков непромышленной выработки и браги без цели сбыта;

сбыт аппаратов для изготовления спиртных напитков непромышленной выработки;

пребывание на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключением организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица, с пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, а также с алкогольной и спиртосодержащей продукцией с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции, расфасованными в одноразовые пластиковые стаканы, полиэтиленовые пакеты, а также в бутылки, металлические банки, тетрапаки или иную упаковку, целостность которых нарушена».

Пьющее поколение? Или ментальность такая?

На одной из студенческих научно-практических конференций заслушивался доклад на тему «Пивной алкоголизм». Докладчик приводил аудитории убедительные аргументы против употребления пива и в частности такой: выпить бутылку пива, то же самое что рюмку водки. Представьте себя и своих друзей, прогуливающихся по улице и опрокидывающих один за другим стопарики с водкой. Слушатели долго смеялись...

По статистическим данным, Кировская область занимает первое место в ПФО по продаже алкогольных напитков и пива на душу населения - 10,8 литра в год.

В Ульяновской области этот показатель составляет 5,8,

в Саратовской - 5,9 литра.

Показатели заболеваемости алкоголизмом и алкогольными психозами в Кировской области превышают общероссийские.

На сегодняшний день 30 тысячам жителей поставлен диагноз «алкоголизм».

Подготовила Татьяна КРАПИВИНА

«Вятский наблюдатель», № 16 от 16.04.2010

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 19.04.2010 10:03:06