Отменили «монетизацию» — потеряем миллиарды?

3 апреля 2010

Вернув натуральные льготы, не лишится ли область огромных средств, предназначенных на модернизацию ЖКХ?

С беспрецедентной — по масштабам влияния на реальное социально-экономическое положение региона – правовой коллизией пришлось столкнуться нынче нашей области. Бремя политической ответственности за то абсурдное положение, в которое загнали наш регион противоречия в федеральном законодательстве, приняло на себя Законодательное Собрание.

Речь об уже достаточно нашумевших поправках, которые депутаты ОЗС на мартовском пленарном заседании вынуждены были внести в региональный закон об образовании, вернув сельским учителям-пенсионерам натуральные льготы. Сделали они это вопреки воли губернатора, с первого захода категорически отказавшегося подписать законопроект об этих поправках.

Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили заместителя председателя Законодательного собрания Кировской области В. И. Агалакова.

- Нам пришлось иметь дело с проблемой противоречий в федеральном законодательстве, повлиять на которые напрямую мы не вправе – нет у нас таких полномочий. Взаимоисключающими оказались положения двух федеральных законов. Первый - это закон об образовании, который предусматривает, что педагогическим работникам-пенсионерам, проживающим и работающим в сельской местности, должно быть предоставлено бесплатное жилье с бесплатным отоплением и электроснабжением. Причем, по федеральном закону эта льгота должна предоставляться в натуральной форме, а не в денежном эквиваленте. И второй закон - о федеральном Фонде содействия реформированию ЖКХ, который допускает предоставление регионам денежных средств на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства лишь в том случае, если там отсутствуют натуральные льготы. То есть если все льготы переведены в денежную форму. Поэтому еще в августе прошлого года мы, рассчитывая на финансовую помощь Фонда, провели внеочередное заседание Законодательного Собрания, где приняли решение о переводе - в рамках регионального закона об образовании - упомянутых льгот сельским учителям из натуральной в денежную форму.

Однако за этим последовал судебный иск сельских педагогических работников, посчитавших, что их права таким образом ущемляются. Тут не было ничего неожиданного, все мы помним, какую неоднозначную реакцию и волну протестов вызвала тотальная монетизация льгот в 2005 году.

Нынешнюю судебную тяжбу педагоги выиграли. Верховный суд, поддержав их позицию, предписал вернуть нашим сельским учителям-пенсионерам натуральные льготы. И если бы Законодательное Собрание не исполнило решение Верховного суда, президент или губернатор могли распустить его. Так что принять поправки о возвращении натуральных льгот мы были просто вынуждены.

- И в итоге область оказалась перед угрозой потерять миллиарды рублей федеральных средств?

- Да, на одной чаше весов в этой истории оказались интересы сельских педагогов – это несколько миллионов рублей, те средства, которые придется потратить из бюджета на обеспечение натуральных льгот. А на другой чаше - миллиарды рублей, которых теперь область может лишиться. Это средства Фонда содействия реформированию ЖКХ – 600 миллионов, которые мы получили в минувшем году и которые нам, возможно, придется возвращать. И плюс мы, вероятно, теряем еще 700 миллионов, которые предполагали получить из Фонда в 2010 году. А это в общей сложности более миллиарда рублей. Огромные деньги! И не какие-то абстрактные суммы – это деньги, работающие в интересах населения, поскольку они направляются они на решение социальных задач – ремонт жилого фонда, расселение граждан из ветхого и аварийного жилья.

- Неужели мы теперь должны лишиться столь существенного финансирования этих социальных программ?

- Что будет дальше, трудно сказать. Мы направили в Госдуму письмо, указав на сложившиеся противоречия, на их последствия для регионов. Ведь наша ситуация не уникальна – в подобном положении оказались и другие субъекты Федерации. В целом по стране из-за этой правовой коллизии могут не дойти до регионов 240 миллиардов рублей. Будем надеяться, что Государственная Дума, учитывая масштаб ситуации, не проигнорирует наше обращение и примет меры к устранению противоречия.

