Важные вопросы в режиме дискуссии

1 июня 2010

Полгода прошло с принятия областного закона о транспортном налоге, и жизнь показала необходимость возврата к пересмотру налоговых ставок. Правда, после бурных дебатов они между первым и вторым чтениями закона уже снижались, но не настолько, чтобы народ успокоился. Казне те поправки обошлись в 100 миллионов рублей - первоначально же от их повышения планировали выиграть 325 миллионов.

Шаткий фундамент

Как отметил председатель Заксобрания В.А. Васильев, впервые сложилась ситуация, когда на суд депутатского корпуса было вынесено сразу два альтернативных законопроекта: губернаторский и «народный», так, по крайней мере, его представили разработчики - депутаты А.В. Бусыгин и С.П. Ермошин. Они уверены, что пополнять бюджет следует за счёт развития бизнеса, повышения объёмов производства и производительности труда, а не путём увеличения налоговых нагрузок на жителей области. Поддержку принятого в ноябре закона они увязали с плохой информированностью по ставкам и льготам, принятым в других регионах, и, повинившись в ошибке, призвали признать её и коллег. «Деньги считаем, а реакцию людей не продумываем, вот и создали социальную напряжённость, - отметил А.В. Бусыгин. - А на неустойчивом фундаменте хороший дом не построишь». И призвал депутатов голосовать за предложенный проект «не фракционируясь».

Депутаты - разработчики проекта - посчитали, что областной документ противоречит основам законодательства о налогах и сборах, согласно которым они должны иметь экономическое обоснование, а фактическую способность населения к уплате налогов следует определять исходя из среднедушевого дохода. По Кировской области он составляет 10 тысяч 202 рубля с копейками, что обеспечивает нам девятое место по ПФО. За основу же при расчёте ставок взяли обобщённые данные по округу. Кроме того, они засомневались в том, что деньги, полученные от повышения транспортного налога, действительно уйдут в муниципалитеты на поддержку дорог, как оговаривалось первоначально. На сей выпад не смогла не отреагировать глава департамента финансов Е.В. Ковалёва, представлявшая на пленарном заседании поправки губернатора.

Елена Васильевна напомнила, что повышенные ставки начнут действовать с будущего года, а те 325 млн рублей, которые казна поначалу рассчитывала получить от сбора транспортного налога и направить в муниципалитеты, уже учтены в первом чтении бюджета. И заметила, что губернаторский вариант законопроекта - это не работа над ошибками, а компромисс, что, как известно, искусство тонкое, обучившись которому можно добиться более грамотного подхода к ситуации. А данный компромисс, цена которому 16,6 миллиона выпадающих доходов казны, учитывает, по мнению главного финансиста, и обоснованные предложения автомобилистов, и потребности бюджета.

«Безусловно, сложно брать на себя ответственность и принимать непопулярные решения, но любые меры основываются на определённых ситуациях», - подчеркнула Елена Васильевна.

Поправки, предложенные главой региона, усиливают дифференцированный подход к налоговым ставкам по легковушкам разной мощности и возраста. Расширяется и перечень льготников. К примеру, половину налоговой ставки предлагается платить ветеранам и инвалидам боевых действий, военнослужащим, принимавшим участие в вооружённых конфликтах на территории РФ и бывших союзных республик, имеющим машины свыше 150 «лошадок». Полностью освобождены от налога владельцы тракторов и самоходных комбайнов, используемых для нужд личного подворья или обработки арендуемой земли.

Е.В. Ковалёва предложила депутатам принять законопроект в первом чтении как базовый и в дальнейшем сообща продолжить над ним работу. Благо время для этого ещё есть. Большинство депутатов согласилось. Оппоненты же напомнили об огромных недоимках по транспортному налогу и предложили, взяв за основу «депутатский» вариант, подождать решения старших товарищей из Госдумы, которые, возможно, вскоре снимут все проблемы, занеся налог в стоимость бензина - об этом речь наверху уже идёт. И подсказали места, где можно поискать деньги, к примеру, ликвидировав двоевластие в муниципалитетах.

