Государственное задание будет ли благом для образования?

16 апреля 2010

С принятием в 2006 году закона «Об установлении нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в Кировской области» стал меняться подход к финансированию образования. Этот закон определил нормативно - бюджетное финансирование. Уже тогда мы понимали, что этого финансирования будет недостаточно, поэтому вместе с директорами школ Кильмезского района, сразу включились в анализ закона. Наши предложения касались методики расчета норматива на оказание образовательной услуги, так как именно это определяло полноту финансирования. Предложения по увеличению корректирующих коэффициентов для малокомплектных школ были приняты к увеличению, а предложения по методике расчета нормативов не услышаны до сих пор, особенно в части включения в норматив регионального и школьного компонента. Поэтому в образовательных учреждениях выполняется только федеральный компонент школьного процесса, то есть происходит только передача знаний, а воспитательная функция из учебного процесса исключается. Иными словами, денег на дополнительные занятия (индивидуальные и групповые, факультативы и кружки) не остается. Это недопустимо, так как происходит отделение обучения от воспитания и перевод системы воспитания на чисто коммерческие рельсы (финансирование из кармана родителей). Предложения по изменению методики расчета норматива были направлены мною депутатам Государственной Думы.

Нас волнует и тот факт, что норматив хотя и разделен на две части - на заработную плату и учебные расходы, но нет закона, который бы прописывал четкое процентное соотношение между этими частями нормативов. На практике, при недостаточном финансировании, деньги часто используются из учебных расходов на другие цели, например на зарплату. Этим мы ухудшаем материально-техническое оснащение образовательных учреждений.

Мы так же обращались к правительству Кировской области о включении в учебные расходы приобретение мебели, огнетушителей и т.д. Получается, что компьютеры мы можем купить за счет учебных расходов, а ставить их не на что, так как покупка мебели идет из местного бюджета, у которого на это денег нет.

Нерешенным вопросом на сегодня остается вопрос ремонта образовательных учреждений. Одним из вариантов решения проблемы стало бы принятие областной программы по содержанию общеобразовательных учреждений.

На сегодняшний день самым обсуждаемым проектом закона в сфере образования находящимся на рассмотрении в Государственной Думе становится проект закона «О внесении изменений в законодательные акты в связи с совершенствованием правового положения государственных муниципальных организаций». Этот закон потребовался, так как провалилась акция с созданием закона об автономных образовательных учреждениях, благодаря которому эти учреждения могли лишиться гарантии бюджетного финансирования, что в свою очередь привело бы к их приватизации. Но все образовательное сообщество добилось того, что в этом законе было прописано о добровольном переходе образовательных учреждений в автономные учреждения. И это естественно, ведь дураков, которые хотели бы лишиться бюджетного финансирования, нет. Государство принимало закон об автономных учреждениях с целью скрытой приватизации, так как автономные учреждения, не имея гарантированной бюджетной поддержки, могли спокойно приватизироваться.

Суть нового закона в том, что он, во первых, расширяет самостоятельность бюджетных организаций до уровня, который имеют сегодня автономные учреждения. Это неплохо, хотя уровень финансирования этих бюджетных организаций ниже 2005 года. Во-вторых резко ослабляет финансовые гарантии в деятельности бюджетных организаций, в том числе при переходе на государственные задания и снятия субсидиарной ответственности учредителя, что ведет к банкротству, ведь учебное заведение можно закрыть, не выдав или уменьшив ему государственное задание.

Из всего этого ясно, что закон дает возможность государству сбросить с себя, т.е. с бюджета, обузу в виде образования, выбросив государственные муниципальные образовательные учреждения в рынок. Поэтому всему образовательному сообществу необходимо объединиться, чтобы не принимать закон в данной редакции, так как сократятся социальные гарантии по оказанию бесплатного образования. Предстоит аналитическая доказательная работа по предотвращению негативного влияния закона на образование.

Материал предоставлен фракцией КПРФ в Законодательном Собрании Кировской области

«Вести. Киров», № 42 от 16.04.2010

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 21.04.2010 15:03:32