- Владимир Иванович, хотелось бы коснуться и другой острой проблемы – дополнительного лекарственного обеспечения льготников. Бесконечные очереди в поликлиниках за льготными рецептами, постоянное отсутствие в аптеках необходимых лекарств… То есть за деньги они есть, а бесплатно – извините. Меняется ли как-то ситуация?

- Право на дополнительное лекарственное обеспечение у нас, по федеральному закону, имеют десять категорий граждан. Это участники боевых действий, блокадники, чернобыльцы и другие. В общей сложности 170 тысяч человек. Они имеют право на лекарственные средства за счет федерального бюджета. Но дело в том, что им дано право выбирать - или они остаются на натуральной льготе - а это социальный пакет, состоящий из дополнительного лекарственного, санаторно-курортного обеспечения, транспортных льгот - или получают взамен денежные выплаты.

Большинство людей предпочло выплаты. К 2010 году на натуральной льготе у нас осталось около 23 тысяч граждан. Это всего 13 процентов от общего числа федеральных льготников. И проблемы с их лекарственным обеспечением сейчас вполне успешно решаются. Проблема лишь в одном.

Закон предусматривает закупку лекарственных средств для обеспечения льготников только через аукционы, поскольку это государственные закупки. Именно это затягивало, и порою надолго, процесс. Но за последние два года процедура достаточно хорошо отработана. И есть лишь очень небольшой процент тех, кому приходится ждать поступления того или иного лекарства. Это происходит в тех случаях, когда человека не устраивает, например, тот препарат, который выписал доктор. Но это крайне редкие случаи, они составляют менее одного процента.

Сейчас есть и еще одна проблема – в ценообразовании. В доступности лекарств, которые продаются в аптеках. Большинство препаратов, которые мы покупаем, - импортного производства. И пока они дойдут от производителя до конечного покупателя, цена их, благодаря целой цепочке посредников, возрастает многократно. Но это вопрос не в компетенции региональной власти, решить его можно только на федеральном уровне. И вот как раз сейчас здесь, очевидно, наметится прогресс. Госдума только что приняла соответствующий закон. И, надеюсь, проблема будет наконец решена.

Интервью взял Р.Евгеньев

24 марта 2010 года Госдума приняла закон "Об обращении лекарственных средств", призванный принципиально изменить всю систему регистрации и распространения лекарств в России.

Проект документа разработан правительством РФ, по ходу обсуждения в нижней палате парламента в него были внесены многие существенные изменения. Закон, который, по словам спикера Госдумы Бориса Грызлова, "произведет революцию в вопросах обращения лекарственных средств", призван прийти на смену действующему сейчас в РФ закону "О лекарственных средствах". Принятый еще в 1998 году, он "сыграл свою роль, но на сегодня абсолютно устарел", - пояснила глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова.

Новый закон фактически вводит государственное регулирование цен на лекарства, которые отнесены к категории жизненно необходимых и важнейших. Документ предполагает следующую схему: предельные отпускные цены производителей на эти лекарства (они включены в специальный перечень, ежегодно утверждаемый правительством) будут подлежать государственной регистрации. Предельные оптовые и розничные надбавки на эти лекарства должны устанавливать субъекты РФ, причем осуществляться это будет по единой для всех регионов методике. При этом препараты, на которые предельная отпускная цена не зарегистрирована, не будут допускаться к продаже.

Закон устанавливает жесткое требование к тем, кто осуществляет розничную продажу лекарственных препаратов. Цена не может быть выше той, которая складывается в результате зарегистрированной цены производителя, и торговой надбавки, которая на основе методики установлена органом власти региона РФ. Более того, органы власти обязаны размещать в доступной сети информацию о стоимости препаратов.

Медицинским учреждениям разрешено приобретать лекарственные средства без дистрибьюторов, непосредственно от производителя. Сельским врачам и фельдшерам дается право продавать лекарства самим (сейчас они реализуются только через аптеки). Это существенно снизит цены на препараты для сельских жителей.

«Вятский край», № 62-63 от 03.04.2010

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 19.04.2010 16:24:59