Освободиться от монозависимости

На апрельском заседании народные избранники утвердили поправку в бюджет, связанную с выплатой рабочим вятскополянского «Молота» полугодовой задолженности по зарплате, - те 300 млн рублей будут полностью компенсированы федеральным бюджетом. Нынче правительство области вышло к депутатскому корпусу с очередной корректировкой, согласно которой предприятию планируется выделить из областной казны 354 млн рублей для погашения налоговой задолженности. Что позволит, как подчеркнул заместитель председателя правительства области Э.А. Носков, разблокировать хозяйственную деятельность предприятия и приступить к реализации комплексного плана развития города, что выведет его из монозависимости. Средства пойдут на выкуп у «Молота» части имущественного комплекса, на базе которого планируется сформировать промышленный парк и разместить новые производства, не связанные с заводом. Часть выделенной бюджетом суммы - 265 млн рублей - будет компенсирована федеральным бюджетом. Оставшиеся 89 млн - задолженность завода по налогу на доходы физических лиц, так что они вернутся в областной и местный бюджеты. Поправку приняли в окончательной редакции, но уже не так дружно, как в апреле.

Кандидат, открой личико

Эту открытость предлагает разработанный «единороссами» новый закон о выборах депутатов областного Заксобрания, буквально лбами столкнувший парламентариев разного политического толка. Искру высекла принципиальная поправка, а точнее, новая система формирования партийных списков и распределения депутатских мандатов между партиями. Если раньше в бюллетень для голосования вносилась лишь тройка возглавляющих партийный список кандидатов, оставляя в тени остальных, то сейчас предлагается раскрыть перед людьми весь партийный список, то есть весь предвыборный состав кандидатов. Кроме того, областной партийный список будет разбит на группы, закреплённые за определёнными территориями - по области их будет 27. Сие действие приблизит, по мнению разработчиков закона, партии к народу. Избиратель, голосуя за ту или иную политическую силу, будет знать, кто конкретно представляет её в его округе.

Решительно против новшества выступили коммунисты, увидев в нём большие возможности для использования партией власти административного ресурса и нарушение принципов демократии. «А к народу мы и так близко», - резюмировал В.В. Крешетов. Депутатов, мыслящих по-иному, не устраивала и поспешность, с которой разрабатывался закон.

Прервать дебаты и подчиниться большинству призвал оппонентов «единоросс» С.Е. Лузянин. Каждый остался при своём мнении, но, учитывая подавляющий монолит «Единой России», закон выдержал голосование.

В окончательную редакцию областных законов с учётом некоторых поправок оформились и антиалкогольные инициативы губернатора Н.Ю. Белых. После их официальной публикации в печати окончательно запретят гнать самогон и заниматься прочим виноварением в домашних условиях, распивать пиво в общественных местах. Вот только предлагаемый ранее штраф от 500 рублей до трёх тысяч за игнорирование установленного порядка депутатам пришлось снизить до 300 рублей. Причина не в смягчении наказания, а в несоизмеримости местных штрафных санкций с уже действующими федеральными, наказывающими за распитие спиртных напитков в общественных местах. Как пояснил председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению М.В. Лихачёв, выходила нестыковка, когда за распитие предлагалось штрафовать куда меньше (300 рублей), чем за открытую бутылку. Кроме того, прокуратура усмотрела в разнице штрафных санкций коррупциогенный фактор - наряд милиции мог на своё усмотрение трактовать ситуацию. Но какого любителя разогреться научат эти 300 рублей?! Было предложено выйти с законодательной инициативой, ужесточающей наказание, в Госдуму, досконально её проработав.

Марина Стяжкина

«Кировская правда», № 65 от 01.06.2010

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Размещено: 04.06.2010 08:13:54